ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 августа 2009 г.
N 50
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ
ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И
ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Современный эпидемиологический период
характеризуется следующими особенностями:
- развитием пандемии гриппа, вызванной
штаммом вируса A/H1N1/09;
- выявлением ранее неизвестных новых
возбудителей инфекционных болезней человека и животных (коронавирус, вызывающий
тяжелый острый респираторный синдром, вирус гриппа H5N1, прионы, вызывающие спонгиоформную энцефалопатию животных и болезнь
Крейтцфельда-Якоба у человека);
- появлением редких инфекционных болезней
(легионеллез, орнитоз);
- вновь возникающими инфекционными
болезнями (Крымская геморрагическая лихорадка), традиционные особо опасные
инфекции (оспа, чума, холера и др.);
- активизацией эпидпроцесса
возвращающихся инфекций (туберкулез), природноочаговых инфекций (ГЛПС,
бешенство, КГЛ), зооантропонозов (сибирская язва, бруцеллез);
- ежегодной регистрацией от 600 до 1200
вспышек инфекционных и паразитарных болезней;
- наличием естественных природных
резервуаров патогенных микроорганизмов (чума, туляремия, геморрагическая
лихорадка с почечным синдромом) и неконтролируемое высвобождение или
распространение живых организмов, особенно генетически модифицированных, с не
установленными механизмами влияния на экосистемы.
Биологическую угрозу для человека и
общества в целом представляют:
- аварии и диверсии на объектах, где
проводятся работы с патогенными микроорганизмами;
- вероятность использования на территории
Российской Федерации патогенных микроорганизмов и экопатогенов в
террористических целях;
- снижение уровня защищенности населения
и окружающей среды продолжающимися технодеструктивными воздействиями на
биосферу, в том числе, снижающем естественную резистентность организма;
- потенциальная опасность
несанкционированного доступа экстремистских сил к лабораториям, работающих с
возбудителями особо опасных инфекций или к коллекциям микроорганизмов,
депонируемых для государственных нужд;
- нарушение правил биологической
безопасности и обеспечения биологической защиты, которые регулярно
регистрируются в зарубежных странах.
При этом, в ряде
зарубежных стран отсутствует орган, контролирующий оборот патогенных
биологических агентов.
Таким образом, вопросы биологической
безопасности на территории Российской Федерации приобретают особую актуальность
и являются приоритетными в обеспечении национальной безопасности Российской
Федерации.
В целях организации
функционирования и проведения на территории Российской Федерации
санитарно-противоэпидемических мероприятий в области обеспечения биологической
безопасности и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003,
N 2, ст. 167; N
27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст.
10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N
46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N
29 (ч. 1), ст. 3418), в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной
службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004, N
28, ст. 2899), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005
г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов
исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической
безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 23.05.2005, N 21, ст. 2023), постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 "О положении
об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
26.09.2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить приложение об организации работы
по реализации полномочий единой федеральной централизованной системы
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения
биологической и химической безопасности (приложение).
2. Главным
государственным санитарным врачам Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы
исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента
Российской Федерации, по объектам Управления делами Президента Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны
Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков, Федерального медико-биологического агентства,
руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам
Российской Федерации, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии в
субъектах Российской Федерации, главному врачу ФГУЗ "Противочумный
центр", начальникам противочумных станций, директорам
научно-исследовательских институтов Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить работу в
соответствии с утвержденным приложением, при необходимости внести изменения и
дополнения в планы работы на 2009 год.
3. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Н.В.Шестопалова.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 04.08.2009 г. N 50
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ
ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И
ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. В целях контроля за
реализацией государственной политики в области обеспечения биологической и
химической безопасности Российской Федерации с целью охраны здоровья и
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
1.1. Главные
государственные санитарные врачи Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения
наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской
Федерации, по объектам Управления делами Президента Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны
Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков, Федерального медико-биологического агентства (далее -
главные государственные санитарные врачи федеральных органов
исполнительной власти), руководители управлений Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской
Федерации, главные врачи центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской
Федерации, директора научно-исследовательских институтов Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
1.1.1. Участвуют в функционировании
единой государственной системы биологической и химической безопасности
Российской Федерации, включая категорирование, прогнозирование, предупреждение
и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия основных химических
и биологических факторов окружающей среды.
1.1.2. Вносят предложения в органы
исполнительной власти для разработки и уточнения региональных и федеральных
перечней опасных химических и биологических объектов Российской Федерации.
1.2. Главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации:
1.2.1. Осуществляют во взаимодействии с
заинтересованными ведомствами надзор за соблюдением требований санитарного
законодательства на критически важных объектах биологического и химического
профиля в процессе их проектирования и эксплуатации. В случае выявления
нарушений требований санитарного законодательства применяют меры
административного воздействия, в установленном порядке информируют органы
исполнительной власти.
1.2.2. Осуществляют надзор за соблюдением
требований нормативных правовых документов в сфере биологической безопасности
при работе с микроорганизмами I-IV групп патогенности.
1.2.3. Вносят предложения руководителям
организаций биологического и химического профиля о необходимости оптимизации
технологических процессов с целью снижения антропогенного воздействия на
население и окружающую среду.
1.3. Главные врачи
центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, главный врач
Федерального государственного учреждения здравоохранения (далее - ФГУЗ)
"Противочумный центр", начальники противочумных станций, директора
научно-исследовательских институтов Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают соблюдение
требований нормативных методических документов по биологической безопасности на
всех этапах работы с микроорганизмами I-IV групп патогенности.
1.4. Директора научно-исследовательских
институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека осуществляют фундаментальные и прикладные
научно-исследовательские работы по созданию новых аналитических методов и
систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и
инструментального решения задач обеспечения биологической и химической
безопасности Российской Федерации.
2. В целях участия в организации
разработки национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих
требования к биологической и химической безопасности объектов технического
регулирования, и их внедрения:
2.1. Главные
государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти,
руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главные
врачи центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации,
директора научно-исследовательских институтов вносят в Федеральную службу по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предложения по
разработке, оптимизации нормативно правовой базы в области обеспечения
биологической и химической безопасности Российской Федерации.
2.2. Директора научно-исследовательских
институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека обеспечивают проведение научно- исследовательских работ в
целях обоснования национальных стандартов и технических регламентов,
устанавливающих требования к биологической и химической безопасности.
3. С целью профилактики инфекционных
заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и
неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и
суперэкотоксикантами:
3.1. Главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации, обеспечивают выполнение требований
законодательства Российской Федерации, направленные на профилактику
инфекционных, неинфекционных (отравлений), в том числе профессиональных
заболеваний.
3.2. Директора научно-исследовательских
институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека осуществляют научно-исследовательские работы,
направленные на совершенствование профилактики инфекционных, неинфекционных
(отравлений), в том числе профессиональных заболеваний.
4. В целях организации и проведения мониторинга опасных для человека природных биологических
агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью
прогнозирования биологических и химических опасностей на территории страны и
принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по
обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей
среды:
4.1. Главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации:
4.1.1. Осуществляют плановый мониторинг
за инфекционной и неинфекционной заболеваемостью, связанной с воздействиями
природных биологических и химических веществ, а также мониторинга за объектами
окружающей среды и подготовку прогнозов в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами.
4.1.2. Организуют
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на
снижение рисков возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных
заболеваний в соответствии с полномочиями, возложенными на органы,
осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4.1.3. Принимают
участие в разработке и функционировании системы мониторинга окружающей среды в
районах расположения критически важных объектов для оценки и прогнозирования
возможных зон загрязнения при возникновении чрезвычайных ситуаций на этих
объектах, в пределах компетенции, совместно с подразделениями Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах Российской Федерации и
Управлениями Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору
по субъектам Российской Федерации.
4.2. Директора научно-исследовательских
институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека:
4.2.1. Организуют проведение
научно-исследовательских работ, направленных на повышение качества мониторинга
за инфекционной и неинфекционной заболеваемостью, объектами окружающей среды,
включающих разработку новых методов исследований, диагностических и
профилактических препаратов.
4.2.2. Обеспечивают оказание практической
и методической помощи управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и
центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при проведении
мониторинга за инфекционными и неинфекционными заболеваниями и объектами
окружающей среды.
5. В целях организации
и координации работы по санитарно-эпидемиологическому мониторингу
зооантропонозов главные государственные санитарные врачи федеральных органов
исполнительной власти, руководители управлений Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской
Федерации, главные врачи центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской
Федерации, главный врач ФГУЗ "Противочумный центр", начальники
противочумных станций, директора научно-исследовательских институтов
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека обеспечивают проведение мероприятий, направленных на
профилактику заболеваний, общих для человека и животных во взаимодействии с
органами и учреждениями, осуществляющими ветеринарный и фитосанитарный надзор.
6. В целях организации работы по созданию
и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием
объектов массового сосредоточения людей главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации:
6.1. Определяют перечень объектов
массового сосредоточения людей, находящихся на поднадзорной территории, берут
их на особый контроль и обеспечивают качественное проведение плановых надзорных
мероприятий.
6.2. Обеспечивают постоянную готовность
специализированных формирований для проведения мероприятий при угрозе
применения патогенных биологических, особо опасных химических и радиоактивных
веществ.
6.3. Обеспечивают взаимодействие с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления при угрозе применения патогенных биологических, особо опасных
химических и радиоактивных веществ в террористических целях.
7. В целях организации оперативного реагирования
на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных
территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных
заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного
и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и
неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов:
7.1. Главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации обеспечивают своевременное
информирование о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения
санитарно-эпидемиологического характера в соответствии с порядком,
установленным законодательством Российской Федерации.
7.2. Главные
государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти,
руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главные
врачи центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, главный
врач ФГУЗ "Противочумный центр", начальники противочумных станций,
директора научно-исследовательских институтов Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организуют
мониторинг за циркуляцией возбудителей инфекционных и паразитарных болезней,
обеспечивают своевременную этиологическую расшифровку эпидемических очагов.
8. В целях проведения работы по выявлению
и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных,
паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных
санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам
социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между
состоянием здоровья людей и средой их обитания:
8.1. Главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации:
8.1.1. Обеспечивают оперативное
реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
8.1.2. Организуют взаимодействие с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
8.1.3. Обеспечивают качество и полноту
санитарно-эпидемиологических обследований и лабораторных исследований,
направленных на установление причинно-следственной связи возникновения
чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
8.2. Директора научно-исследовательских
институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека обеспечивают оказание научно-методической и практической
помощи по установлению причинно-следственной связи возникновения и
распространения инфекционных, паразитарных, массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей.
9. В целях взаимодействия с
заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и
химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого
уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения руководители
управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъектам Российской Федерации:
9.1. Осуществляют обмен информацией в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.2. Принимают участие в работе постоянно
действующих межведомственных комиссий по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия, инициируют проведение заседаний по
актуальным вопросам.
9.3. Организуют разработку
межведомственных нормативно-методических документов.
9.4. Готовят предложения о введении и об
отмене на территории субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий
(карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. С целью установления порядка
взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и
международными организациями в области обеспечения биологической и химической
безопасности:
10.1. Руководители управлений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
субъектам Российской Федерации заключают соглашения с уполномоченными
представителями приграничных территорий зарубежных государств по обмену
информацией, организации совместных работ в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
10.2. Директора научно-исследовательских
институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека принимают участие в международной
научно-исследовательской деятельности по соответствующим тематикам, участвуют в
работе международных комиссий, советов, рабочих групп.
11. В целях организации
работы по гигиеническому воспитанию населения и обучению специалистов, чья
деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией
продукции (в том числе питьевой воды и пищевых продуктов), требования к
биологической и химической безопасности которой устанавливаются техническими
регламентами и национальными стандартами Российской Федерации главные
государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти,
руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации:
11.1. Осуществляют контроль
за проведением гигиенического обучения декретированных контингентов в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами.
11.2. Проводят регулярное информирование
населения о санитарно-эпидемиологической ситуации, принимаемых мерах по
профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе с
привлечением средств массовой информации и использованием современных
технологий.