ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
18 февраля 2010 г.
N 55
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ
И ВЫДАЧЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
ПО РАСЧЕТНЫМ И УСТАНОВЛЕННЫМ РАЗМЕРАМ
САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
По результатам проверки организации работ
по проведению экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по
расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон в Управлении Роспотребнадзора
по г. Москве и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве",
проведенной в период с 09.02.2010 по 11.02.2010 установлено следующее:
16.10.2001 Правительством Москвы принято
постановление N 929-ПП "Об утверждении положения о порядке разработки,
согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе
Москве". Указанным постановлением Правительство Москвы установило
непредусмотренные санитарным законодательством Российской Федерации требования
к составу проектной документации, порядку и основаниям ее разработки,
согласования и утверждения федеральными органами исполнительной власти.
Управлением
Роспотребнадзора по г. Москве не принято мер по обжалованию и отмене указанного
постановления, более того, в нарушение статьи 6 Федерального закона от
30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" в его развитие Руководителем Управления Роспотребнадзора по г.
Москве утвержден Регламент проведения экспертизы и выдачи
санитарно-эпидемиологических заключений по расчетным и установленным размерам
санитарно-защитных зон отдельных, группы промышленных объектов и производств, промышленного узла (комплекса) (далее - Регламент), которым также
установлены дополнительные процедуры и требования, не предусмотренные СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов".
В частности,
установленные Регламентом административные процедуры влекут
дополнительные административные барьеры и включают:
- необходимость подготовки технического
задания на разработку проекта санитарно-защитной зоны;
- визирование технического задания
территориальным отделом Управления;
- санитарно-эпидемиологическое
обследование объекта;
- оформление письма с оценкой
технического задания;
- установление избыточных требований к
документам, которые должны быть включены в состав проекта (всего таких
требований более 19);
- установление требований к заявителям
при установлении санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств
III, IV и V классов опасности, в том числе:
установление
процедуры согласования с Управлением Роспотребнадзора по г. Москве
плана-графика лабораторных исследований за качеством атмосферного воздуха,
измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе
предлагаемой санитарно-защитной зоны и за ее пределами и программы последующего
контроля качества атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на
атмосферный воздух, почвы за эффективностью установленной границы СЗЗ;
- выдача одновременно с
санитарно-эпидемиологическим заключением незаконно предписания Управления
Роспотребнадзора по г. Москве по проекту организации санитарно-защитной зоны;
- предоставление отчета о выполнении
мероприятий, предусмотренных проектом СЗЗ по обеспечению показателей качества
среды обитания, который должен быть подготовлен специалистом территориального
отдела Роспотребнадзора с представителем объекта.
Установленные избыточные требования
влекут дополнительные затраты субъектов хозяйственной деятельности при
подготовке проекта организации санитарно-защитных зон, связанные с
необходимостью получения различных справок и согласований. Излишние требования
к составу и объему проекта организации санитарно-защитных зон усложняют
подготовку проекта, приводят к завышенной стоимости работ по его разработке
различными проектными фирмами и создают предпосылки для образования
организаций-посредников.
Также проверкой выявлены следующие
нарушения:
- акты, регламентирующие организацию и
установление санитарно-защитных зон, не доведены до сведения хозяйствующих
субъектов;
- рассматриваются проекты организации
санитарно-защитной зоны (обоснование сокращения ССЗ) для объектов, в отношении
которых установление зоны не предусмотрено;
- хранение
документов, рассматриваемых при санитарно-эпидемиологических экспертизе (копия
проектной документации) не обеспечено, что затрудняет проверку законности и
правильности проведения экспертиз;
- санитарно-эпидемиологические заключения
выдаются без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз;
- отсутствие в
санитарно-эпидемиологических заключениях ссылки на документы, на основании
которых они выдаются (экспертные заключения, их реквизиты);
- санитарно-эпидемиологические экспертизы
в некоторых случаях проводятся свыше 2-х месяцев;
- установлена необоснованно высокая
стоимость санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта организации
санитарно-защитной зоны.
В целях исключения подобного рода
нарушений, соблюдения прав граждан и юридических лиц, а также совершенствования
работ по проведению экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений
по расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон приказываю:
1. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном
транспорте:
1.1. Провести ревизию законодательных и
иных актов субъектов Российской Федерации, прямо или косвенно устанавливающих
требования к проектам организации санитарно-защитных зон и установлению
санитарно-защитных зон. При обнаружении принять меры по обжалованию и отмене
таких актов, в том числе посредством обращения в органы прокуратуры и суд.
1.2. Проанализировать правовые акты,
принятые непосредственно территориальными органами Роспотребнадзора на предмет
установления в них требований, не предусмотренных санитарным законодательством
Российской Федерации, в том числе СанПиН, и при необходимости отменить, или
внести в них соответствующие изменения.
1.3. Исключить избыточные требования к
проектам организации санитарно-защитных зон, согласования и проверки объектов,
в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.
2. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном
транспорте и главным врачам центров гигиены и эпидемиологии обеспечить:
2.1. Размещение информации, в том числе в
сети Интернет, регламентирующей оказание государственной услуги по выдаче
санитарно-эпидемиологических заключений при установлении санитарно-защитной
зоны, а также платных услуг, включая информацию о ценах и методике расчета
платы за оказание платных услуг.
2.2. Хранение документов (либо их копий),
рассматриваемых при осуществлении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
2.3. Проведение
санитарно-эпидемиологических экспертиз в срок до 20 дней.
2.4. Принятие регламента взаимодействия
управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и центра гигиены и
эпидемиологии в субъекте Российской Федерации, предусматривающего все этапы
прохождения и рассмотрения документов, сроки их рассмотрения, ответственные
подразделения и порядок контроля.
3. О выполнении настоящего приказа, с
перечислением достигнутых результатов по оптимизации оказания государственной
услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений в целях установления
санитарно-защитных зон, доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека в срок до 30 апреля 2010 года.
4. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Н.В.Шестопалова.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО