ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
12 июня 2009 г.
N 01/8271-9-23
О РУКОВОДСТВЕ ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ ГРИППА, ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A(H1N1)
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека направляет разработанное по
поручению 62-ой сессии ВОЗ "Руководство ВОЗ по мерам на государственном
уровне, предпринимаемым странами в ответ на пандемию нового гриппа, вызванного
вирусом A(H1N1)".
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
РУКОВОДСТВО ВОЗ
ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫМ
СТРАНАМИ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ НОВОГО ГРИППА,
ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A(H1N1)
9 июня 2009 г.
Введение
ВОЗ предоставляет следующее руководство
для содействия странам в борьбе против нынешней пандемии нового гриппа,
вызванного вирусом A(H1N1). В настоящем руководстве отражены имеющиеся знания и
опыт, накопленные с апреля 2009 года. В ближайшие недели и месяцы ожидается
дальнейшее международное распространение пандемического вируса. Однако в
настоящее время эпидемиологическая ситуация в разных странах варьируется в
широких пределах - от стран, где не зарегистрировано или зарегистрировано
несколько случаев заболевания, до стран, переживающих широко распространенные
вспышки болезни на уровне местных сообществ. Во время прошлых пандемий самое
значительное воздействие на здоровье было оказано в течение первого года, но
повышенное число случаев смерти, связанных с распространением пандемического
вируса, отмечалось на протяжении двухлетнего периода.
Общее руководство
для всех стран
Мониторинг пандемии.
Странам необходимо поддерживать
проведение эпиднадзора <*> во время
пандемического периода путем:
--------------------------------
<*>
http://www.who.int/csr/resources/publications/swineflu/surveillance/
en/index.html
- Мониторинга вируса на предмет важных
генетических, антигенных или функциональных изменений (например, на
чувствительность к противовирусным препаратам).
- Мониторинга болезни и вспышек болезни
для выяснения того, поднимаются ли или снижаются уровни активности.
- Мониторинга функционирования системы
здравоохранения для обеспечения непрерывности и быстрого корректирования.
- Выявления и расследования необычных
случаев заболевания, кластеров или вспышек болезни с целью быстрого выявления
важных изменений в эпидемиологии или степени тяжести.
- Подробной характеристики клинических и
эпидемиологических признаков в первых 100 или более случаях пандемической
болезни в любых новых условиях для сбора важнейшей информации и обеспечения
широкого доступа к ней.
- Частого и быстрого предоставления ВОЗ
информации, полученной в результате эпиднадзора.
Коммуникация и информирование населения.
Страны должны сделать активный обмен
информацией составной частью своих стратегических ответных действий путем
предоставления точной и последней информации по таким вопросам, как
пандемическая активность и действия, проводимые правительствами <*>.
--------------------------------
<*> Для руководства см.
http://www.who.int/infectious-disease-news/IDdocs/whocds200528/whocds200528en.pdf
Адаптация планов и мероприятий к нынешней
пандемии.
Страны должны пересмотреть уже имеющиеся
национальные планы в отношении пандемии с тем, чтобы национальные действия в
ответ на нынешнюю пандемию проводились стабильно и соответствовали текущей
степени тяжести нынешней пандемии <*>, в частности:
--------------------------------
<*> Для дальнейшего руководства см.
http://www.who.int/csr/disease/influenza/pipguidance2009/en/index.html
- Национальные усилия необходимо
сфокусировать, в первую очередь, на смягчении воздействия вируса на здоровье и
его социального воздействия путем уделения основного
внимания не попыткам сдерживания передачи болезни, а надлежащему уходу за
больными людьми.
- Системы здравоохранения должны
подготовиться к ведению возрастающего числа случаев заболевания и,
потенциально, более серьезных случаев заболевания.
- Страны должны осуществлять планы
приобретения основных лекарственных средств и оборудования, а также
противовирусных препаратов и вакцин.
В дополнение к общему руководству,
приведенному выше, странам также рекомендуется принять к сведению следующее
руководство, которое соответствует их нынешнему уровню передачи болезни и
контексту.
Руководство для
стран с широко распространенной
передачей инфекции на уровне местных сообществ
Эпиднадзор
- Национальный эпиднадзор,
в основном, должен отслеживать 1) распространение и увеличение или уменьшение
числа случаев заболевания, смертельных исходов и вспышек болезни, связанных с
пандемическим вирусом; 2) функционирование системы здравоохранения; и 3)
какие-либо изменения в вирусах.
- Сбор клинических
образцов для тестирования вируса необходимо ограничивать так, чтобы в течение
оставшегося пандемического периода в целях экономии лабораторных ресурсов
тестировались образцы, взятые только в отдельных, а не во всех случаях
заболевания, но в то же время в количестве, достаточном для сбора критической
информации.
Меры по борьбе
- Основное внимание необходимо уделять
надлежащему ведению пациентов либо в домашних условиях, либо в медицинских
учреждениях.
- Необходимо обеспечивать защиту и
поддержку системы здравоохранения с тем, чтобы она могла продолжать
функционировать.
- Пандемическую инфекцию у большинства
людей можно диагностировать клинически, без лабораторного тестирования.
- Меры на уровне местных сообществ, такие
как закрытие школ и отмена массовых собраний, могут быть предусмотрены в каждом
конкретном случае с целью замедления распространения инфекции и уменьшения
давления на систему здравоохранения. При принятии таких мер необходимо
учитывать дезорганизацию, к которой они могут привести, а также практическую
осуществимость и устойчивый характер их проведения.
Руководство для
стран, где не зарегистрировано
случаев пандемической инфекции
Эпиднадзор
- Страны должны определить любые
национальные потенциальные возможности для проведения эпиднадзора
болезни и вируса, которые могут быть использованы для выявления и мониторинга
случаев заболевания, включая лаборатории с потенциалом для тестирования вирусов
гриппа. Если в стране не имеется такого потенциала, ВОЗ может содействовать в
отправке клинических образцов в другую лабораторию.
- Эпиднадзор
должен фокусироваться на таких местах, как закрытые сообщества (например,
школы, военные лагеря, медицинские учреждения), особенно в городских условиях,
так как новые случаи заболевания, вероятно, произойдут именно в этих местах.
- Необходимо поддерживать базовый эпиднадзор за гриппом или
тяжелыми респираторными заболеваниями.
- Проверка в аэропортах при прилете и
вылете и отслеживание контактов могут быть предусмотрены, но такие действия
являются ресурсоемкими, а их преимущества будут уменьшаться по мере
распространения инфекций. Такая проверка может выявить случаи заболевания, но
не может предотвратить распространение болезни, так как бессимптомные и
субклинические инфекции не будут выявлены.
Меры по борьбе
- Приезжающим людям, которые больны,
необходимо предоставлять информацию, необходимую для получения медицинской
помощи.
- Сектор
здравоохранения должен 1) быть готов к ведению возрастающего числа пациентов с
респираторными заболеваниями, 2) обеспечить наличие основных лекарственных
средств и материалов для лечения пневмонии, а также других распространенных
болезней, представляющих угрозу для жизни, в местных сообществах, и 3)
обеспечить подготовку работников здравоохранения в области диагностирования и лечения
пациентов с гриппом <*>.
--------------------------------
<*> Ресурсы доступны на:
http://www.who.int/csr/disease/swineflu/guidance/clincal/en/index.html
- ВОЗ не рекомендует закрывать границы и
вводить ограничения на поездки, так как это не предотвратит распространение
болезни и может оказать негативное воздействие на экономику.
Руководство для
стран, находящихся в переходной стадии
Эпиднадзор
- В соответствии с Международными
медико-санитарными правилами (2005), страны должны извещать ВОЗ о лабораторно
подтвержденных случаях заболевания <*>.
--------------------------------
<*> См.
http://www.who.int/ihr/9789241596664/en/index.html
- Необходимо собирать подробную
эпидемиологическую, клиническую и вирусологическую информацию о первых 100
случаях заболевания или, по возможности, о большем числе случаев.
- Необходимо собирать информацию для
оценки степени тяжести болезни на национальном уровне <*>.
--------------------------------
<*> См.
http://www.who.int/wer/2009/wer8422.pdf
- Необходимо прекратить проведение таких
крайне ресурсоемких действий, как отслеживание контактов, как только собираемая
информация потеряет свою ценность.
Меры по борьбе
- Страны, находящиеся в переходной
стадии, должны подготовиться к принятию мер по борьбе, рекомендуемых странам с
устойчивой передачей инфекции на уровне местных сообществ, как описано выше.
- Противовирусную профилактику, в целом,
необходимо ограничить и необходимо предусмотреть резервный запас
противовирусных лекарств для лечения пациентов, в
частности, тяжелобольных пациентов или пациентов, подвергающихся высокому риску
развития тяжелых заболеваний.