Зарегистрировано
в Минюсте РФ 20 сентября 2011 г. N 21831
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2011 г. N 117
О МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОСТРЫХ
РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ
ИНФЕКЦИЙ В ЭПИДСЕЗОНЕ 2011-2012 ГОДОВ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко,
проанализировав эпидемиологическую ситуацию по гриппу и острым респираторным
вирусным инфекциям (ОРВИ) в Российской Федерации в осенне-зимний период
2010-2011 годов и эффективность осуществленных организационных,
профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с этими
инфекциями, установил.
В 2010 году эпидемический рост
заболеваемости гриппом и ОРВИ был зарегистрирован с конца ноября. Пик
заболеваемости пришелся на 5 неделю текущего года (31.01-06.02.2011), когда
превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости отмечалось в 70-ти
субъектах Российской Федерации, интенсивный показатель заболеваемости гриппом и
ОРВИ в среднем по стране составил 137,5 на 10 тысяч населения.
Наибольшая интенсивность эпидпроцесса отмечалась в Центральном федеральном округе
(192,6 на 10 тысяч населения), Уральском (162,8) и Северо-Западном (143,3)
федеральных округах.
Снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ началось с 6 недели 2011 года и к началу апреля эпидемический
подъем завершился практически во всех субъектах Российской Федерации.
За время подъема заболеваемости
переболело гриппом около 2,8% населения страны.
Эпидемический подъем заболеваемости
гриппом и ОРВИ 2010-2011 годов был смешанной этиологии с преимущественной
циркуляцией вируса гриппа подтипа A(H1N1)-2009. По данным вирусологического мониторинга
с четвертой по девятую неделю 2011 года вирус A(H1N1)-2009 выделялся от больных
острыми респираторными заболеваниями в 20-26% случаев, в отдельных субъектах
Российской Федерации до 50% случаев. Начиная с 10 недели интенсивность
циркуляции вируса A(H1N1)-2009 снизилась до 2,8%.
Вирус гриппа B циркулировал наряду с
вирусом A(H1N1)-2009 в течение всего периода подъема заболеваемости, от больных
указанный вирус максимально (от 9%) выделялся на 3 неделе года; на 14 неделе он
был выделен в 5,5% случаев.
Анализ мероприятий,
проведенных в субъектах Российской Федерации в рамках подготовки к прошедшему
эпидемическому сезону, показал, что не во всех регионах были пересмотрены,
откорректированы и утверждены руководителями органов исполнительной власти
региональные планы по профилактике гриппа и ОРВИ, проведен перерасчет
неснижаемого запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования,
имущества, средств индивидуальной защиты органов дыхания, дезинфицирующих
средств, определены схемы поэтапного, в зависимости от уровня заболеваемости, перепрофилирования стационаров и стационары для
госпитализации беременных, больных гриппом и ОРВИ.
Снижению активности эпидемического
подъема заболеваемости в эпидемическом сезоне по гриппу и ОРВИ 2010-2011 годов
способствовали мероприятия по иммунизации населения Российской Федерации.
В целом по стране было привито свыше 34,2
млн. человек, что составляет 24,1% от численности населения страны. Из них в
рамках приоритетного национального проекта - 28,1 млн. человек и более 6,1 млн.
человек привито дополнительно за счет других источников финансирования -
областных и местных бюджетов, страховых кампаний, средств организаций и
граждан.
Наиболее активно
привлекались дополнительные средства в 17 субъектах Российской Федерации: г. Москве,
Республиках Саха (Якутия), Бурятия, Воронежской, Московской, Тульской,
Калининградской, Вологодской, Ростовской, Магаданской, Пензенской,
Свердловской, Иркутской, Тюменской областях, Хабаровском и Краснодарском крае,
Ненецком автономном округе.
В 16 субъектах Российской Федерации: Республиках Саха (Якутия), Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Бурятия,
Магаданской, Саратовской, Самарской, Амурской, Пензенской, Вологодской,
Свердловской, Тюменской областях, Хабаровском и Краснодарском краях,
Ханты-Мансийском автономном округе - было иммунизировано более 30% населения.
Принятые меры позволили предупредить
широкое распространение вирусов гриппа на территории страны и снизить их
негативное воздействие на население.
Вместе с тем в 6 субъектах Российской
Федерации: Тверской, Томской и Ярославской областях,
Республиках Коми, Карелия, Красноярском крае в ходе подготовки к эпидемическому
сезону было привито менее 15% населения; еще в 34-х субъектах Российской
Федерации охват населения прививками против гриппа составил от 15 до 23,0%.
На сезон 2011-2012 годов для стран
Северного и Южного полушарий состав противогриппозных вакцин включает следующие
штаммы вируса:
- A/California/07/2009(H1N1)
- A/Perth/16/2009 (H3N2)
- B/Brisbane/60/2008.
В целях предупреждения возникновения и
локализации групповых очагов гриппа и ОРВИ в эпидемическом сезоне 2010-2011
годов осуществлялся комплекс профилактических и противоэпидемических
мероприятий: применялась практика приостановления учебно-воспитательного
процесса в образовательных учреждениях; отмена массовых мероприятий (культурных
и спортивных), внеплановые проверки по соблюдению
санитарно-противоэпидемического режима в местах массового сосредоточения людей.
Проводилась работа по информированию населения о мерах личной и общественной профилактики
заболеваний гриппом и ОРВИ. Все эти мероприятия способствовали сдерживанию
распространения гриппа и ОРВИ среди населения.
Вместе с тем в ряде субъектов при
превышении эпидемических порогов в возрастной группе 7-14 лет (от 23% до 63%)
ограничительные мероприятия в школах не были введены (Курская, Тамбовская
области, Республика Северная Осетия (Алания), Удмуртская Республика,
Ямало-Ненецкий автономном округе и др.), что способствовало распространению
заболеваемости и нарастанию интенсивности эпидемиологического процесса.
В ряде субъектов Российской Федерации не
на должном уровне осуществлялась разъяснительная работа с населением
(Челябинская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская области, Приморский край,
Республика Татарстан и др.), что приводило к снижению эффективности
противоэпидемических мероприятий. Как и в период пандемии, в эпидемическом
сезоне по гриппу и ОРВИ 2010-2011 годов отмечалось позднее обращение заболевших
гриппом за медицинской помощью, что приводило к осложнению клинического течения
заболевания (Нижегородская, Челябинская области и др.).
При анализе проводимого мониторинга за
циркуляцией вирусов гриппа и ОРВИ на территории России в эпидемическом сезоне
2010-2011 гг. также был выявлен ряд организационных недостатков, препятствующих
получению объективной информации.
Не было
организовано обследование достаточной выборки больных (обследовалось
еженедельно менее 10-ти больных) в Брянской, Калужской, Смоленской, Тверской
областях, Республиках Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия. Недостаточное число больных в рамках мониторинга обследовалось в г.
Санкт-Петербурге, Новгородской, Псковской и Курганской областях. Периодически
не представлялись данные исследований по Чеченской Республике, Республике Тыва,
Чукотскому автономному округу.
В ряде регионов неправильно проводилась
выборка больных для проведения мониторинговых исследований - в число
лабораторно подтвержденных случаев включались целенаправленно обследованные
больные и контактные лица из эпидемических очагов или только стационарные
больные с тяжелыми и среднетяжелыми формами клинического течения
(Нижегородская, Томская области), что приводило к неправильной трактовке
спектра циркулирующих на территории возбудителей.
В некоторых лабораториях ФБУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации отмечалось
низкое качество исследований, обусловленное недостаточной квалификацией
специалистов. По результатам 3-й национальной верификации ПЦР-диагностики
гриппа A, проведенной в 2010 году, только 64,2% (68 из 106) лабораторий
регионального уровня (ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии") и
противочумных учреждений получили адекватные результаты. Допустили от 2 до 4 и
более ошибок специалисты Амурской, Ярославской, Ленинградской и Ростовской
областей. Не полностью протестировали верификационную панель специалисты
Свердловской области, Камчатского края, Республики Хакасия и
Кабардино-Балкарской Республики.
Остается нерешенным вопрос организации
проведения диагностических исследований по этиологической расшифровке
заболеваний гриппом и ОРВИ на базе клинических лабораторий
лечебно-профилактических организаций.
В целях усиления
мероприятий по предупреждению заболеваний гриппом и ОРВИ населения Российской
Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N
1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752;
2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I)
ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст.
2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; N 30 (ч.
II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30
(ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), ст. 1 Федерального закона от 30 июня
2006 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2879) постановляю:
1. Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос
о ходе подготовки к эпидемическому подъему заболеваемости гриппом и ОРВИ, готовности
лечебно-профилактических организаций к предстоящему эпидсезону,
с оценкой имеющихся материальных ресурсов (запаса противовирусных препаратов,
средств индивидуальной защиты и дезинфекционных средств, специальной
медицинской аппаратуры, транспорта и других); при необходимости внести
коррективы в региональные планы профилактических и противоэпидемических
мероприятий по борьбе с этими инфекциями.
1.2. Оказывать
содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области охраны здоровья граждан в организации и проведении в осенний период
2011 года мероприятий по реализации национального календаря профилактических
прививок в части иммунизации против гриппа контингентов из групп риска - детей
с 6 месяцев, учащихся 1-11 классов; студентов профессиональных и средних
профессиональных учебных заведений; взрослых, работающих по отдельным
профессиям и должностям (работников медицинских и образовательных учреждений,
транспорта, коммунальной сферы и др.); взрослых старше 60 лет, а также
мероприятий по иммунизации больных хроническими болезнями и других
контингентов, не предусмотренных в национальном календаре профилактических
прививок.
1.3. Предусмотреть выделение ассигнований
на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации контингентов, не входящих в
национальный календарь профилактических прививок, а также противовирусных
препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ.
1.4. Рассмотреть вопрос о готовности
организаций независимо от их организационно-правовой формы по поддержанию в
зимний период необходимого температурного режима в образовательных, социальных,
лечебно-профилактических организациях, жилых домах, на транспорте и по созданию
в указанный период надлежащих условий для работающих
на открытом воздухе.
1.5. В целях оперативного анализа и корректировки осуществляемых профилактических и
противоэпидемических мероприятий в ходе предстоящего эпидемического сезона по
гриппу и ОРВИ взять на контроль эпидемиологическую ситуацию по гриппу и ОРВИ и
оценку эффективности проводимых противоэпидемических (профилактических)
мероприятий в субъекте Российской Федерации.
1.6. С учетом
эпидемиологической ситуации по гриппу и ОРВИ в регионе и прогноза ее развития,
рассматривать вопросы о своевременном введении ограничительных мероприятий и о
выделении дополнительных финансовых средств на закупку лекарственных
препаратов, средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования для
оснащения лечебно-профилактических организаций, дезинфекционных средств в
соответствии с расчетной потребностью (на основании представлений руководителей
управлений Роспотребнадзора совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области охраны здоровья граждан и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере
образования).
2. Руководителям организаций независимо
от организационно-правовой формы рекомендовать:
2.1. Своевременно (до 01.10.2011)
выделить финансовые средства на организацию и проведение вакцинации сотрудников
против гриппа.
2.2. Организовать работу в зимних
условиях с соблюдением необходимого температурного режима, обеспечить
работающих на открытом воздухе помещениями для обогрева и приема пищи.
3. Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное
управление в сфере образования, рекомендовать:
3.1. Принять меры по обеспечению
дошкольных и общеобразовательных учреждений медицинскими кадрами, необходимым
оборудованием (термометрами, бактерицидными лампами, дезинфекционными
средствами, средствами личной гигиены и индивидуальной защиты и др.).
3.2. Организовать поддержание
оптимального теплового режима в образовательных учреждениях, проведение
дезинфекции и режимов проветривания.
3.3. В случае выявления больных гриппом в
дошкольных и общеобразовательных учреждениях проводить мероприятия в соответствии
главой VI санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03
"Профилактика гриппа" <*>, а также с учетом заболеваемости
гриппом и ОРВИ приостанавливать учебный процесс и ограничивать проведение
массовых культурных, спортивных и других мероприятий.
--------------------------------
<*> Зарегистрированы Министерством
юстиции РФ 20.05.2003, регистрационный N 4578; с
изменением, внесенным регистрационным N 4738.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области охраны здоровья граждан:
4.1. В срок до
20.09.2011 пересмотреть и внести на утверждение в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации региональные планы подготовки и проведения
мероприятий по гриппу и ОРВИ (региональные целевые программы по борьбе с
гриппом), предусмотрев расчет потребности профилактических и лечебных
препаратов, оборудования, имущества, средств индивидуальной защиты и
дезинфицирующих средств, поэтапное перепрофилирование стационаров (в
зависимости от уровня заболеваемости) и определение стационаров для
госпитализации беременных в целях оказания специализированной медицинской
помощи в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа", а также направить в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по
финансированию указанных мероприятий.
4.2. В срок до 15.10.2011 провести анализ
готовности лечебно-профилактических организаций к подъему заболеваемости
гриппом и ОРВИ, обратив особое внимание на перепрофилирование стационаров,
развертывание гриппозных отделений в амбулаторно-поликлинических учреждениях,
наличие медикаментов и средств индивидуальной защиты персонала, дезинфекционных
средств, выделение в лечебно-профилактических организациях, оказывающих помощь
больным гриппом, дополнительного медицинского персонала. Результаты анализа при
необходимости внести на рассмотрение руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
4.3. В срок до 20.10.2011 рассмотреть
вопрос и принять решение о проведении диагностических исследований по
этиологической расшифровке заболеваний на базе клинических лабораторий
лечебно-профилактических организаций в условиях эпидемического подъема гриппа
(с учетом клинических данных и эпидемиологического анамнеза в соответствии с
требованиями нормативных методических документов).
4.4. В период подъема заболеваемости
гриппом и ОРВИ организовать мониторинг эпидситуации
по гриппу и ОРВИ, обратив внимание на:
- лабораторное обследование больных с
тяжелым и нетипичным течением, необходимость раннего выявления необычных
(тяжелых) случаев гриппа и ОРВИ, которые могут указывать на появление нового
вируса;
- рост заболеваемости среди уязвимых
групп населения с высоким риском развития тяжелых заболеваний (дети,
беременные, лица молодого возраста пожилые хронические больные и другие);
- необходимость осуществления регулярного
анализа заболеваемости гриппом, ОРВИ и пневмониями в субъекте Российской
Федерации для своевременного введения дополнительных противоэпидемических мер.
4.5. Обеспечить осуществление
санитарно-просветительной работы среди населения о мерах индивидуальной и
общественной профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций,
необходимости своевременного обращения за медицинской помощью в случае
появления признаков заболевания.
4.6. В случае ухудшения эпидемической
обстановки на территории своевременно инициировать рассмотрение ситуации
руководителями исполнительных органов государственной власти субъекта
Российской Федерации с целью организации межведомственного взаимодействия до
стабилизации эпидемиологической ситуации.
5. Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
рекомендовать:
5.1. В срок до 15.09.2011 подготовить
программу и организовать систематическое обучение медицинского персонала, в том
числе дополнительно привлекаемого, по вопросам профилактики, диагностики и
лечения гриппа, включая грипп, вызванный вирусом A(H1N1)2009.
5.2. Совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное
управление в сфере образования, в срок до 01.10.2011 организовать обучение
персонала дошкольных и общеобразовательных учреждений мерам профилактики
гриппа.
5.3. Организовать проведение в осенний
период 2011 года иммунизации против гриппа контингентов групп риска,
предусмотренных национальным календарем профилактических прививок, а также
содействовать иммунизации других контингентов, не предусмотренных национальным
календарем профилактических прививок.
5.4. Обеспечить соблюдение надлежащих
условий транспортирования и хранения гриппозных вакцин в
лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения
медицинских иммунологических препаратов" <*>.
--------------------------------
<*> Зарегистрированы
Минюстом России 11.04.2003, регистрационный N 4410; с изменением, внесенным
регистрационным N 11309.
5.5. Организовать подготовку
лечебно-профилактических организаций к приему больных гриппом и ОРВИ в период
сезонного подъема заболеваемости, предусмотрев создание необходимого резерва
лечебных препаратов и дезинфекционных средств, необходимый объем коечного
фонда, специальной медицинской аппаратуры, других материальных ресурсов, а
также формирование прививочных бригад для иммунизации населения.
5.6. Определить порядок работы
лечебно-профилактических учреждений в условиях подъема заболеваемости гриппом и
ОРВИ, включая оказание первичной медицинской помощи на дому. Организовать в
лечебно-профилактических организациях отдельный прием пациентов с признаками
ОРВИ, гриппа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа".
5.7. Обеспечить организацию забора
материала от больных гриппом и ОРВИ, в первую очередь - в организованных
коллективах, а также у лиц с тяжелой клинической картиной в целях идентификации
возбудителя методами быстрой лабораторной диагностики.
5.8. Принять меры по поддержанию
неснижаемого запаса противовирусных препаратов и средств индивидуальной защиты
в аптечной сети и стационарах.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным
врачам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской
Федерации обеспечить:
6.1. Своевременное обучение специалистов,
проводящих исследование материала от больных инфекциями верхних и нижних
дыхательных путей.
6.2. Систематический мониторинг и
расшифровку этиологии заболеваний гриппом и ОРВИ, в первую очередь - в
организованных коллективах, а также у лиц с тяжелой клинической картиной с
применением методов быстрой лабораторной диагностики (методы иммунофлюоресценции и ПЦР).
6.3. Проведение лабораторных исследований
патолого-анатомического материала в случае летальных
исходов заболеваний, подозрительных на грипп (как прижизненно установленных,
так и с предварительными посмертными диагнозами "грипп"). В случае
положительных результатов на грипп направлять материал (выделенный штамм
возбудителя) в один из референс-центров по
мониторингу за гриппом или инфекциями верхних и нижних дыхательных путей для проведения
углубленных молекулярно-генетических исследований.
7. Директорам ФБУН ГНЦ ВБ
"Вектор", ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" Роспотребнадзора обеспечить:
7.1. Проведение углубленных
молекулярно-диагностических исследований циркулирующих вирусов гриппа и
биологического материала от больных гриппом.
7.2. Оказание практической и методической
помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора в
субъектах Российской Федерации.
8. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
8.1. Обеспечить контроль
за организацией и проведением иммунизации населения против гриппа,
надлежащими условиями транспортирования и хранения гриппозных вакцин в
лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с требованиями федерального
законодательства.
8.2. Установить контроль
за своевременностью проведения учета и анализа заболеваемости гриппом и
ОРВИ, полноты лабораторных исследований, а также передачи данной информации
установленным порядком.
8.3. Обеспечить надзор за соблюдением
санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения,
образования, на объектах торговли, общественного транспорта, в гостиницах и
других местах массового сосредоточения людей; осуществлять контроль
за выполнением ограничительных мероприятий лечебно-профилактическими,
образовательными учреждениями, предприятиями торговли, общественного питания,
рынков и другими организациями.
8.4. О профилактических и
противоэпидемических мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации
в преддверие и в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в
2011-2012 гг., докладывать в Роспотребнадзор
ежемесячно - к первому числу месяца, начиная с 01.10.2011, до стабилизации эпидситуации.
9. Контроль за
выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации И.В.Брагину.
Г.Г.ОНИЩЕНКО