ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 21 октября 2009 г. N 5225/30-5/и
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования направляет для сведения и использования в работе
Приказ ФОМС от 8 мая 2009 г. N 98 "Об утверждении рекомендаций "Об
обеспечении информированности населения о правах при получении медицинской
помощи в условиях ОМС" (далее - Рекомендации) (не приводится).
Приказ Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в соответствии с письмом Министерства юстиции
Российской Федерации от 19 октября 2009 г. N 01/13216-ДК признан не подлежащим
представлению на государственную регистрацию как акт рекомендательного
характера.
Настоящие
Рекомендации разработаны в целях реализации Приказов ФОМС от 26 мая 2008 г. N
111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при
осуществлении обязательного медицинского страхования" и от 14 августа 2008
г. N 175 "Об утверждении формы ведомственного статистического наблюдения N
ПГ и инструкции по ее заполнению", определяющих методологические подходы к
организации работы ТФОМС и СМО по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья и
отражающих наиболее эффективные формы информирования граждан для последующего
изучения и применения опыта субъектов Российской Федерации.
Подходы к обеспечению информированности
граждан об их правах при получении медицинской помощи даны в прилагаемом
информационном письме.
Председатель
А.В.ЮРИН
Приложение
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ ПРИ
ПОЛУЧЕНИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ОМС",
УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ ФОМС ОТ 08.05.2009 N 98
ФОМС рекомендует использовать в работе
территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и
страховых медицинских организаций (далее - СМО) следующие подходы к обеспечению
информированности граждан об их правах при получении медицинской помощи,
регламентированные основными нормативными правовыми актами.
Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993
N 5487-1 (далее - Основы) определено, что граждане имеют право на регулярное
получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих
сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая
общедоступную информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района
проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их
соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется
органами государственной власти и органами местного самоуправления в
соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или
непосредственно гражданам (статья 19).
В соответствии со статьей 31 Основ каждый
гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию
о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования,
наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними
риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и
результатах проведенного лечения.
При обращении за медицинской помощью и ее
получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте
обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных
сведений, полученных при его обследовании и лечении.
В соответствии со статьей 61 Основ
информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья
гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его
обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть
подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
С согласия гражданина или его законного
представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну,
другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и
лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной
литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих
врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя
допускается:
1) в целях обследования и лечения
гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения
инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и
следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным
разбирательством;
4) в случае оказания помощи
несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 Основ,
для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать,
что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной
экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе,
утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Лица, которым в установленном законом
порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими
и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут
за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным документом, обеспечивающим
защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных
данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ
"О персональных данных".
Согласно Федеральному закону от
27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от
государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации,
непосредственно затрагивающей его права и свободы.
ТФОМС, созданные в
соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон),
реализуют государственную политику в области обязательного медицинского
страхования, ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере
обязательного медицинского страхования граждан, обязанность защищать интересы
застрахованных возложена на СМО.
В соответствии с Положением о
территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N
4543-1 (далее - Положение), задачами ТФОМС являются обеспечение прав граждан в
системе ОМС и достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в
системе ОМС.
Проведение разъяснительной работы по
вопросам, относящимся к компетенции территориальных фондов ОМС, является одной
из функций ТФОМС, определенных Положением.
В соответствии с Приказом ФОМС от
26.05.2008 N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской
помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования" ТФОМС и
СМО могут осуществлять информирование застрахованных граждан об их правах на
получение медицинской помощи гарантированного объема и качества в системе ОМС.
При этом расходы по обеспечению
информированности граждан о правах в системе ОМС предусматриваются в смете
расходов территориальных фондов ОМС и СМО.
Примерная форма памятки для
информирования территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими
организациями граждан об их правах при получении медицинской помощи дана в
приложении к информационному письму.
Приложение
к Информационному письму
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПАМЯТКИ
ДЛЯ ГРАЖДАН, ЗАСТРАХОВАННЫХ ПО ОМС, ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. Право граждан на
бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах
здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления, право на гарантированный объем
бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, устанавливается статьями 20, 20.1. Основ.
3. Право граждан на обязательное
медицинское страхование - статьи 1, 6 Закона.
4. Право граждан на выбор страховой
медицинской организации - статья 6 Закона.
5. Право граждан на выбор
лечебно-профилактического учреждения - статья 30 Основ и статья 6 Закона.
6. Право граждан на выбор врача, в том
числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача - статья 30 Основ
и статья 6 Закона.
7. Право граждан на возмещение ущерба в
случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи - статья
220 Трудового кодекса Российской Федерации; статьи 30, 66, 67, 68 Основ; статья
6 Закона и статья 45 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О
лекарственных средствах".
8. Право граждан на проведение экспертизы
- раздел IX Основ,
в том числе независимой медицинской
экспертизы - статья 53 Основ.
9. Право граждан на обжалование действий
государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в
области охраны здоровья, - статья 69 Основ.
10. Право граждан на получение информации
- статьи 19, 31 Основ.
11. Право граждан на врачебную тайну -
статья 61 Основ.
12. Право граждан, застрахованных по ОМС,
при получении медицинской помощи на защиту своих персональных данных - статья
17 Закона о персональных данных.
13. Право граждан на обжалование действий
или бездействий оператора, осуществляющего обработку его персональных данных, -
статья 17 Закон о персональных данных.
14. На граждан, получающих медицинскую
помощь в рамках системы ОМС, распространяются также права пациента,
гарантируемые статьями 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ.
В соответствии со статьей 30 Основ при
обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со
стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и
лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического
учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного
медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в
условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и
консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с
заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и
средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте
обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных
сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей
61 Основ;
7) информированное добровольное согласие
на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в
соответствии со статьей 33 Основ;
9) получение информации о своих правах и
обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 Основ, а
также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация
о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в
рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со
статьей 68 Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании
медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного
законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в
больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных
обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не
нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может
обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу
лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская
помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и
лицензионные комиссии либо в суд.
15. Согласно части 3 статьи 17
Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и
гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.