ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
26 февраля 2010 г.
N 01/2652-10-32
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ "ХОЛОДОВОЙ ЦЕПИ"
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ МИБП
В рамках реализации
национального приоритетного проекта "Здоровье" по иммунизации
населения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека осуществляет надзор за выполнением требований санитарного
законодательства по вопросам обеспечения безопасных условий проведения
профилактических прививок, в том числе осуществляет систематический контроль за
состоянием "холодовой цепи" на всех ее уровнях.
Специалистами Управлений Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации ежегодно организуются плановые и внеплановые
контрольно-надзорные мероприятия в отношении лечебно-профилактических и других
организаций, осуществляющих иммунизацию населения.
По информации, представленной из
субъектов Российской Федерации, всего в Российской Федерации в 2009 году
проведено более 21923 контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением условий
транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП).
Наибольшее
количество контрольно-надзорных мероприятий организовано в 26 субъектах
Российской Федерации: в Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской,
Пензенской, Нижегородской, Московской, Саратовской, Самарской, Свердловской,
Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях,
республиках Карелия и Татарстан, Краснодарском, Ставропольском, Пермском,
Красноярском, Алтайском, Забайкальском и Камчатском краях, г.г. Санкт-Петербург
и Москва.
При проведении контрольно-надзорных
мероприятий в организациях, проводящих иммунизацию населения, практически во
всех субъектах Российской Федерации имели место нарушения, в том числе:
1. Нарушение условий транспортирования и
хранения медицинских иммунобиологических препаратов.
В 62 субъектах
Российской Федерации выявлены факты неисправности холодильного оборудования, не
соблюдение схемы загрузки холодильника в соответствии с имеющейся маркировкой
полок или ее отсутствие, неправильное хранение МИБП (в промышленных упаковках,
на дверных панелях холодильников), нарушение сроков хранения МИБП на IV уровне
"холодовой" цепи (более 1 месяца), хранение вакцины с истекшим сроком
годности, хранение в холодильнике для МИБП лекарственных средств и посторонних предметов, не соблюдение режима размораживания
холодильников для хранения МИБП, отсутствие в лечебно-профилактических
учреждениях необходимого количества термоиндикаторов или термометров для
контроля температурного режима в системе "холодовой цепи".
2. Нарушение требований к ведению
документации по учету медицинских иммунобиологических препаратов.
В 54 субъектах Российской Федерации выявлены
факты нарушений учета поступления и расхода МИБП (журнал учета поступления и
расхода МИБП отсутствовал или имелись не полные данные), нарушений учета
показаний термометров, отсутствие фиксации фактов планового отключения
холодильников в журнале учета температурного режима работы холодильников, учета
контрольных карточек термоиндикаторов.
3. Отсутствие или необходимость коррекции
планов экстренных мероприятий по обеспечению "холодовой цепи" в
чрезвычайных ситуациях, включая неудовлетворительную обеспеченность
оборудованием для их реализации (недостаточное количество термоконтейнеров,
хладоэлементов и пр.) - в 15 субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, в Тюменской области и
Ненецком автономном округе при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий
за соблюдением условий транспортирования и хранения иммунобиологических
препаратов каких-либо нарушений выявлено не было.
Не сообщили о
выявленных нарушениях также Управление Роспотребнадзора по Чукотскому
автономному округу и Иркутской области, единичные факты нарушений выявлены в
республиках Карелия (при проведении 342 контрольно-надзорных мероприятий
составлено всего 2 протокола о нарушении), Северная Осетия-Алания (при 167 - 6
протоколов), в Московской (при 822 - 9 протоколов) и Мурманской (при 146 - 4
протокола) областях, Камчатском крае (при 498 - 4 протокола).
В целом по Российской Федерации по фактам
выявленных нарушений составлено 5295 протоколов об административном
правонарушении (24,2% от числа проведенных контрольно-надзорных мероприятий),
по материалам которых в 4620 (87,3%) случаях к юридическим и физическим лицам
применены штрафные санкции на общую сумму свыше 2976,45 тыс. рублей.
Наибольшее
количество протоколов о нарушениях (более 50% от числа проведенных
контрольно-надзорных мероприятий) составлено в Брянской (58,2%), Воронежской
(82,4%), Ивановской (свыше 100%), Ульяновской (62,2%), Курганской (60,4%),
Вологодской (85%), Калининградской (60%), Ленинградской (50%), Кемеровской
(50,6%), Новосибирской (55,1%), Амурской (59,8%) областях, республиках Коми
(89,7%), Дагестан (94,8%), Карачаево-Черкесской (79,7%), Башкортостан (свыше
100%), Татарстан (94,1%), Алтай (64,2%), Красноярском крае (75,9%), Еврейской
АО (54,5%).
Анализ обеспеченности субъектов
Российской Федерации холодильным оборудованием показал, что на втором уровне
холодовой цепи обеспеченность холодильным оборудованием во всех субъектах
Российской Федерации составляет 100%, за исключением Приморского края, где
вопрос дооснащения склада холодооборудованием включен в Краевую целевую
программу "Вакцинопрофилактика" на 2010 год, утверждено выделение
финансовых средств на эти цели.
В 5 субъектах Российской Федерации
неполностью обеспечены холодильным оборудованием и (или) термоконтейнерами
(сумками-холодильниками) лечебно-профилактические и прочие организации,
проводящие профилактические прививки населению (на третьем и четвертом уровнях
холодовой цепи): в республиках Северная Осетия-Алания (обеспеченность
составляет 93-98,2%), Чеченской (65-91,7%), Кабардино-Балкарской (78-75%),
Амурской области (96,4%) и г. Санкт-Петербурге (90-97%).
На четвертом уровне холодовой цепи
выявлена неполная обеспеченность, в основном термоконтейнерами и (или)
сумками-холодильниками, в 5 субъектах Российской Федерации: во Владимирской
области (94-96%), республиках Калмыкия (95%), Татарстан (87,5-96%), Ингушетия,
Ханты-Мансийском автономном округе (95%).
О результатах проведенных проверок
проинформированы главы администраций муниципальных образований, руководители
городских, районных органов управления и учреждений здравоохранения, в ряде
субъектов выделены финансовые средства в рамках целевых программ ассигнований
на закупку необходимого холодильного оборудования для обеспечения надлежащего
функционирования холодовой цепи.
Так, на средства,
выделенные из региональных бюджетов, за последние 2 года приобреталось
холодильное оборудование в 29 субъектах Российской Федерации: в Воронежской, Курской,
Орловской, Рязанской, Смоленской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской,
Астраханской, Ростовской, Кировской, Оренбургской, Самарской, Курганской,
Челябинской, Томской, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, республиках
Карелия, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Татарстан,
Кабардино-Балкарской, Удмуртской, Красноярском и Приморском краях.
Всего закуплено 5680 единиц холодильного
оборудования, в том числе 1979 холодильников и 3436 термоконтейнеров на сумму
свыше 13769,89 тыс. руб. Приобретение недостающего и замена устаревшего
холодооборудования включены в планы развития "холодовой цепи" и
бюджет учреждений на 2010 год в г. Санкт-Петербурге.
По информации Управлений Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации вопросы организации и проведения
профилактических прививок, в том числе обеспечения надлежащих условий
транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов,
заслушивались на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий,
обсуждались на тематических совещаниях, заседаниях медицинских советов,
семинарах, круглых столах, врачебно-фельдшерских конференциях.
Учитывая изложенное
и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
предлагаю:
1. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с Руководителями
Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
1.1. Информировать руководителей органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации о состоянии холодовой цепи
в субъектах Российской Федерации.
1.2. Внести предложения по корректировке
региональных программ "Вакцинопрофилактика" с учетом необходимости
целевого выделения ассигнований для обеспечения эффективного функционирования
холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения вакцин.
2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:
2.1. Принять меры по оснащению
лечебно-профилактических и других организаций, проводящих иммунизацию
населения, в целях создания надлежащих условий транспортирования и хранения
медицинских иммунобиологических препаратов и обеспечения безопасности
иммунизации населения.
2.2. Проводить систематическую подготовку
медицинских работников по вопросам организации вакцинопрофилактики населения,
включая вопросы обеспечения безопасности иммунизации.
3. Руководителям Управления
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
3.1. Действенный надзор за
функционированием системы холодовой цепи на всех ее уровнях и оперативное
принятие надлежащих мер при выявлении нарушений требований федерального
законодательства по вопросам иммунопрофилактики населения.
3.2. Контроль за
организацией работы лечебно-профилактических и других учреждений по
вакцинопрофилактике населения, в том числе по вопросам обеспечения безопасности
иммунизации.
3.3. Организацию и проведение
разъяснительной работы с населением в средствах массовой информации о
необходимости и целях вакцинопрофилактики.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО