МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2010 г. N 18-1/10/2-8418
Федеральным законом
от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12
Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 1 января
2010 года полномочия по обеспечению проведения мероприятий по отдыху и оздоровлению детей возложены на органы государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации проанализирована информация органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам проведения
летней оздоровительной кампании детей в 2010 году.
Анализ информации
показывает, что к началу летней оздоровительной кампании органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации была сформирована
необходимая нормативная правовая база, определены уполномоченные органы,
ответственные за организацию и проведение детской оздоровительной кампании,
установлены категории детей, имеющих право на бесплатное и льготное
предоставление путевок в учреждения отдыха и оздоровления, стоимость путевок,
порядок их предоставления и оплаты.
В бюджетах субъектов Российской Федерации
и местных бюджетах на данные цели в 2010 году было предусмотрено 34,5 млрд.
рублей.
В проведении детской оздоровительной
кампании 2010 года задействовано более 68 тыс. учреждений отдыха и оздоровления
детей, что на 16 тыс. организаций превысило число учреждений, в которых был
организован отдых детей в 2009 году.
По состоянию на конец августа 2010 года
отдыхом и оздоровлением охвачено порядка 7 млн. детей.
При этом, в
загородных оздоровительных лагерях и детских санаторных оздоровительных лагерях
круглогодичного действия отдохнуло более 2,1 млн. детей, в туристических и
спортивно-оздоровительных лагерях - более 1,3 млн. детей, в лагерях с дневным
пребыванием детей, созданных на базе общеобразовательных школ, учреждений
дополнительного образования и социального обслуживания - свыше 3,3 млн. детей,
в санаторных и загородных оздоровительных лагерях, находящихся на побережье
Черного и Азовского морей - свыше 170 тыс. детей.
Одновременно, необходимо отметить, что в
период подготовки и проведения детской оздоровительной кампании имели место
нарушения, несчастные случаи и чрезвычайные происшествия, в том числе приведшие
к гибели детей.
В частности, по информации Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, в Республике Хакасия, Ивановской,
Кемеровской, Костромской, Московской областях ряд детских оздоровительных
учреждений был открыт без необходимых документов, подтверждающих их
соответствие санитарным требованиям.
В Удмуртской Республике, Красноярском
крае, Кировской, Костромской, Магаданской, Омской областях имели место факты
превышения допустимых норм по количеству отдыхающих в лагере детей, их
ненадлежащего медицинского обеспечения, допуска к работе лиц, не прошедших в
установленном порядке медицинское обследование.
В Республике Бурятия, Республике
Мордовия, Иркутской и Тульской областях использование в детских оздоровительных
учреждениях для питания детей продуктов с истекшим сроком годности, а также
некачественной питьевой воды привело к пищевым отравлениям детей.
В Республике Хакасия, Ивановской,
Кировской, Оренбургской, Псковской и Тамбовской областях допущено использование
не подготовленных для перевозок детей транспортных средств, в ряде случаев
допускалась перевозка детей без их сопровождения сотрудниками ГИБДД и
медицинскими работниками.
Несмотря на то, что общее число
несчастных случаев и чрезвычайных происшествий в 2010 году значительно ниже
аналогичного показателя 2009 года, число чрезвычайных происшествий, приведших к
гибели детей, в 2010 году превысило уровень 2009 года. Так, по информации
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2009 году общее
число несчастных случаев и чрезвычайных происшествий в детских оздоровительных
учреждениях составило 456 случаев, в 2010 году - 90 случаев, число чрезвычайных
происшествий со смертельным исходом в 2009 году составило - 6, в 2010 году - 15
случаев.
Анализ информации о причинах гибели детей
в период их нахождения в детских оздоровительных учреждениях показывает, что
большинство детей погибло во время купания.
Учитывая вышеизложенное,
при подготовке к оздоровительной кампании детей 2011 года представляется
необходимым:
проанализировать итоги проведения в
субъекте Российской Федерации детской оздоровительной кампании 2010 года;
принять меры по устранению недостатков и
нарушений, имевших место при проведении оздоровительной кампании детей в 2010
году;
провести учет и паспортизацию детских
оздоровительных учреждений, находящихся на территории субъекта Российской
Федерации;
усилить контроль за
укомплектованностью детских оздоровительных лагерей педагогическими кадрами,
имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки и владеющими
современными педагогическими и оздоровительными технологиями;
не допускать к работе в детских
оздоровительных учреждениях лиц, не прошедших в установленном порядке
медицинское обследование;
предусмотреть на 2011 год объем
ассигнований в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на
оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели в
2010 году;
решить вопрос о страховании детей на
период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время
их перевозки;
принять дополнительные меры по
обеспечению безопасности детей во время их нахождения в детских оздоровительных
учреждениях, при перевозке детей к местам отдыха и обратно, во время проведения
экскурсионных мероприятий, а также во время купания детей;
привлекать к проведению мероприятий по
отдыху и оздоровлению детей профсоюзные организации и работодателей;
сохранять и развивать инфраструктуру
детского отдыха и оздоровления, шире использовать базу санаторно-курортных,
лечебно-профилактических организаций, образовательных учреждений, учреждений
социального обслуживания населения и иных организаций для отдыха и оздоровления
детей;
не допускать использование не
подготовленных для перевозок детей транспортных средств, а также перевозку
детей без их сопровождения сотрудниками ГИБДД и медицинскими работниками;
рассмотреть вопрос о необходимости согласования
с органами МЧС России и МВД России маршрутов следования организованных детских
коллективов при проведении экскурсионных мероприятий и туристических походов;
при направлении детей на отдых и
оздоровление в детские оздоровительные учреждения или проведении экскурсионных
мероприятий за пределами субъекта Российской Федерации рассмотреть вопрос о
целесообразности информирования об этом органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого будут проходить данные мероприятия;
рассмотреть возможность установления
механизмов компенсации родителям, самостоятельно приобретающим путевки в
детские оздоровительные учреждения;
усилить контроль за
подготовкой детских оздоровительных лагерей к летнему сезону, за их
водоснабжением, санитарным состоянием пищеблоков и мест общего пользования,
рационом питания детей, соблюдением режима работы детских оздоровительных
учреждений;
рассмотреть вопрос о возможности
установления мер по поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных
учреждений, находящихся на содержании балансодержателей;
усилить контроль за
наличием необходимых документов при открытии детских оздоровительных
учреждений, подтверждающих их соответствие санитарным требованиям, проведением
работы по организации их капитальных и текущих ремонтов;
не допускать к работе детские
оздоровительные учреждения, не соответствующие требованиям безопасности;
рассмотреть вопрос о необходимости
выделения дополнительных штатных единиц в структурах уполномоченных органов
государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за
проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей.
Заместитель Министра
М.А.ТОПИЛИН