ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 сентября 2011 г. N АК/34021
О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ
ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ
УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" В ЧАСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 12.04.2010
N 61-ФЗ ПРИ ЗАКУПКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В соответствии с
пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции" под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые
могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным
и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что
приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при
потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
В соответствии со статьей 61 Федерального
закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"
аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с
одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками.
В соответствии со
статьей 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под одноименными
товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные
по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые
могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не
влияющими на качество и
основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются
однородными по своему потребительскому назначению и могут быть
взаимозаменяемыми.
В случае наличия
для отдельных пациентов официально зарегистрированного (в истории болезни,
медицинской карте, заключениях специалистов и др.) противопоказания к приему
определенного торгового наименования лекарственного средства, имеющего аналоги
в контексте Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении
лекарственных средств", данное торговое наименование лекарственного
средства для данных пациентов не может считаться взаимозаменяемым или
одноименным с его аналогами.
Следовательно, для таких пациентов возможна закупка лекарственных средств, не
имеющих противопоказаний к применению данными пациентами.
ФАС России также обращает внимание, что в
случае, если выявленные у отдельных пациентов побочные эффекты и
противопоказания не содержатся в нормативной документации лекарственного
средства, необходимо проведение соответствующего расследования и включение
выявленных данных о побочных эффектах и противопоказаний в нормативную
документацию.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в
соответствии с частью 3 статьи 22 и частью 3 статьи 34 Закона о размещении
заказов документация о торгах может содержать указание
на товарные знаки без указания слов "или эквивалент", в том числе при
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки.
Таким образом, при
закупке лекарственных средств для пациентов, имеющих нежелательные явления и
осложнения на введение факторов свертывания крови, закупленные в рамках
централизованного обеспечения высокозатратных
нозологий, заказчик самостоятельно принимает решение о закупке лекарственного
препарата, исходя из каждого случая осложнения, с учетом наличия
соответствующих документов, свидетельствующих о такой необходимости, в объеме,
не превышающем соответствующую потребность.
А.Б.КАШЕВАРОВ