ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
30 июня 2010 г.
N 01/9674-0-32
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В условиях
повышенной температуры, установившейся в ряде субъектов Российской Федерации
летом 2010 года, отмечаются случаи нарушения электроснабжения, перебои в работе
холодильного оборудования, используемого при изготовлении, транспортировке,
хранении и реализации пищевой продукции, нарушения водоснабжения населения,
ухудшения санитарного состояния мест отдыха и оздоровлении населения.
При этом увеличивается риск возникновения
инфекционных болезней населения, связанных с неудовлетворительным
санитарно-эпидемиологическим состоянием организаций, занимающихся
изготовлением, транспортировкой, хранением пищевой продукции, а также с
нарушениями санитарно-эпидемиологических требований на объектах общественного
питания и в местах массового сосредоточения людей.
В связи с лесными пожарами в ряде
территорий отмечаются случаи эвакуации населения из населенных пунктов,
находящихся в зоне пожаров, а также персонала и детей из летних оздоровительных
учреждений, расположенных в этих районах.
Так, в Республике Марий Эл в июне 2010
года, из-за угрозы распространения огня на населенные пункты и детские
оздоровительные учреждения было эвакуировано почти 2000 человек, большинство из
которых дети - 1249 человек, отдыхавшие в пяти детских оздоровительных лагерях
и двух учреждениях для отдыха родителей с детьми.
Крупные пожары возникали в июне 2010 года
в Липецкой, Нижегородской, Ростовской и Рязанской областях, Ханты-Мансийском
автономном округе, Забайкальском крае.
В связи с установившейся жарой в
Оренбургской области власти были вынуждены ввести режим чрезвычайной ситуации
сразу в 35 районах.
В условиях повышенной температуры
значительно увеличилось количество людей в зонах рекреации для купания, занятия
спортом и отдыха, в том числе не оборудованных для этих целей, что создает реальную
угрозу жизни и здоровью людей.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики нарушений
санитарного законодательства, в условиях повышенной температуры, органам Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту необходимо:
- обеспечить оперативное взаимодействие с
органами законодательной и исполнительной власти, органами местного
самоуправления, другими заинтересованными организациями на стадии принятия
решений об эвакуации из-за лесных пожаров населения и детских оздоровительных
учреждений, предоставлении водного объекта или его части для рекреационных
целей. Порядок взаимодействия изложен в письме Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.11.2005 г. N
0100/10185-05-32 "Об оперативном взаимодействии территориального
управления Федеральной службы с органами законодательной и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления";
- рекомендовать
руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления, администрациям организаций, на балансе которых
находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих
учреждений, организациям, осуществляющим отдых детей по регионам, обеспечить в
полном объеме выполнение Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 01.04.2008 N 23 "Об обеспечении отдыха,
оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах" (зарегистрировано в
Минюсте России 23 апреля 2008
г. N 11590);
- потребовать у руководителей
организаций, осуществляющих перевозки детей автомобильным транспортом к местам
отдыха и обратно соблюдения ограничений на время нахождения детей в пути не
более 4-х часов, в соответствии с п. 3.6. Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 01.04.2008 N 23;
- предложить
руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления установить специальные информационные знаки о
запрещении купания в необорудованных местах, информировать население всеми
доступными средствами о местах, разрешенных для купания;
- обратить особое внимание на санитарное
состояние водных объектов, отнесенных к специальному водопользованию - зоны
рекреации (купание, занятие спортом, отдых) в летний сезон;
- рекомендовать органам исполнительной
власти, органам местного самоуправления, руководителям ЖКХ, водоканалов,
водостоков обеспечить жесткий контроль за качеством и
безопасностью питьевой воды и санитарным содержанием зон рекреации;
- обязать владельцев зон рекреации на
водоемах обеспечить контроль качества воды водоемов и санитарного состояния
береговой полосы;
- потребовать от юридических и частных
лиц, являющихся владельцами судов, соблюдения санитарных правил и нормативов в
зоне рекреации;
- обеспечить лабораторный контроль воды
водоемов, песка, донных отложений в рамках государственного
санитарно-эпидемиологического надзора с включением конкретных точек отбора,
времени отбора, с указанием количества отбираемых проб на микробиологические,
санитарно-химические, паразитологические показатели;
- проводить мониторинг за качеством воды
водоемов и песка в зонах рекреации перед началом купального сезона, в период
его проведения и после окончания;
- в полном объеме проводить расследование
каждого случая вспышки ОКИ водного характера с соответствующей административной
и правовой оценкой, а при необходимости с передачей дел в правоохранительные
органы;
- ужесточить контроль
за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и розничной
торговли в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1079-01
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного
питания, изготовлению и оборотоспособности в них
пищевых продуктов и продовольственного сырья", обратив особое внимание на
предприятия общественного питания расположенные на пляжах и в зонах отдыха
населения;
- обратить особое внимание юридических и
физических лиц, эксплуатирующих детские оздоровительные учреждения, на
организацию режима дня детей, соблюдение мер безопасности при отдыхе детей,
занятиях спортом и купании;
- активизировать работу по применению мер
административного принуждения за нарушения санитарного законодательства;
- проводить санитарно-просветительную
работу среди населения, используя средства массовой информации, обратив особое
внимание на профилактику кишечных инфекций, пищевых отравлений.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО