Зарегистрировано
в Минюсте РФ 10 июля 2009 г. N 14312
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 мая 2009 г.
N 36
О НАДЗОРЕ ЗА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ К ПИЩЕ (БАД)
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко,
проанализировав выполнение Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 06.03.2007 N 8 "Об усилении надзора за
производством и оборотом БАД" <*> и материалы государственного
надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте
биологически активных добавок к пище (далее - БАД), установленных нормативными
правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.
--------------------------------
<*> Зарегистрирован в Минюсте
России 09.04.2007, регистрационный номер 9267.
На потребительском рынке Российской
Федерации находится в обороте более 7500 БАД. В 2008 году Федеральной службой
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
зарегистрировано 1675 БАД (2004 г. - 884, 2005 г. - 1949, 2006 г. - 1855, 2007
г. - 1621) отечественного и импортного производства.
На конец 2008 г. в Российской Федерации работало 182 организации, занятые
производством БАД, 63% из них расположены в Центральном и Сибирском федеральном
округах.
В обороте БАД задействовано 38 860
объектов: 3506 организаций торговли, 783 складов хранения и 34 385 объектов
аптечной сети.
Среди обследованных в 2008 г.
организаций, занятых производством БАД, нарушения санитарно-эпидемиологических
требований были выявлены на 39 из 87, что составило 44,7%.
При производстве и обороте БАД чаще всего
выявляются следующие нарушения:
- неудовлетворительное
санитарно-техническое состояние производственных помещений;
- отсутствие документов, подтверждающих
безопасность поступающего сырья;
- производство БАД без свидетельства о
государственной регистрации;
- отсутствие производственного контроля за выпускаемой продукцией;
- розничная торговля БАД вне
установленных пунктом 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования
к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище
(БАД)" <*> объектов, в том числе путем дистанционной продажи и
продажи через дистрибьютеров;
--------------------------------
<*> Зарегистрирован в Минюсте
России 15.05.2003, регистрационный номер 4536.
- несоблюдение условий хранения БАД;
- реализация БАД без документов,
подтверждающих их государственную регистрацию;
- несоответствие наносимой на этикетку
информации требованиям, установленным законодательными актами Российской
Федерации.
Отмечаются случаи отсутствия на этикетке
ингредиентного состава БАД, сведений о биологически активных веществах,
источником которых является БАД к пище, противопоказаний к применению БАД,
информации о том, что БАД к пище не является лекарством.
Учреждениями Роспотребнадзора
проводятся лабораторные исследования БАД по гигиеническим показателям и на
содержание биологически активных веществ. Так, в 2008 г.:
- по химическим
показателям исследовано 13032 пробы БАД, из них не соответствовали
гигиеническим нормативам 1,16%, по импортным БАД данный показатель составил 4,92%;
- по
микробиологическим показателям исследовано 17953 пробы БАД, из них не
соответствовали гигиеническим нормативам 3,63%, по импортным БАД данный
показатель составил 5,48%;
- по определению биологически активных
веществ исследовано 2185 проб БАД, из них не соответствовали установленным
требованиям 4,5%.
По результатам выявленных нарушений
выданы предписания о снятии с реализации 772 партий БАД объемом 857 кг,
наложено 1426 штрафов на сумму 2793545 рублей, приостановлена эксплуатация 8
объектов, занимающихся производством и оборотом БАД (Ростовская область,
Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Татарстан, г.
Санкт-Петербург). Управлениями Роспотребнадзора по
Республике Татарстан, Алтайскому, Приморскому, Краснодарскому, Красноярскому
краям, Пензенской, Свердловской, Курганской, Ростовской областям и
Ханты-Мансийский АО в правоохранительные органы направлены материалы по 12
делам о нарушениях законодательства, связанных с производством и оборотом БАД.
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека поступают многочисленные обращения
граждан Российской Федерации с жалобами на недобросовестную практику
распространения БАД, имеющую очевидные признаки мошенничества. Указанное, в частности, выражается в доведении до потребителей
заведомо ложной информации о различных несуществующих клиниках, медицинских
центрах и других недостоверных сведений, вводящих их в заблуждение. При
этом у потребителей формируется устойчивое недоверие и явно негативное
отношение к БАД, даже, несмотря на то, что в жалобах граждан в подавляющем
большинстве случаев фигурируют находящиеся в законном обороте и прошедшие
процедуру государственной регистрации пищевые продукты данной группы.
Так как в качестве
обманутых приобретателей БАД чаще всего фигурируют люди преклонного возраста, в
том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам, то
подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных
противоправных действиях в отношении граждан-заявителей со стороны лиц,
идентификация которых в некоторых случаях осложнена использованием фиктивных
имен и адресов, оценка которым должна быть дана правоохранительными органами.
Особую тревогу вызывают описываемые
пострадавшими случаи приобретения ими БАД в рамках отношений, не имеющих ничего
общего с договором розничной купли-продажи, повлекшие причинение вреда их
здоровью, что может свидетельствовать о наличии со стороны лиц, реализующих БАД
в нарушение установленных требований, признаков уголовно наказуемого деяния.
Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека были направлены
соответствующие обращения в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации
и Главного управления внутренних дел г. Москвы для решения вопроса о принятии
по представленным материалам адекватных мер реагирования.
Остается актуальной проблема, связанная с
незаконной реализацией БАД, содержащих в своем составе
сильнодействующие, наркотические средства и психотропные вещества. В связи с
этим расширен перечень запрещенных для изготовления БАД биологически активных
веществ, и продуктов, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье
человека (СанПиН 2.3.2.2351-08 "Дополнения и изменения N 7 к СанПиН
2.3.2.1078-01", утвержденный Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 05.03.2008 N 17 <*>).
--------------------------------
<*> Зарегистрирован в Минюсте
России 03.04.2008, регистрационный номер 11465.
Отмечаются многочисленные факты
несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов,
используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную
информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не
соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации.
В соответствии с
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27
(ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498;
2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007,
ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801;
2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I),
ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996,
N 3, ст. 140, 20.12.1999, N 51, ст. 6287, 07.01.2002, N 1 (ч. I), ст. 2,
30.08.2004, N 35, ст. 3607, 08.11.2004, N 45, ст. 4377, 27.12.2004, N 52 (часть
I), ст. 5275, 31.07.2006, N 31 (ч. I), ст. 3439, 23.10.2006, N 43, ст.
4412, 27.11.2006, N 48, ст. 4943, 29.10.2007, N 44, ст. 5282, 28.07.2008, N 30
(ч. II), ст. 3616) постановляю:
1. Юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим ввоз на территорию Российской Федерации,
производство и оборот БАД:
1.1. Обеспечить качество и безопасность
БАД в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.2. Реализацию БАД осуществлять строго в
соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к
организации производства и оборота биологически активных добавок к пище
(БАД)" в аптечных учреждениях и специализированных магазинах или отделах
продовольственных магазинов по продаже диетических продуктов;
1.3. Соблюдать требования по вынесению на
этикетку информации, которая согласована при государственной регистрации БАД;
1.4. Не допускать в названиях БАД
терминов, а на упаковке рисунков, вводящих потребителя в заблуждение и
указывающих на предполагаемую эффективность БАД;
1.5. Принять меры по обеспечению
соблюдения законодательства при подготовке рекламных материалов о БАД.
2. Просить Министерство внутренних дел
Российской Федерации в целях недопущения незаконного распространения БАД
усилить меры по его пресечению в пределах компетенции.
3. Рекомендовать средствам массовой
информации:
3.1. Обеспечить соблюдение установленных
обязательных требований при распространении рекламы БАД;
3.2. Рекомендовать оказывать содействие
органам Роспотребнадзора в проведении работы по
информированию населения о вопросах реализации БАД.
4. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации принять меры по недопущению
назначения медицинскими работниками БАД в качестве средств, оказывающих
лечебный эффект.
5. Учреждению Российской академии
медицинских наук Научно- исследовательскому институту питания доработать проект
методических указаний "Руководство по методам контроля качества и
безопасности БАД к пище" с учетом замечаний экспертов Комиссии по
государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Роспотребнадзоре и представить его в Роспотребнадзор
до 15.06.2009.
6. Главным врачам ФГУЗ центры гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации принять меры по оснащению
испытательных лабораторий современным оборудованием и подготовку специалистов
по методам контроля БАД.
7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
7.1. Усилить государственный надзор за
производством и оборотом БАД, обратив внимание на соответствие содержания
информации о продукте установленным требованиям;
7.2. Обеспечить взаимодействие с органами
прокуратуры и внутренних дел по вопросам незаконного оборота БАД;
7.3. Провести совместно с
правоохранительными органами мероприятия по контролю и надзору в отношении
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию
БАД;
7.4. Проводить в средствах массовой
информации разъяснительную работу по вопросам реализации БАД;
7.5. Доложить о проведенной работе до
01.01.2010.
8. Контроль за
выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО