МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 августа 2011 г. N 908
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА, ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ГРАФИКА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
В целях реализации пункта 33 Плана
мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской
Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010
г. N 1101-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст.
3720), приказываю:
1. Утвердить:
Программу Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных
расходов и качества финансового менеджмента на период до 2012 года согласно
Приложению N 1;
план повышения эффективности бюджетных
расходов и качества финансового менеджмента на период до 2012 года Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно Приложению
N 2;
график реализации плана повышения
эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента на период
до 2012 года Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
согласно Приложению N 3.
2. Контроль за исполнением настоящего
Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации В.С.Белова.
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
Приложение N 1
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 11 августа 2011 г. N 908
ПРОГРАММА
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ
РАСХОДОВ И КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПЕРИОД
ДО 2012 ГОДА
Программа Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных
расходов и качества финансового менеджмента на период до 2012 года разработана
в целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Совета Федерации Российской Федерации о бюджетной
политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 г. и распоряжения Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
I. Необходимость
разработки и реализации Программы
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении положения о
Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее
- Министерство) закреплены функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения
лекарственных средств, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Исходя из посланий Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Основных направлений
деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в целях
реализации функций Министерства определены следующие цели и задачи Министерства
на 2011-2012 годы:
1. Повышение уровня и качества жизни
населения, включая:
- повышение материального уровня жизни
населения;
- улучшение здоровья и формирование
здорового образа жизни;
- обеспечение эффективного
функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты).
2. Обеспечение динамичного и устойчивого
экономического развития в части обеспечения эффективной занятости населения и
удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того, Министерство участвует в
достижении следующих стратегических целей страны:
- повышение эффективности
государственного управления (повышение результативности деятельности органов
исполнительной власти и повышение использования эффективности бюджетных
средств; комплексное внедрение информационных технологий в сферу
государственного управления, позволяющее преодолевать ведомственную
информационную разобщенность и обеспечивать согласованное и последовательное
выполнение ведомствами соответствующих проектов);
- удовлетворение потребностей граждан в
образовании (в части медицинского и фармацевтического образования);
- развитие научного, технического и
технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (в
части медицинской науки);
- развитие потенциала международных
связей;
- обеспечение динамичного и устойчивого
экономического развития в части содействия развитию малого и среднего
предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.
С учетом задач, поставленных в Посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации,
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации,
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период
до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации
и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере
ведения Министерства в предстоящий период планируются:
- решение демографических проблем на
основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- содействие росту заработной платы
работников;
- повышение материального уровня жизни
пенсионеров;
- повышение доступности и качества
медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения, в первую очередь на
основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения,
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- формирование здорового образа жизни;
- повышение эффективности
функционирования государственного сектора социального обслуживания населения;
- улучшение положения семей с детьми, а
также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества и увеличение объема
услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- содействие развитию некоммерческих
организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения,
нуждающегося в социальной помощи;
- реализация мер по совершенствованию
профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих
работу;
- создание условий для повышения
территориальной мобильности населения.
3. Развитие образования, здравоохранения
и социального обслуживания.
Обеспечение повышения качества
образования и его сопряженности с модернизацией экономики, удовлетворения
потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим
профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным
образованием.
Обеспечение реализации в рамках
соответствующих государственных программ национальной образовательной
инициативы "Наша новая школа", развитие федеральных университетов и национальных
исследовательских университетов, а также закрепление положительных результатов
демографической политики.
Обеспечение реализации мероприятий,
направленных на формирование здорового образа жизни, развитие массовой
физической культуры и спорта.
Осуществление мероприятий по обеспечению
комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций,
предоставляющих услуги детям, включая вывод школьных зданий из аварийного
состояния, и престарелым гражданам, а также обеспечение полноценного доступа
инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.
Мероприятия, проводимые по этим
направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной
сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период,
мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости
населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного
повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения
достойных условий для жизни людей и развития социального государства.
Для выполнения поставленных целей и задач
Министерству из федерального бюджета выделяются ассигнования в объемах:
2011 год - 308378,7 млн. руб.;
2012 год - 321456, 7 млн. руб.
Распределение расходов по направлениям
деятельности Министерства обусловлено приоритетными мероприятиями и целевыми
показателями.
Общими принципами распределения расходов
по направлениям деятельности является обеспечение и повышение эффективности
предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
Распределение бюджета Министерства по
целям, задачам и программам осуществляется на основании определенных
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации
приоритетных направлений развития государства.
Бюджет за 2010 г. исполнен на 97,1%. В
целях эффективного расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2010
году, Министерством более 9,0 млрд. рублей возвращено в доход федерального
бюджета по результатам размещения заказов.
Министерство ставит задачу перехода в
условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса к режиму жесткой
экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного
мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного
рубля.
Контроль за целевым расходованием
бюджетных средств сопровождается содержательным анализом достигнутых
результатов.
Министерством обеспечиваются кардинальное
повышение качества предоставляемых населению государственных услуг в сфере
здравоохранения и социальной сфере, модернизация сети оказания услуг за счет
бюджетных средств.
Переход к бюджетному планированию основан
на консервативном варианте прогноза.
Бюджетная политика на 2011-2012 годы как
составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение
всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее
эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития,
улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Новые расходные обязательства должны
приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии
ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных
ограничений.
II. Цели и задачи
1. Оптимизация
расходных обязательств.
В качестве основных целей Министерства на
2011-2012 годы определены цели по введению четких правил оценки объема
действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных
обязательств, предусматривающие повышение ответственности за достоверность их
финансово-экономических обоснований.
Каждое предлагаемое к реализации
Министерством новое решение должно быть проанализировано с точки зрения
возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических
целей развития страны.
Важнейшим элементом повышения
эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ
является мониторинг соответствия правовых оснований, объема и структуры
расходных обязательств Российской Федерации.
2. Внедрение
программно-целевых методов государственного управления.
В рамках Программы Правительства
Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до
2012 года начиная с 2012 года предполагается перейти к программно-целевому
принципу планирования бюджетных ассигнований.
Министерство осуществляет реализацию
комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности системы управления в
сфере здравоохранения и социального обеспечения населения, в основу которых
положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти
всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление
ответственности за принятые решения.
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 11.11.2010 N 1950-р утвержден перечень государственных программ
Российской Федерации с конкретными ответственными исполнителями и
соисполнителями.
Министерство определено ответственным
исполнителем по реализации пяти государственных программ: "Развитие
здравоохранения", "Социальная поддержка граждан",
"Доступная среда на 2011-2015 годы", "Развитие пенсионной
системы", "Содействие занятости населения" и соисполнителем еще
тринадцати государственных программ: "Развитие образования",
"Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России",
"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности",
"Противодействие незаконному обороту наркотиков", "Защита
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Развитие науки
и технологий", "Экономическое развитие и инновационная
экономика", "Развитие фармацевтической и медицинской
промышленности", "Информационное общество (2011-2020 годы)",
"Обеспечение обороноспособности страны", "Региональная политика
и федеративные отношения", "Социально-экономическое развитие Дальнего
Востока и Байкальского региона", "Развитие Северо-Кавказского
федерального округа".
Важнейшим элементом повышения
эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ
является дальнейшая реорганизация федеральных государственных учреждений, а
также передача федеральных бюджетных учреждений и отдельных полномочий
Российской Федерации на региональный уровень.
3. Повышение
качества и эффективности исполнения государственных функций.
Важным показателем эффективного расходования
бюджетных ассигнований является структура расходной части бюджета. Основная
доля расходов Министерства приходится на здравоохранение - 51,6%, на
предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации -
38,4%, расходы на социальную политику составляют - 2,4%, на образование и науку
- 7,0%.
Министерством поставлена задача повышения
эффективности использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за
решение которых отвечает государство, государственные инвестиции должны стать
катализатором для вложения средств частного сектора в сферы и проекты, где
одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно
привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать
механизмы государственно-частного партнерства.
4. Повышение
эффективности управления государственным имуществом.
С целью повышения эффективности
управления государственным имуществом Министерство проводит анализ соответствия
переданного федерального имущества, в том числе земельных участков, предметам,
целям и результатам деятельности организации и подготовку предложений по
оптимизации и повышению эффективности использования указанного имущества
посредством:
- передачи излишнего, неэффективно
используемого федерального имущества субъектам Российской Федерации или
муниципальным образованиям (в том числе объектов жилищного фонда и иного
имущества, необходимого для исполнения полномочий по решению вопросов местного
значения);
- отчуждения из государственной
собственности (приватизация федеральных государственных унитарных предприятий);
- списания в случае признания непригодным
для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению
вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе
физического или морального износа.
Министерством также проводится анализ
эффективности осуществления полномочий собственника (учредителя), включая
анализ соотношения площади земельных участков и площади зданий, а также
занимаемых площадей в расчете на одного сотрудника Минздравсоцразвития России с
целью подготовки предложений по совершенствованию данных полномочий.
5. Повышение
качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ).
Общими принципами распределения расходов
по направлениям деятельности является обеспечение и повышение эффективности
предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
Обеспечение нацеленности бюджетной
системы на достижение конкретных результатов.
На повышение доступности и качества
государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении
государственных и муниципальных учреждений.
Расходование средств федерального бюджета
на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения в зависимости от
результатов их работы.
6. Оптимизация
численности и совершенствование системы материального стимулирования
федеральных государственных служащих.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1657 "Об оптимизации
численности федеральных государственных гражданских служащих и работников
федеральных государственных органов" и решением Правительства Российской
Федерации принято решение о сокращении численности органов исполнительной
власти.
Министерством подготовлены предложения о
сокращении 200,0 единиц (не менее 20%) от общей численности федеральных
государственных гражданских служащих по Министерству за 3 года.
При этом высвобождаются в результате
сокращения численности бюджетные ассигнования в следующем объеме:
2011 год - 14,7 млн. руб.;
2012 год - 29,4 млн. руб.
Экономия средств (50%) будет направляться
на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских
служащих.
7. Оптимизация
государственных закупок.
Министерством реализуются и планируются к
реализации в дальнейшем такие мероприятия по оптимизации государственных
закупок, как:
- совершенствование системы планирования
государственных закупок, в том числе формирование плана государственных
закупок, а также планов закупок федеральных бюджетных и автономных учреждений;
- использование электронных аукционов при
размещении заказов на приобретение товаров, работ и услуг;
- внедрение типовых форм документов по
размещению заказов на приобретение товаров (работ, услуг) и типовых форм
государственных контрактов;
- внедрение порядка формирования
начальных цен на закупаемые для государственных нужд товары, работы, услуги;
- осуществление контроля за выполнением
плановых показателей по государственным закупкам, эффективностью размещения
заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств;
- контроль использования результатов
НИОКР, проводимых в интересах Министерства.
8. Повышение
энергетической эффективности.
Министерством реализуются следующие
мероприятия по повышению энергетической эффективности:
- обеспечение закупки наиболее
энергоэффективных товаров для федеральных государственных нужд;
- меры по сокращению потребления каждого
энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение
5 лет начиная с 1 января 2010 г.;
- заключение контрактов на оказание
энергосервисных услуг;
- проведение энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в
области повышения энергоэффективности, определенных по результатам
энергетических обследований;
- разработка программы по утилизации
энергоэффективных товаров;
- иные мероприятия по повышению
энергетической эффективности.
9. Повышение
качества финансового менеджмента.
С целью повышения качества финансового
менеджмента Министерство является участником мероприятий по разработке и
совершенствованию правовых актов, регулирующих подготовку бюджетных
проектировок, обоснований бюджетных ассигнований, совершенствование ведения
реестра расходных обязательств.
10. Создание и
совершенствование процедур внутреннего контроля, иные мероприятия по повышению
эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности контроля
расходования бюджетных средств планируется осуществить путем включения
мероприятий по разработке и утверждению порядка осуществления внутреннего
контроля, проведения мониторинга качества финансового менеджмента
подведомственных учреждений, реализации положений учетной политики.
В 2011 году Министерством продолжена
работа по приоритетному развитию федеральных государственных учреждений и их
участию в реализации региональных программ развития здравоохранения, а также
программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих
медицинскую помощь за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования.
Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 11 августа 2011 г. N 908
ПЛАН
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И
КАЧЕСТВА
ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА
МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
N
п/п
|
Наименование
направления
|
Ожидаемый
результат
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Оптимизация
расходных
обязательств
|
Уточнение реестра
расходных обязательств
Уточнение расходных обязательств
Внесение изменений в методологию расчета
объема бюджетных ассигнований на исполнение
расходных обязательств
Повышение качества оказания государственных
услуг
Финансовое обеспечение выплат, заявленных
получателями, в полном объеме
|
2.
|
Внедрение
программно-
целевых методов государ-
ственного управления
|
Приказы
Минздравсоцразвития России по
утверждению и реализации государственных
программ
Уровень регистрируемой безработицы - 2,2
Программа "Развитие ядерной медицины в
Российской Федерации", совершенствование
статистического инструментария
Достижение запланированных показателей и
результатов и принятие своевременных мер по
ликвидации отставаний в реализации программ
Оптимизация бюджетных инвестиций
Внедрение системы управленческого учета
Повышение качества оказания государственных
услуг
Оптимизация расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации
Внедрение системы электронного документо-
оборота с использованием электронно-цифро-
вой подписи с субъектами РФ
|
3.
|
Повышение
качества и
эффективности исполнения
государственных функций
(переход к программной
структуре расходов
бюджетов)
|
Повышение
качества оказания государственных
услуг в области лекарственного обеспечения
Повышение качества оказания государственных
услуг в области содействия занятости
населения
Повышение эффективности оказания
медицинской помощи
|
4.
|
Повышение
эффективности
управления государствен-
ным имуществом (развитие
системы государственного
(муниципального)
финансового контроля)
|
Повышение
эффективности управления
государственным имуществом
Подготовка согласований передачи в муници-
пальную собственность объектов жилищного
фонда
Обеспечение подготовки подведомственными
ФГУПами необходимых для приватизации
документов
Подготовка согласований списания федераль-
ного имущества
Издание ведомственных актов, регулирующих
управление государственным имуществом
Оптимизация структуры и количества
подведомственных организаций
Мониторинг управления государственным иму-
ществом на предмет повышения эффективности
и соответствия нормам, установленным зако-
нодательством Российской Федерации
Снижение налога на имущество
|
5.
|
Повышение
качества и
эффективности оказания
государственных услуг
(выполнения работ)
|
Оптимизация
подведомственной сети. Повыше-
ние качества и эффективности государствен-
ных услуг
Совершенствование нормативной правовой базы
в сфере оказания государственных услуг
Утверждение и доведение государственного
задания
Переход на предоставление субсидий на
выполнение государственного задания
Повышение качества оказания государственных
услуг в области содействия занятости
населения
Снижение младенческой смертности
Увеличение числа родившихся детей после ЭКО
на 3000 ежегодно
Раннее выявление больных со скринингуемыми
наследственными заболеваниями
Увеличение на 5% числа беременных женщин,
обследуемых в I триместре беременности
Оптимизация системы непрерывного
профессионального образования
Оптимизация сети подведомственных
учреждений науки
|
6.
|
Оптимизация
численности и
совершенствование системы
материального стимулиро-
вания федеральных
государственных служащих
|
Оптимизация
численности федеральных
государственных гражданских служащих
Увеличение материального стимулирования
федеральных государственных гражданских
служащих
Экономия бюджетных средств
|
7.
|
Оптимизация
государствен-
ных закупок
|
Равномерное
распределение процедур торгов в
течение года
Расширение практики проведения открытых
аукционов в электронной форме
Достижение плановых показателей
Повышение оперативности и правильности
исполнения условий государственных
контрактов
|
8.
|
Повышение
энергетической
эффективности
|
Снижение
потребления электроэнергии и
экономия бюджетных расходов
Снижение потребления тепловой энергии и
экономия бюджетных средств
Определение уровня эффективности
использования энергоресурсов, оценка
энергосберегающего потенциала
Снижение уровня потребления энергоресурсов
|
9.
|
Повышение
качества
финансового менеджмента
|
Повышение
качества подготовки материалов,
представляемых в Минфин России для подго-
товки проекта федерального закона о бюджете
на очередной финансовый год и на плановый
период
Обеспечение своевременного и оперативного
мониторинга исполнения бюджета
Повышение качества финансового менеджмента
Повышение эффективности исполнения
расходов
|
10.
|
Создание и
совершенствование
процедур внутреннего
контроля
|
Повышение
качества внутреннего контроля
Повышение качества внутреннего аудита
Повышение эффективности бухгалтерского
учета и предоставления своевременной и
достоверной отчетности
Совершенствование организации и методологии
кассового прогнозирования исполнения феде-
рального бюджета с целью повышения ответст-
венности руководителей подведомственных
учреждений за качество и соблюдение показа-
телей кассового плана
Усиление контроля за использованием
бюджетных средств
Снижение рисков возникновения финансовых
потерь
|