Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5 октября 2011 г. N 21979
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2011 г. N 120
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ЛИКВИДАЦИИ КОРИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко,
проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на
территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011
году, отмечаю следующее.
Вакцинопрофилактика и эффективный
эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление
клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза,
существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического
процесса кори в Российской Федерации.
На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель
заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий
критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.
Проводимые в стране
молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции
в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.
Данная ситуация позволила начать
процедуру сертификации - документального подтверждения статуса субъектов
Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 N 23
"О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году
в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010"
(зарегистрировано Минюстом России 13.08.2010, регистрационный N 18149).
Вместе с тем, по предварительным
результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской
Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд
недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий,
а также подготовке отчетной документации.
В Оренбургской, Пензенской областях,
республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные
охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте
18-35 лет.
Отмечен недостаточный охват прививками
взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком
автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.
Имеются недостатки в планировании
профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18-35 лет в Республике
Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.
Отсутствуют или требуют уточнения данные
охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях,
Республике Башкортостан и в Приморском крае.
В Ханты-Мансийском автономном округе,
Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном
округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о
недостатках в организации активного выявления случаев кори.
В Красноярском крае, республиках Хакасия
и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью
превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.
Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного
анализа сложившейся эпидситуации в указанных
субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них
профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010-2011 годах.
Осложнение эпидситуации
в 2010-2011 годах в некоторых субъектах Российской Федерации связано с
завозными случаями кори из ряда стран Европейского и Азиатского регионов, где
были зарегистрированы крупные вспышки кори. Всего по данным ВОЗ заболеваемость
корью в 2011 году регистрировалась в 38 странах Европы и Азии, суммарно
выявлено более 21000 случаев.
Около 90% случаев заболеваний выявлены во
Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном
Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори
были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции,
Сербии), генотипа B3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).
Учитывая развивающиеся международные
связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из
стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.
Так, удельный вес завозных случаев кори с
2003 года по 2010 год возрос с 1% до 21,7%. Только за первую половину 2011 года
в России выявлено 33 завозных случая кори, тогда как за весь 2010 год было
зарегистрировано 28 таких случаев. Наибольшее число импортированных случаев
наблюдалось с территории Франции (11 случаев) и Узбекистана (9). Установлен завоз инфекции также из Англии, Германии, Италии,
Латвии, Украины, Таджикистана, Индии, Индонезии, КНР и Испании.
По данным формы федерального
статистического наблюдения N 1 "Сведения об инфекционных и паразитарных
заболеваниях" за 7 месяцев 2011 года в Российской Федерации
зарегистрировано 167 случаев кори в 18 субъектах страны. Еще 3 случая
заболевания корью выявлены среди служащих различных ведомств. Показатель
заболеваемости корью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в
1,6 раза - с 0,07 до 0,12 на 100 тыс. населения. Наибольшее
число случаев кори зарегистрировано в г. Москве (59 случаев), Астраханской
области (26 случаев), Красноярском крае (20 случаев), Томской области (14
случаев) и Ставропольском крае (17 случаев).
Рост заболеваемости корью в 2011 году
обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей
заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в
возрасте 18-35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках
против кори, более 11% - были привиты однократно.
По результатам эпидрасследования
вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены
серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая
дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения,
прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных
организаций, работников торговли, мигрантов и других).
По отчетным данным,
представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7
месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18-35
лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской,
Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям,
Алтайскому краю, Удмуртской Республике - менее 10%.
Не начата
иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской
областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия,
Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.
В целях обеспечения
готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных
от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным
законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14,
ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005,
N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст.
21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст.
3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст.
4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563; N 30 (ч. I), ст. 4591)
постановляю:
1. Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Обсудить результаты рассмотрения
документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для
подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной
от эндемичной кори, с принятием при необходимости дополнительных мер по
устранению выявленных недостатков.
1.2. Предусмотреть выделение ассигнований
на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим
показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных
организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов,
труднодоступного населения и других) <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.02.2011 N 12
"О дополнительных мероприятиях по реализации "Программы ликвидации
кори на территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России
10.03.2011, регистрационный N 20044).
2. Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать
обеспечить:
2.1. Поддержание высоких (не менее 95%)
уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках
национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа
контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций,
работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).
2.2. Представление медицинскими
организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках
против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.
3. Руководителям
органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской,
Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской,
Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края,
республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия,
Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры
по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори
в 2011 году.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области охраны здоровья граждан:
4.1. Провести расчет потребности в
вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим
показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.
4.2. Обеспечить своевременное и в полном
объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах
кори согласно требованиям санитарного законодательства.
4.3. Обеспечить повсеместно достижение
расчетного критерия обследования больных с экзантемными
заболеваниями.
4.4. Информировать туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где
зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости
иммунизации лиц, не привитых против кори.
4.5. Организовать обучение
медицинских работников по вопросам эпиднадзора,
диагностики и профилактики коревой инфекции.
4.6. Проводить систематическую
информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики
кори.
4.7. Обеспечить взаимодействие с
медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и
проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении
случаев заболевания корью.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия,
Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу
совместно с органами исполнительной власти в области охраны
здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры
по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации
территории, свободной от эндемичной кори.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
проводить контроль за планированием иммунизации
населения против кори в рамках национального календаря профилактических
прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением
иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о
прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения - в
соответствии с требованиями санитарного законодательства.
7. Руководителю ФБУН "Московский
научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора
(В.А.Алешкин):
7.1. Обеспечить оказание консультативной
помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам
организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.
7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по
поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной
кори на 2012-2015 годы.
8. Контроль за
выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Г.Г.ОНИЩЕНКО