ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
13 ноября 2009 г.
N 762
О МЕРАХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА
ПРОТИВОГРИППОЗНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА И ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЛИЦЕВЫЕ МАСКИ)
В соответствии с поручением Президента
Российской Федерации, письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от
07.11.2009 N 72/3-49д-2009 "О мерах по пресечению нарушений
законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства", а
также в целях недопущения нарушения законодательства в сфере ценообразования на
противовирусные лекарственные средства и изделия медицинского назначения
приказываю:
1. Территориальным органам Федеральной антимонопольной
службы:
1.1. Продолжить
проверки хозяйствующих субъектов, занимающих на рынках услуг розничной торговли
лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими
товарами муниципальных районов и городских округов долю более 35% или
занимающих доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а
также среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на
территориях стационарных лечебно-профилактических учреждений и других хозяйствующих субъектов розничного звена, не занимающих
доминирующего положения на указанных выше рынках на предмет выявления
необоснованного повышения розничных цен на противовирусные лекарственные
средства (МНН - имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты, торговое наименование - ингавирин; МНН - интерферон альфа-2b, торговое наименование
- альфарона; МНН - интерферон гамма, торговое
наименование - ингарон; МНН - кагоцел,
торговое наименование - кагоцел; МНН - метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол
карбоновой кислоты этиловый эфир, торговое наименование - арбидол;
МНН - осельтамивир, торговое
наименование - тамифлю) и изделия медицинского
назначения (лицевые маски), установления причин роста цен, произошедшего на
уровне розничных и оптовых продавцов (дистрибьюторов) и
производителей/импортеров, в соответствии с требованиями, изложенными в
Приложении.
1.2. Продолжить проверки хозяйствующих
субъектов, осуществляющих оптовые поставки вышеуказанных противовирусных
лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные учреждения,
находящиеся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на
предмет выявления необоснованного повышения цены реализации в оптовом звене в
соответствии с требованиями, изложенными в Приложении.
1.3. В случае выявления
в ходе проверок необоснованного роста цен на указанные в п. 1.1.
противовирусные лекарственные средства и изделия медицинского назначения
вышеуказанными хозяйствующими субъектами возбуждать дела о нарушениях
антимонопольного законодательства и привлекать соответствующих должностных и
юридических лиц к ответственности в соответствии с антимонопольным
законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях.
1.4. Обеспечить участие должностных лиц в
совместных проверках, организованных Росздравнадзором и Генеральной
прокуратурой Российской Федерации.
1.5. В соответствии с
п. 7 Протокола заседания Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 г.
N 37 ВП-37/УПе строго в срок до 18.00 16.11.2009
сообщить в ФАС России обо всех имевших место с 01.08.2009 случаях нарушения
порядка ценообразования на вышеуказанные противовирусные препараты и изделия
медицинского назначения (лицевые маски) и принятых в связи с этим мерах антимонопольного
реагирования.
1.6. Следующий срок представления в ФАС
России информации о проделанной работе - 20.12.2009.
2. Контроль исполнения настоящего Приказа
оставляю за собой.
Временно исполняющий
обязанности руководителя
А.Б.КАШЕВАРОВ
Приложение
к Приказу ФАС России
от 13 ноября 2009 г. N 762
Для обеспечения контроля
за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере ценообразования
на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (лицевые маски) в
связи эпидемией гриппа необходимо:
Продолжить проверки
обоснованности роста отпускных и розничных цен на противовирусные препараты и
лицевые маски среди хозяйствующих субъектов, занимающих на рынках услуг
розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения
и сопутствующими товарами муниципальных районов и городских округов долю более
35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность
на территориях стационарных лечебно-профилактических учреждений и других
хозяйствующих субъектов оптового и розничного звена, не занимающих на
вышеуказанных рынках доминирующего положения.
В ходе проведения контрольных мероприятий
обратить особое внимание на следующие лекарственные средства независимо от форм
выпуска, дозировки и компаний производителей:
1) ингавирин
(МНН имидазолилэтанамид пентандиовой
кислоты);
2) альфарона
(МНН интерферон альфа-2b);
3) ингарон (МНН
интерферон гамма);
4) кагоцел (МНН
кагоцел);
5) арбидол (МНН
метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол
карбоновой кислоты этиловый эфир);
6) тамифлю (МНН
осельтамивир),
а также на изделия медицинского
назначения - маски.
В рамках проверочных мероприятий
необходимо установить за период с 1 июля 2009 г. до настоящего времени
следующее:
1) оценить изменения отпускных и
розничных цен за указанный период;
2) установить объемы поставок в аптечные
учреждения выше указанных лекарственных средств и изделий медицинского
назначения по каждому дистрибьютору;
3) оценить
соотношение фактических розничных и оптовых надбавок в соответствии с
установленными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
размерами соответствующих предельных розничных и оптовых надбавок.
В случае выявления
превышения фактической розничной надбавки аптечными учреждениями, которые
занимают доминирующее положение на рынке розничной торговли лекарственными
средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами над
установленным в субъекте Российской Федерации размером соответствующей
предельной розничной надбавки, следует возбуждать дела о нарушении
антимонопольного законодательства (по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального
закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Если в аптечных учреждениях, не
занимающих доминирующего положения на рынке розничной торговли лекарственными
средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами,
произошло изменение индекса цен в сторону повышения и одновременно нарушен
порядок ценообразования, необходимо привлекать к административной
ответственности по статье 14.6. Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также следует
установить имели ли место соглашения или согласованные действия,
предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции", при этом учесть Постановление Высшего Арбитражного
суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 15956/08 по Республике
Татарстан.
Если аптечными учреждениями не нарушен
порядок ценообразования, а индекс изменения цен превысил экономические
показатели (изменение уровня инфляции и стоимости бивалютной
корзины (см. пояснительную записку к поручению ФАС России от 05.06.2009 N
АК/1810-ПР)), необходимо провести анализ в оптовом звене по схеме указанной
выше для розничного звена.
При выявлении нарушений порядка
ценообразования в оптовом звене необходимо:
1) в отношении поставщиков, доля которых
в поставках в аптечные сети вышеуказанных лекарственных средств и изделий
медицинского назначения превышает 35%, необходимо:
- уточнить соответствующие данные в
порядке, предусмотренном Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25
апреля 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки
состояния конкурентной среды на товарном рынке";
- возбудить дела о нарушении
антимонопольного законодательства в соответствии с частью 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в
случае, если размер фактических оптовых надбавок поставщиков превышает размер
предельных оптовых надбавок, установленных органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации;
- включить данные поставщиков в Реестр
хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более
35%.
2) в случае, если доминирующее положение
поставщиков не установлено, следует соответствующие хозяйствующие субъекты
привлекать к административной ответственности в соответствии со статьей 14.6.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001
N 195-ФЗ.
Если оптовые предприятия расположены в
иных субъектах Российской Федерации, территориальным органам ФАС России
необходимо отправлять запросы и в соответствии с полученными материалами
возбуждать дела, а также направлять данную информацию в центральный аппарат ФАС
России.
В связи с
сообщением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития (Доклад по данным мониторинга обращения лекарственных средств по
ассортименту и цене и мер, принимаемых в субъектах Российской Федерации по
обеспечению доступности и качеству лекарственных средств (октябрь 2009 г.)) о
повышении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения
территориальным управлениям ФАС России, находящимся в: Магаданской области, Тверской области, Омской области, Ямало-Ненецком Автономном Округе,
Ростовской области, Нижегородской области, Республике Тыва, Ивановской области,
Алтайском крае, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Башкортостан и
Белгородской области, обратить особое внимание на порядок ценообразования по
указанным лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.
О результатах проверок просим сообщить в
ФАС России в срок до 20 декабря 2009 г. следующим образом:
1) бумажным письмом - акты о результатах
проверок и аналитическую записку;
2) электронным письмом на два адреса
(delo@fas.gov.ru и gulyaeva@fas.gov.ru) - акты о результатах проверок и
аналитическую записку.
Аналитическая записка по форме и
содержанию должна соответствовать ранее предъявляемым требованиям (за
исключением п. 5, 6 в приложении N 2 "Требования к аналитической
записке"), указанным в письме ФАС России от 18.09.2009 N АК/32636.