МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
17 февраля 2010 г.
N 91
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В соответствии с
пунктом 14 плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2008 г. N 170-р, и в целях снижения смертности и травматизма от несчастных
случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления
профессиональных заболеваний приказываю:
1. Утвердить Положение о проведении
общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению.
2. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
проводить мониторинг условий и охраны
труда в субъекте Российской Федерации;
представлять в Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведения,
необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
3. Департаменту заработной платы, охраны
труда и социального партнерства (Н.В.Жарова) обеспечить единое методическое
сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
4. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Л.Сафонова.
Министр
Т.ГОЛИКОВА
Приложение
к приказу
Минздравсоцразвития России
от 17 февраля 2010 г. N 91
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
1. Положение о проведении общероссийского
мониторинга условий и охраны труда (далее - Положение) разработано в
соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2008 г. N 170-р.
2. Положение определяет порядок
организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда
(далее - Мониторинг).
3. Целью Мониторинга является:
а) комплексная оценка ситуации в области
условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее
улучшению;
б) повышение эффективности системы
социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер
экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению
требований охраны труда.
4. Основными объектами Мониторинга
являются:
а) состояние условий труда и обеспечение
охраны труда на рабочих местах;
б) уровень производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости;
в) компенсации работникам за тяжелую
работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
г) сведения о социальном страховании
работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
д) результаты государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных
требований охраны труда;
е) результаты проведения государственной
экспертизы условий труда;
ж) информация о реализации в субъектах
Российской Федерации государственной политики в области охраны труда, Программы
действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной
приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586;
з) информация о разработке и реализации
территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
и) результаты проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда;
к) информация о соответствии организации
работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
л) результаты добровольного
декларирования организациями соответствия условий труда государственным
нормативным требованиям охраны труда;
м) информация о реализации мероприятий,
направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, финансировании предупредительных мер по
сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
работников;
н) сведения об обеспеченности работников
средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми
помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами,
лечебно-профилактическим питанием;
о) сведения об обучении безопасным
методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим,
проведении проверки знаний работниками требований охраны труда;
п) сведения о проведении обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой
деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских
осмотров (обследований), включая психофизиологические обследования отдельных
категорий работников потенциально опасных производств в соответствии
с законодательными актами, нормативно-методическими документами и медицинскими
рекомендациями;
р) сведения о предоставлении досрочных
трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда.
5. Проведение Мониторинга обеспечивает:
а) информирование федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, всероссийских объединений
работодателей, всероссийских объединений профсоюзов, организаций и граждан о
ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий
и охраны труда;
б) осуществление прогнозирования развития
важнейших процессов в сфере охраны труда;
в) формирование ежегодного доклада в
Правительство Российской Федерации о ходе реализации основных направлений
государственной политики в области условий и охраны труда.
6. Мониторинг проводится Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее -
Министерство).
Мониторинг проводится с участием (далее -
участники Мониторинга):
а) Федеральной службы по труду и
занятости;
б) Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека;
в) Фонда социального страхования
Российской Федерации;
г) Пенсионного фонда Российской
Федерации;
д) иных органов и организаций в пределах
их компетенции.
7. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны труда, принимающие участие в Мониторинге,
представляют сведения, необходимые для проведения Мониторинга, согласно
приложению к Положению, в Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
Участники Мониторинга представляют
сведения, необходимые для проведения Мониторинга, в Министерство по формам
отчетности, предусмотренным приложением N 2 к Положению, на бумажном носителе и
в электронном виде.
8. Министерство осуществляет:
а) единое методическое обеспечение
Мониторинга;
б) подготовку предложений по реализации
мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и
травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное
выявление профессиональных заболеваний и сохранение
профессионального здоровья работников с участием социальных партнеров;
в) опубликование результатов Мониторинга
на официальном сайте Министерства.
Приложение N 1
к Положению о проведении
общероссийского мониторинга
условий и охраны труда,
утвержденному приказом
Минздравсоцразвития России
от 17 февраля 2010 г. N 91
СВЕДЕНИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Сведения, необходимые для проведения
общероссийского мониторинга условий и охраны труда, представляемые органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным,
включают:
1) сведения о реализации на территории
субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и
Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы,
утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586
(далее - Программа), -представляются в соответствии с
перечнем целевых показателей Программы;
2) сведения о разработке и реализации
территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда -
представляются в соответствии с перечнем показателей, определяемых в
территориальных целевых программах по улучшению условий и охраны труда,
утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации на определенный период, и обобщаемых ими по муниципальным
образованиям;
3) сведения о результатах проведения
государственной экспертизы условий труда:
о количестве обращений работодателей,
работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных
работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования
Российской Федерации для осуществления государственной экспертизы условий
труда;
о количестве обращений с целью
осуществления государственной экспертизы условий труда на основании определений
судебных органов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
об организациях, в
которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, а также
результатах экспертизы и выявленных нарушениях, в том числе качества проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления
работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными
условиями труда, соответствия проектов строительства, реконструкции,
технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения
новой техники и технологий государственным нормативным требованиям охраны труда и фактическим условиям труда работников;
о привлечении аккредитованных
исследовательских (измерительных) лабораторий при осуществлении государственной
экспертизы условий труда в целях проведения лабораторных исследований
(измерений) факторов производственной среды;
4) сведения о результатах проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащие данные:
о формировании системы аккредитованных
организаций, оказывающих услуги в области аттестации рабочих мест по условиям
труда;
о результатах проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда;
5) сведения о результатах подтверждения
соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным
требованиям охраны труда, содержащие информацию об оценке условий труда по
отчетным данным испытательных лабораторий, аккредитованных в Системе
сертификации работ по охране труда в организациях;
6) сведения о
результатах добровольного декларирования организациями соответствия условий
труда государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащие
информацию о представляемой в органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации корпоративной социальной отчетности, включающей информацию о
состоянии условий труда в отчитывающейся организации;
7) сведения о профессиональной подготовке
специалистов по охране труда в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования и повышении их квалификации, включающие перечень средних специальных
и высших профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку
специалистов по охране труда, а также сведения о количестве подготовленных ими
специалистов;
8) сведения об организации в субъектах
Российской Федерации общественного контроля за
соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда,
включающие информацию об указанной деятельности профсоюзных организаций, других
уполномоченных организаций работников, общественных организаций, региональных
общественных палат;
9) сведения о реализации в рамках
социального партнерства задач в области улучшения условий и охраны труда,
содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних соглашениях
обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда сверх
требований, установленных нормативными правовыми актами, а также информацию о
коллективных трудовых спорах в области охраны труда.
Приложение N 2
к Положению о проведении
общероссийского мониторинга
условий и охраны труда,
утвержденному приказом
Минздравсоцразвития России
от 17 февраля 2010 г. N 91
ПЕРЕЧЕНЬ
ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ
СВЕДЕНИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, И СРОКОВ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Наименование
формы отчетности
|
Участники
Мониторинга,
представляющие
сведения
|
Периодичность,
сроки представления
|
Сведения о видах
несчастных
случаев с тяжелыми последствиями
(приказ Федеральной службы по
труду и занятости от 21 февраля
2005 г. N 21)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежеквартально,
до 10 числа второго
месяца, следующего
за отчетным
кварталом
|
Оперативные
данные о происшедших
групповых, тяжелых и смертельных
несчастных случаях и пострадавших
со смертельным исходом
(приказ Федеральной службы по
труду и занятости от 21 февраля
2005 г. N 21)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежеквартально,
до 25 числа первого
месяца квартала,
следующего за
отчетным
|
Сведения о
причинах несчастных
случаев с тяжелыми последствиями
(приказ Федеральной службы по
труду и занятости от 21 февраля
2005 г. N 21)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежеквартально,
до 10 числа второго
месяца, следующего
за отчетным
кварталом
|
Форма N 21-ГИТ
"Отчет о работе
государственной инспекции труда"
(приказ Федеральной службы по
труду и занятости от 7 ноября 2005
г. N 347)
|
Федеральная
служба по труду
И занятости
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Сводные данные о
результатах
проведенных аттестаций рабочих
мест по условиям труда (приказ
Федеральной службы по труду и
занятости от 25 августа 2008 г.
N 166)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Форма N 2-НТП
"Сведения о
количестве выявленных нарушений
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права"
(приказ Федеральной службы
государственной статистики от
29 августа 2008 г. N 211)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Форма N
1-травматизм "Сведения о
количестве зарегистрированных
групповых несчастных случаев на
производстве, несчастных случаев
на производстве с тяжелым и
смертельным исходом"
(приказ Федеральной службы
государственной статистики
от 3 октября 2008 г. N 244)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 25 мая
|
Форма N
2-травматизм "Сведения о
количестве пострадавших со
смертельным исходом в результате
зарегистрированных несчастных
случаев на производстве"
(приказ Федеральной службы
государственной статистики
от 3 октября 2008 г. N 244)
|
Федеральная
служба по труду
и занятости
|
Ежегодно,
до 25 мая
|
Форма 4-ФСС РФ
(раздел 3)
"Сведения об использовании сумм
страховых взносов на обязательное
социальное страхование от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний на
финансирование предупредительных
мер по сокращению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
работника"
(постановление Фонда социального
страхования Российской Федерации
от 22 декабря 2004 г. N 111)
|
Фонд социального
страхования
Российской
Федерации
|
Ежегодно,
до 20 марта
|
Форма N 24
"Сведения о числе лиц с
впервые установленными
профессиональными заболеваниями
(отравлениями)"
(постановление Федеральной службы
государственной статистики от
18 ноября 2005 г. N 84)
|
Федеральная
служба по надзору
в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия
человека
|
Ежегодно,
до 25 апреля
|
Форма N 94
(ПЕНСИИ) "Сведения о
численности пенсионеров и суммах
назначенных им пенсий"
(постановление Федеральной службы
государственной статистики от
4 декабря 2007 г. N 98)
|
Пенсионный фонд
Российской
Федерации
|
Ежегодно,
до 1 апреля
|
Форма N 12-Д-1-09
"Сведения о
дополнительной диспансеризации
работающих граждан"
(приказ Минздравсоцразвития России
от 24 февраля 2009 г. N 67н)
|
Органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации в
сфере
здравоохранения
|
1 раз в
полгода,
до 25 июля
(25 января)
|