ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
10 ноября 2009 г.
N 01/16871-9-32
О ПОЭТАПНОМ ВВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД
ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ГРИППОМ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в Российской
Федерации продолжается эпидемическое распространение гриппа: превышение
недельного эпидпорога среди совокупного населения
зарегистрировано в 17 субъектах Российской Федерации и 23 городах.
В зависимости от уровня заболеваемости
проведено ранжирование субъектов Российской Федерации и городов.
Так, наиболее
высокая заболеваемость гриппом и ОРВИ с превышением недельного эпидпорога более 100% зарегистрировано в 11 субъектах
Российской Федерации и 10 городах (Забайкальском, Хабаровском, Пермском краях,
Белгородской, Амурской, Сахалинской, Магаданской, Челябинской областях,
Республиках Хакасия, Бурятия, Коми, Якутске, Иркутске, Красноярске, Норильске,
Пскове, Уфе, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Ульяновске).
От 10 до 100%
превышен эпидпорог по гриппу и ОРВИ в 6 субъектах
Российской Федерации и 13 городах (Томской, Мурманской, Рязанской областях,
Приморском и Ставропольском краях, Республике Карелия, Москве,
Санкт-Петербурге, Брянске, Ижевске, Барнауле, Волгограде, Саратове, Смоленске,
Петропавловск-Камчатском, Нижнем Новгороде, Кирове, Кемерово, Новосибирске).
Неэпидемическая заболеваемость гриппом и
ОРВИ сохраняется на остальных территориях Российской Федерации.
В регионах с выраженным эпидемическим
подъемом в структуре заболеваний отмечено преобладание гриппа, вызванного
пандемическим вирусом A/H1N1-2009. При этом имеет место тенденция к утяжелению
клинической картины заболевания пандемическим гриппом: стали преобладать
среднетяжелые формы заболевания, которые на начало ноября составили 57,2%.
Заболевания с тяжелым клиническим течением составляют 4,7% от общего числа заболевших.
При анализе летальных случаев от гриппа
A/H1N1 и его осложнений установлено позднее обращение больных за медицинской
помощью (на 3-5 сутки от начала заболевания), а также в ряде случаев -
несвоевременная госпитализация.
Анализ мероприятий в субъектах Российской
Федерации свидетельствует о недостаточной готовности к работе в период эпидемии
гриппа. При этом, проводимые мероприятия не всегда
адекватны фактической эпидситуации.
В том числе, в ряде субъектов с
начавшимся эпидемическим подъемом заболеваемости несвоевременно осуществляется
развертывание и перепрофилирование коек для больных гриппом, не организована
должным образом работа амбулаторно-поликлинической сети для приема
возрастающего потока пациентов, в аптечной сети отмечается дефицит
противовирусных препаратов и средств индивидуальной защиты (масок).
Не организуется своевременно работа по
режиму инфекционного стационара лечебно-профилактических учреждений,
осуществляющих прием больных гриппом.
Не уделяется должного внимания мерам
индивидуальной защиты медицинского персонала, а также работников коммунальных
служб и сферы обслуживания.
Со стороны органов, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, отмечен недостаточный контроль за проведением противоэпидемических мероприятий в
образовательных учреждениях, на предприятиях общественного питания и торговли.
Не принимаются достаточные меры по
ограничению культурно-массовых мероприятий.
В целях организации работы в период
эпидемического распространения гриппа, с учетом уровня заболеваемости гриппом и
ОРВИ на территории, предлагаю:
1. В городах и субъектах Российской Федерации,
где ситуация по заболеваемости гриппом и ОРВИ находится на неэпидемическом
уровне руководителям Управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Организовать и провести:
- рейдовые проверки готовности
лечебно-профилактических учреждений к работе в период эпидемии гриппа;
- ревизию планов подготовки к работе в
условиях эпидемии с конкретным определением очередности перепрофилирования стационаров
для госпитализации больных гриппом, численности и списочного состава
медицинских работников, привлекаемых для оказания медицинской помощи населению
в период эпидемии;
- дополнительное (при необходимости)
обучение медицинского персонала;
- проверку наличия противовирусных
препаратов и средств индивидуальной защиты в аптечной сети и стационарах.
1.2. Осуществлять систематическую
информационную работу с населением о мерах личной и общественной профилактики
гриппа и ОРВИ.
2. В городах и субъектах Российской
Федерации с превышением эпидпорогов заболеваемости
гриппом и ОРВИ на 10-100%:
2.1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
- провести рейдовые проверки
лечебно-профилактических учреждений по соблюдению противоэпидемических
мероприятий в период эпидемии грипп и работы ЛПУ по режиму инфекционных
стационаров;
- осуществлять систематическую
информационную работу с населением о мерах личной и общественной профилактики
гриппа и ОРВИ.
2.2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.2.1. Рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- ограничить проведение массовых мероприятий,
в первую очередь в закрытых помещениях, с учетом фактической эпидситуации;
- с учетом уровня заболеваемости гриппом
и ОРВИ учащихся, поэтапно приостанавливать учебный процесс в
общеобразовательных учреждениях в соответствии с ранее направленными
рекомендациями.
2.2.2. Провести рейдовые проверки
образовательных учреждений, предприятий торговли, общественного питания,
организаций, оказывающих услуги населению по соблюдению "масочного
режима".
2.3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации с учетом эпидситуации:
начать перепрофилирование стационаров для
обеспечения госпитализации больных гриппом и ОРВИ;
- ввести в амбулаторно-поликлинических
учреждениях раздельный прием пациентов с признаками ОРВИ и другими заболеваниями,
приостановить диспансеризацию, при необходимости - отсрочить плановый прием
больных;
- в период массового поступления больных
организовать первичную медицинскую помощь на дому путем увеличения численности
бригад неотложной медицинской помощи;
- принять меры по обеспечению
противовирусными препаратами и средствами индивидуальной защиты аптечной сети и
стационаров.
3. В городах и субъектах Российской
Федерации с превышением эпидпорогов заболеваемости
гриппом и ОРВИ на 100% и более в дополнение к перечню мероприятий, изложенных в
п. 2:
3.1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
3.1.1. Рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- запретить проведение культурно-массовых
и спортивных мероприятий;
- приостановить учебный процесс в
общеобразовательных учреждениях, а также в ВУЗах.
3.1.2. Шире принимать меры
административного воздействия к юридическим и физическим лицам, нарушающим противоэпидемический
режим.
3.2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации с учетом эпидситуации:
- принять меры по бесперебойному
обеспечению противовирусными препаратами и средствами индивидуальной защиты
аптечной сети и стационаров;
- продолжить перепрофилирование
стационаров для обеспечения госпитализации больных гриппом и ОРВИ.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО