Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2009 года

 

ПРОТОКОЛ N 13-1

 

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В 2009 ГОДУ

 

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления фармации Иванова С.О., коллегия отмечает, что в 2009 г. лекарственное обеспечение лечебно-профилактических учреждений осуществлялось в полном объеме, согласно заявкам лечебно-профилактических учреждений, в рамках выделенного финансирования.

Закупка лекарственных препаратов в рамках городского заказа представляет собой комплекс мероприятий: планирование - формирование заявок; проведение закупок (подготовка аукционной документации, ее согласование, конкурсный отбор, в том числе работа экспертной группы); контроль размещения государственного заказа и поставок лекарственных средств в рамках заключенных государственных контрактов.

Департаментом здравоохранения осуществляется централизованная закупка дорогостоящих специфических лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за счет средств городского бюджета. Приоритет предоставляется лечебно-профилактическим учреждениям городского подчинения, имеющим финансирование только из городского бюджета.

Одновременно лечебно-профилактические учреждения направляют в Департамент здравоохранения заявку на неспецифические лекарственные средства, закупаемые ЛПУ для проведения сводных торгов. Оплата государственных контрактов осуществляется ЛПУ самостоятельно (бюджетные средства, средства обязательного медицинского страхования, денежные средства управлений здравоохранения административных округов (для лечебно-профилактических учреждений окружного подчинения).

Заявки на специфические и неспецифические лекарственные средства стационарных лечебно-профилактических учреждений согласованы с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения соответствующего профиля в рамках утвержденных стандартов лечения.

Порядок проведения заявочной кампании и формирования плана-графика для размещения государственного заказа определяется ежегодно распоряжением Департамента здравоохранения, номенклатура дорогостоящих лекарственных препаратов для централизованного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и порядок обеспечения в 2009 году утверждены приказом Департамента здравоохранения от 15.12.2008 N 1061 "Об обеспечении лекарственными препаратами лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения".

Размещение заказа на поставку лекарственных средств Департаментом здравоохранения осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства путем проведения торгов в соответствии Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакциях).

Так как основы ценовой политики, в том числе вопросы регулирования цен на лекарственные средства, относятся к компетенции Российской Федерации, и на федеральном уровне отсутствует порядок формирования стартовых цен, Департамент здравоохранения при проведении аукционов на поставку лекарственных средств формирует стартовые цены с учетом цен производителей и торговых надбавок, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 N 836-ПП "Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства". Данное постановление утверждает предельную оптовую надбавку к стоимости лекарственных средств российского производителя - не более 15%, для иностранных производителей - не более 20%. При подготовке аукционной документации на поставку медикаментов в 2009 г. и 2010 г. Департаментом здравоохранения применялась предельная торговая надбавка в размере 15% на медикаменты как отечественного, так и импортного производства.

За счет бюджетных средств Департаментом здравоохранения запланированы закупки специфических лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи в стационарных ЛПУ в 2009 г. на сумму 3,5 млрд. рублей (+20% по сравнению с фактической поставкой 2008 г. - 2,9 млрд. рублей). На 2010 г. определено финансирование в размере 3,5 млрд. рублей.

Неспецифические лекарственные средства поставлены в ЛПУ победителем аукционов в 2008 г. на сумму 1,3 млрд. рублей, в 2009 г. (9 месяцев) - на сумму 1,1 млрд. рублей. На 2010 г. сформирована сводная потребность в указанных препаратах на сумму 2,3 млрд. рублей.

Увеличение расходов на закупку медикаментов является одной из проблем и имеет следующие причины: увеличение частоты применения лекарственных средств, появление новых препаратов, рост цен на медикаменты, замена старых дешевых лекарственных средств на современные и дорогие.

Анализ закупаемой номенклатуры показал, что доля отечественных препаратов составляет в среднем 29% от общего количества. Отсутствие на фармацевтическом рынке отечественных аналогов значительного количества препаратов импортного производства не дает возможности расширить номенклатуру закупаемых отечественных лекарственных средств. При определении потребности в лекарственных средствах учитываются торговые наименования в рамках международных непатентованных названий с обязательным выделением отечественных и импортных производителей.

В 2008 г. проведено 25 аукционов на поставку медикаментов в лечебно-профилактические учреждения. Общая сумма заключенных государственных контрактов составила 7,2 млрд. рублей. Снижение стартовой стоимости составило 1,27% от выставленной суммы (92,0 млн. рублей).

В 2009 г. (9 месяцев) проведено 7 аукционов. Общая сумма заключенных государственных контрактов составила 3,8 млрд. рублей. Снижение стартовой стоимости 2,7% от выставленной суммы (108,7 млн. рублей).

Принятые Департаментом здравоохранения меры позволили сбалансировать сложившуюся в 2009 г. ситуацию при текущем уровне девальвации.

В настоящее время все поставщики - победители аукционов на поставку лекарственных средств исполняют взятые обязательства в полном объеме. В случае отсутствия лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке поставщиками может производиться замена торговых наименований согласно распоряжению Департамента здравоохранения от 05.05.2009 N 543-р "Об утверждении порядка осуществления замены торговых наименований лекарственных средств в рамках одного международного непатентованного названия, являющегося предметом открытого аукциона".

Департаментом здравоохранения определен перечень дорогостоящих лекарственных препаратов (приказ от 26.02.2009 N 176 "О предметно-количественном учете лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения").

Расширение перечня лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету (до 100-200 позиций в зависимости от имеющихся в ЛПУ профилей), привело к усилению контроля их назначения, расхода, наличия остатков. В итоге, в адрес Департамента здравоохранения поступили письменные обращения ЛПУ с просьбой о перераспределении специфических препаратов ряда профилей (анестезиология, кардиология, сосудистая хирургия, онкология, нефрология, антибиотики резерва, средства парентерального питания, рентгеноконтрастные препараты). В целях рационального использования специфических лекарственных препаратов Управлением фармации подготовлено более 30 распорядительных документов по данному вопросу. Результатом проведенной работы явилось сокращение объемов использования ряда препаратов, экономия бюджетных средств.

В целях осуществления контроля организации самостоятельных закупок медикаментов лечебно-профилактическими учреждениями, соблюдения фармпорядка, целесообразности назначения и использования лекарственных средств в соответствии с согласованными планами проверочных мероприятий, Управлением фармации совместно со специалистами Управления организации медицинской помощи Департамента здравоохранения, специалистами организационно-методических отделов, главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения и специалистами Центра медицинской инспекции осуществлены проверки ЛПУ. Всего в 2008 г. проведено 86 проверок, в 2009 г. - 68. Выявлены следующие нарушения:

1. Осуществление закупок медикаментов по завышенным ценам у коммерческих фирм-дистрибьюторов в рамках договоров до 100 тыс. рублей в квартал (по сравнению с ценами на аналогичные наименования у ГУП города Москвы "Столичные аптеки"), что является следствием формального отношения к составлению маркетинговых справок и протоколов с решениями о выборе поставщиков лекарственных средств. Данные нарушения по итогам трех кварталов 2009 г. зафиксированы в 4-х ЛПУ (ИКБ N 3, ДГКБ Святого Владимира, ПБ N 13, ПБ N 14).

2. Отсутствие маркетинговых справок и протоколов обоснования выбора поставщика при осуществлении самостоятельных закупок медикаментов в рамках договоров до 100 тыс. рублей (Специализированная клиническая больница восстановительного лечения, МСЧ N 32; МСЧ N 58 УЗ ЗАО).

3. Дробление заказа в нарушение требований федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ГКБ N 33 им. А.А.Остроумова).

4. Нарушения ведения документов учета движения товароматериальных ценностей (форма N 6-МЗ, согласно приказу Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 "Об утверждении Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств, изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на Государственном бюджете") (Психиатрическая больница N 7, ДГКБ Святого Владимира, Инфекционная больница N 3, Детский туберкулезный санаторий N 64).

5. Нарушения в части соблюдения фармпорядка (Психиатрическая больница N 13, Психиатрическая больница N 14, ГКБ N 4, ДГКБ Святого Владимира, Инфекционная больница N 3, МСЧ N 32, Детский туберкулезный санаторий N 64).

6. Нарушения, выявленные при проверке обоснованности назначения лекарственных средств и рационального их использования (Психиатрическая больница N 14, Психиатрическая больница N 5, ДГКБ Святого Владимира, Специализированная клиническая больница восстановительного лечения, ГКБ N 15 им. О.М.Филатова, ГКБ N 31, ГКБ N 53, ГКБ N 55, НИИ СП им. Н.В.Склифосовского, ИКБ N 3, ГКБ N 68).

Информация по выявленным нарушениям доведена до сведения главных врачей проверяемых ЛПУ и принята ими для приведения работы в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства. По результатам проверок приказами Департамента здравоохранения руководителям ЛПУ, допустившим нарушения, объявлены выговоры.

Отмечено, что в тех ЛПУ, где работает клинический фармаколог, имеется положительный опыт организации работы по определению потребности в медикаментах, соблюдению фармпорядка, целесообразности назначения и рационального использования лекарственных средств (ГКБ N 13, ГКБ N 61 УЗ ЦАО и др.). Установленное в ЛПУ (ГКБ N 7, ГКБ N 12, ГКБ N 13, ГКБ N 64, ГКБ N 81, НПЦ Интервенционной кардиоангиологии, Психоневрологическая специализированная клиническая больница N 8 "Клиника неврозов", ГОБ N 62, ССиНМП им. А.С.Пучкова) программное обеспечение позволяет осуществлять учет медикаментов на должном уровне, а также иметь оперативную информацию об их наличии и движении.

Коллегия решила:

1. Принять к сведению доклад начальника Управления фармации Иванова С.О. об обеспечении в 2009 г. лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и отметить, что обеспечение медикаментами осуществляется по заявкам ЛПУ в рамках выделенного финансирования. Закупка медикаментов проводится в соответствии с требованиями законодательства о размещении государственного заказа.

2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений городского подчинения:

2.1. принять меры для повышения качества представляемых заявок на лекарственные препараты для размещения городского государственного заказа на закупку методом проведения торгов;

2.2. рассмотреть возможность включения в штатное расписание должности клинического фармаколога;

2.3. усилить контроль своевременного заключения государственных контрактов, их исполнения, а также внесения сведений о государственных контрактах (заключение, исполнение, расторжение) в систему ЕАИСТ в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в редакциях).

3. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения (Галкин В.Н.), заместителю руководителя Департамента здравоохранения (Лешкевич И.А.), заместителю начальника Управления организации медицинской помощи (Погонин А.В.), начальнику Управления организации медицинской помощи детям и матерям (Прошин В.А.) совместно с главными специалистами Департамента здравоохранения, начальнику Управления фармации (Иванов С.О.):

3.1. подготовить распорядительный документ Департамента здравоохранения, утверждающий порядок формирования заявок лечебно-профилактических учреждений на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Срок: февраль 2010 года;

3.2. усилить контроль качества заявок на лекарственные препараты, представляемых лечебно-профилактическими учреждениями; при формировании перспективной потребности на лекарственные средства учитывать изменения коечной сети и открытие новых лечебно-профилактических учреждений и отделений;

3.3. совместно с Центром медицинской инспекции (Гриднев О.В.) продолжить осуществление проверок ЛПУ по вопросам организации закупочной деятельности, соблюдения фармпорядка, целесообразности назначения и использования лекарственных средств, с дальнейшим обобщением и анализом результатов.

4. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения (Галкин В.Н.), заместителю начальника Управления организации медицинской помощи (Погонин А.В.), начальнику Управления фармации (Иванов С.О.), и.о. директора ГУП города Москвы "РИСТМ" (Серпиков В.Ш.) подготовить предложения по внедрению и модернизации системы учета движения лекарственных препаратов в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, позволяющей организовать представление ими отчетности по закупкам лекарственных средств в суммовом и количественном выражении с указанием источника финансирования. Срок: май 2010 года.

5. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения (Зыков В.И.), начальнику отдела по организации и проведению конкурсов и аукционов Департамента здравоохранения (Антипова Ю.О.) информировать руководителей ЛПУ об изменениях и дополнениях в законодательстве в сфере размещения государственного заказа. Срок: постоянно.

6. Начальнику Управления фармации (Иванов С.О.) при подготовке технического задания к аукционной документации на поставку лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактических учреждений оформлять спецификации для каждого заказчика. Срок: постоянно.

7. Снять с контроля решение коллегии от 23.10.2008, протокол N 11-2 "Обеспечение в 2008 году лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" как выполненное.

8. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения Полякова С.В.

 

Заместитель председателя коллегии,

первый заместитель руководителя

Департамента здравоохранения

С.В.ПОЛЯКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024