МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ СУБЪЕКТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 - 2012 ГОДАХ РЕГИОНАЛЬНОГО
ФРАГМЕНТА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие
методические рекомендации по порядку организации работ по созданию субъектом
Российской Федерации в 2011 - 2012 годах регионального фрагмента единой
государственной системы в сфере здравоохранения (далее - Рекомендации)
подготовлены на основании Концепции создания единой информационной системы в
сфере здравоохранения (утверждена Приказом Министра здравоохранения и
социального развития Российской Федерации N 364 от 28 апреля 2011 года) и в
соответствии с решением заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию
информационного общества в Российской Федерации 22 декабря 2010 г. (утверждено
30 декабря 2010 г. N А4-18040) по вопросу реализации региональных программ
модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий.
На основании Рекомендаций разрабатывается
Порядок по организации работ (далее - Порядок) в соответствии со спецификой
организации системы органов исполнительной власти в субъекте Российской
Федерации.
Порядок утверждается решением руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
В целях организации работ по созданию в
2011 - 2012 годах регионального фрагмента Системы руководителю высшего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется определить из
числа своих заместителей или руководителей органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации ответственного за создание регионального фрагмента
Системы (далее - Руководитель проекта) и создать соответствующую рабочую
группу.
В функции Руководителя проекта входит:
- обеспечение соблюдения разрабатываемых Минздравсоцразвития России методических рекомендаций,
требований, спецификаций и технических условий информационного обмена;
- обеспечение соблюдения единой
технологической политики при создании проектных решений и технической
документации.
В учреждениях здравоохранения,
участвующих в реализации мероприятий по внедрению современных информационных
систем в здравоохранение в рамках региональных программ модернизации,
рекомендуется определить из числа заместителей руководителя учреждения
должностное лицо, ответственное за координацию соответствующих работ.
II. ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
Мероприятия по созданию Системы
проводятся в следующем порядке:
- разработка программы и плана
мероприятий;
- разработка технических заданий и
технических требований на закупки товаров, работ и услуг по созданию
регионального фрагмента, соответствующих мероприятиям согласованных планов;
- организация конкурсных процедур по
плану мероприятий;
- реализация плана мероприятий;
- подготовка отчетности о промежуточных и
окончательных результатах исполнения планов реализации
регионального фрагмента Системы.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ СОЗДАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ СИСТЕМЫ
При планировании работ по созданию
региональных компонентов Системы, требующих интеграции с общесистемными и
прикладными федеральными компонентами, необходимо руководствоваться сроками
доступности федеральных сервисов для опытной эксплуатации, приведенными ниже.
План-график
обеспечения доступности сервисов (федеральных
компонентов)
Системы для опытной эксплуатации
Федеральные
компоненты
|
Доступность
сервиса
|
Централизованные
Общесистемные Компоненты
|
Функционирование Федерального центра
обработки данных
Системы на временной площадке
|
IV кв. 2011
|
Ведение каталога
пользователей Системы
|
II кв. 2012
|
Система ведения реестра нормативно-справочной
информации, словарей медицинских терминологий и регистра
электронных документов
|
IV кв. 2011
|
Удостоверяющий
центр и инфраструктура открытых ключей
|
II кв. 2012
|
Система
управления эксплуатацией
|
II кв. 2012
|
Система ведения
электронной почты и
прочих
информационно-технических сервисов общего пользования
|
II кв. 2012
|
Федеральные
Транзакционные Системы
|
Система ведения
расписания приемов специалистов,
проведения консультаций, в том числе
телемедицинских, и
загрузки мощностей медицинской
организации, а также
электронной записи на прием к врачу
|
I кв. 2012
|
Система, обеспечивающая проведение телемедицинских
консультаций и консилиумов, в том числе с
использованием
мобильных устройств
|
III кв. 2012
|
Система, обеспечивающая направление на
проведение
диагностических исследований, проведение
медицинского
обследования (консультации, экспертизы) и
получение
медицинской помощи в иные медицинские организации
|
III кв. 2012
|
Система,
обеспечивающая бухгалтерский и
управленческий
учет финансово-хозяйственной деятельности медицинских
организаций, в том
числе автоматизирующая функции
взаимодействия со страховыми
медицинскими организациями
в части формирования и
оплаты счетов за
оказанную
медицинскую помощь
|
III кв. 2012
|
Система, обеспечивающая кадровый
учет в медицинских
организациях
|
III кв. 2012
|
Федеральные
Управленческие Системы
|
Регистр паспортов
медицинских организаций
|
IV кв. 2011
|
Регистр
медицинского оборудования и медицинской техники
|
IV кв. 2011
|
Регистр врачей и
медицинского персонала
|
IV кв. 2011
|
Система мониторинга реализации программ в
здравоохранении
|
IV кв. 2011
|
Система ведения
интегрированной электронной медицинской
карты, а также
создаваемых на ее
основе
специализированных регистров по
отдельным нозологиям и
категориям граждан, в
том числе обеспечивающая
персонифицированный учет медицинской помощи
и
лекарственного обеспечения
|
IV кв. 2011
|
Аналитические системы, а
также системы
автоматизированного контроля и
поддержки принятия
управленческих решений на
основе анализа первичных
данных
|
III кв. 2012
|
Федеральные
Справочные Системы
|
Федеральная
электронная медицинская библиотека
|
IV кв. 2011
|
Библиотека
экспертных медицинских систем,
обеспечивающих
автоматизацию процесса поддержки
принятия врачебных
решений на базе
формализованных баз знаний
и
прецедентной информации
|
I кв. 2012
|
Электронные образовательные курсы, программы
дистанционного обучения и
повышения квалификации в
области медицины и фармацевтики
|
II кв. 2012
|
Система группового профессионального общения
для
медицинского и фармацевтического
персонала и студентов
медицинских и фармацевтических средних
специальных и
высших учебных заведений
|
II кв. 2012
|
Средства обеспечения доступа
к первичным данным,
содержащимся в Системе,
необходимым для проведения
научных исследований в сфере здравоохранения
|
III кв. 2012
|
Средства
информирования граждан о деятельности системы
здравоохранения
|
II кв. 2012
|
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с
Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении
государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению
информационных технологий в деятельность государственных органов и органов
местного самоуправления обеспечивает информирование субъектов Российской
Федерации об изменениях, вносимых в план-график создания федеральных
компонентов Системы, в том числе в зависимости от поступления финансирования на
выполнение работ.
В соответствии с текущей версией
плана-графика субъектам Российской Федерации рекомендуется в IV квартале 2011
г. предусмотреть выполнение работ в следующем порядке:
- уточнение планов-графиков выполнения
работ по созданию региональных фрагментов Системы в соответствии с настоящими
рекомендациями;
- подключение учреждений к
высокоскоростным защищенным каналам передачи данных, в том числе с
использованием сети Интернет, для доступа к защищенной сети единой государственной
информационной системы в здравоохранении, их оснащение компьютерной техникой,
телекоммуникационным оборудованием и средствами информационной безопасности
(работы выполняются в соответствии с планами-графиками, подготовленными в
рамках системно-технического проектирования). При приобретении персональных
компьютеров (ПК) общесистемное и базовое прикладное программное обеспечение,
установленное на ПК (далее - общесистемное и базовое ПО) и приобретаемое за
счет средств субсидий ФФОМС, должно распространяться под свободной лицензией
(далее - общесистемное и базовое СПО). Приобретение
общесистемного и базового ПО, распространяемого под иными лицензиями, кроме
свободной, за счет средств субсидий ФФОМС допускается исключительно в случае
наличия на рынке аналогов общесистемного и базового СПО, распространяемых под
иными лицензиями, кроме свободной, с более низкой стоимостью первых пяти лет
владения.
В 2012 году субъектам Российской
Федерации рекомендуется предусмотреть выполнение работ в следующем порядке:
- разработка и пилотирование региональной
медицинской системы в соответствии с минимальными функциональными требованиями
к региональным прикладным системам, требованиями, спецификациями и техническими
условиями информационного обмена для обеспечения их интеграции с
соответствующими федеральными прикладными системами, разработанными
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- внедрение федеральных компонентов
Системы, имеющих собственный пользовательский интерфейс, на объектах
автоматизации, подключенных к защищенной сети передачи данных и оснащенных
компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и средствами
информационной безопасности (по мере подключения и оснащения);
- интеграция региональной медицинской
системы, унаследованных медицинских информационных систем, а также иных
компонентов регионального фрагмента Системы с обеспечивающими и прикладными
компонентами федерального фрагмента Системы (по мере их готовности в
соответствии с приведенным планом-графиком).
Учитывая различный уровень технической
оснащенности медицинских учреждений в субъектах Российской Федерации, данные
предложения носят рекомендательный характер.
IV. ПОРЯДОК
ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ
НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Разработка всех федеральных компонентов
Системы завершается передачей в опытную эксплуатацию, проводимую на базе
пилотных объектов с использованием центра обработки данных, создаваемого
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с
Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении
государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению
информационных технологий в деятельность государственных органов и органов
местного самоуправления и субъектами Российской Федерации определяет перечень
регионов, медицинских организаций, органов управления здравоохранением и иных
объектов автоматизации для участия в опытной эксплуатации (пилотировании).
Участие в опытной эксплуатации
предоставляет пилотным регионам возможность опережающего внедрения федеральных
и региональных сервисов и предполагает готовность инфраструктуры и наличие
технических возможностей для проведения пилотирования. Пилотные регионы будут
выступать в качестве площадки для отработки проектных решений и обмена опытом.
Финансирование работ по проведению опытной эксплуатации производится за счет и
в рамках предназначенных на создание Системы средств
федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в
субъекты Российской Федерации для реализации региональных программ модернизации
здравоохранения, средств региональных бюджетов и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования. Дополнительного, выходящего за рамки
предназначенных на создание Системы средств финансирования на проведение
опытной эксплуатации не предусмотрено.
В рамках опытной эксплуатации
осуществляется апробирование всех федеральных сервисов, настройка федеральных
сервисов на уровне объектов автоматизации, интеграция с региональными
компонентами Системы, обучение пользователей, техническая поддержка и доработка
федеральных сервисов с учетом поступающих замечаний. Опытная эксплуатация
завершается оформлением акта об окончании опытной эксплуатации. По мере
создания и увеличения мощностей и производительности федерального центра
обработки данных Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, обеспечивающего необходимый уровень характеристик для работы всех
субъектов Российской Федерации, федеральный компонент становится доступным для
ввода в действие во всех субъектах Российской Федерации. Региональное внедрение
осуществляется в соответствии с планами-графиками, разрабатываемыми субъектами
Российской Федерации.