КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2011 года
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА БРУЦЕЛЛЕЗОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заслушав и обсудив
доклад "Эпидемиологический надзор за бруцеллезом и организация
профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации", отмечает
следующее.
В течение последних лет бруцеллез
приобрел особую актуальность для ряда территорий Российской Федерации,
традиционно занятых в сфере животноводства. Эпидемиологическая значимость
бруцеллеза определяется разнообразием возбудителей и путей передачи инфекции,
полиморфизмом клинических проявлений и склонностью к хроническому течению
заболеваний, часто приводящих к инвалидизации, высоким удельным весом
профессиональной патологии, расширением нозоареала инфекции в последние годы,
непосредственной связью с животными или продуктами животного происхождения.
В Российской Федерации в последние 5 лет
ежегодно регистрируется до 500 случаев впервые выявленного бруцеллеза среди
людей. Наиболее неблагополучными являются Северо-Кавказский, Южный и Сибирский
федеральные округа. В многолетней динамике заболеваемость впервые выявленным
бруцеллезом среди людей в Российской Федерации за последние 40 лет стабильно
составляет 0,2 - 0,7 на 100 тысяч населения. Вместе с тем в 2010 году был
отмечен рост заболеваемости на 18,5% по сравнению с предыдущим годом. В текущем
году рост заболеваемости впервые выявленным бруцеллезом продолжается, за первое
полугодие 2011 г. в Российской Федерации зарегистрировано 130 случаев, что
больше цифр аналогичного периода прошлого года на 11,1%.
Также отмечена тенденция к росту числа
эпидемических очагов бруцеллеза с групповой заболеваемостью.
За последние 3 года случаи впервые
выявленного бруцеллеза среди людей наблюдались в 48-ми субъектах Российской
Федерации. За этот период наибольшее число случаев было зарегистрировано в
Республике Дагестан, Ставропольском крае, Республике Калмыкия, Республике Тыва,
Омской области.
В годовой динамике заболеваемости
сезонный подъем бруцеллеза среди людей отмечается, преимущественно, в период с
мая по октябрь. В структуре заболевших преобладают
взрослые мужчины. В большинстве случаев причиной заражения является контакт с
больными животными и употребление инфицированных пищевых продуктов
животноводства.
Неустойчивая эпидемическая ситуация по бруцеллезу
связана с нарастающим эпизоотическим неблагополучием среди сельскохозяйственных
животных (крупного и мелкого рогатого скота). По данным Россельхознадзора,
количество субъектов не благополучных по бруцеллезу в течение последних пяти
лет возросло с 26 в 2006 году до 39 в 2010 году, число заболевших животных - в
1,6 раза: от 7000 до 11000. Основными причинами
возникновения и распространения бруцеллезной инфекции среди
сельскохозяйственных животных являются несовершенство законодательства по
организации и ответственности владельцев сельскохозяйственных животных, что
приводит к их незаинтересованности в проведении профилактических мероприятий.
По данным Россельхознадзора, прогноз распространения бруцеллеза среди животных
в Российской Федерации неблагоприятный. При сохранении существующей тенденции
распространения бруцеллеза возможно вовлечение в эпизоотический процесс новых
субъектов Центрального и Приволжского федеральных округов.
Обращает на себя внимание стабильно
высокий удельный вес профессиональной патологии среди выявленных больных людей,
который в течение последних 3-х лет составляет около 30,0%. Удельный вес
бруцеллеза в структуре профессиональной патологии также стабильно составляет
около 2,0% (в 2010 году 143 случая, в 2009 г. - 161 случай, в 2008 г. - 146
случаев). Наиболее часто профессионально обусловленный бруцеллез
регистрировался в Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Омской
области, Республике Калмыкия, Ростовской области, Новосибирской области и ряде
других.
Из общего количества впервые выявленных
случаев профессионального бруцеллеза в 2008 - 2010 гг. зарегистрировано 20
острых и 430 хронических форм заболеваний, что свидетельствует о позднем
выявлении инфекции. Удельный вес инвалидизации в течение последних трех лет (несмотря
на общее снижение с начала 2000-х годов) остается стабильно высоким, составляя
треть всех выявленных случаев, что свидетельствует также о несвоевременной
постановке диагноза в связи с крайне низко организованной
профилактической деятельностью и подготовкой медицинского персонала.
Не во всех субъектах Российской
Федерации, где регистрируются случаи бруцеллеза, разработаны целевые программы
или комплексные планы по профилактике бруцеллеза. Так, в Алтайском крае,
Республике Калмыкия, Томской области и других регионах вопросы профилактики
решаются путем заключения общих соглашений и оперативного взаимодействия с
ветеринарной службой. Крайне плохо организован контроль за
полнотой охвата медицинскими осмотрами подлежащих контингентов на бруцеллез. В
соответствии с запросом большинство управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации не имеют перечней объектов с
числом работающих в них, где отмечены неблагоприятные производственные факторы.
Диагностические обследования проводятся с
нарушениями - преобладает однократное направление сывороток от больных, которое
не позволяет интерпретировать положительные результаты. Количество проведенных
бактериологических исследований материала от людей остается низким. За 3 года обследовано 363 человека (из 1250 заболевших), 52 из них
с положительным результатом.
За 2008 - 2010 гг. в Российской Федерации
было вакцинировано 5977 человек, а ревакцинировано 4229 человек. В 2010 году
число вакцинированных людей снизилось в то время, как
заболеваемость бруцеллезом увеличивается.
При регистрации
случаев заболеваний не проводится вакцинация в ряде регионов страны
(Воронежской, Липецкой, Московской, Смоленской, Томской, Кемеровской,
Кировской, Нижегородской, Самарской, Тюменской, Челябинской, Новосибирской,
Амурской, Магаданской областях, Ингушской Республике, КБР, КЧР, Чеченской
Республике, Республике Северная Осетия, Чувашской Республике и других). В 2011 году производителю вакцины заявок на поставку препаратов в
субъекты Российской Федерации не поступало.
Таким образом, бруцеллез не только
сохраняет свою актуальность как опасная зоонозная инфекция, но и в последнее
время имеет тенденцию к более широкому распространению. Несовершенство
федерального законодательства в части правил содержания сельскохозяйственных
животных, в первую очередь в личных подсобных хозяйствах, не разработанные
механизмы страхования индивидуального поголовья сельхозживотных от рисков их
потерь, связанных с болезнями, низкий уровень ответственности приводят к
незаинтересованности владельцев как по организации
профилактических мер, так и по выявлению случаев заболеваний.
В настоящее время можно говорить о
фактическом бездействии системы медицинского наблюдения за профессиональным
здоровьем работников, а также о низком охвате профилактическими медицинскими
осмотрами подлежащих контингентов и организации иммунопрофилактики лиц, занятых
в животноводстве и переработке животноводческой продукции.
Отсутствие в субъектах Российской
Федерации комплексных планов или отдельных программ по профилактике бруцеллеза
свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме
как со стороны заинтересованных ведомств, так и со стороны региональных органов
исполнительной власти.
Коллегия Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решает:
1. Руководителям Управлений
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:
1.1. Совместно с Управлениями
Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации:
1.1.1. В срок до 01.11.2011
проанализировать эпидемиологическую ситуацию по бруцеллезу, складывающуюся на
подконтрольной территории.
1.1.2. Провести анализ результативности
действующих региональных программ (планов) по профилактике инфекционных
болезней, общих для человека и животных. Внести предложения в органы исполнительной
власти по разработке (корректировке) отдельных программ по профилактике
бруцеллеза на неблагополучных территориях с обоснованием финансирования
мероприятий.
1.1.3. Взять на строгий учет
животноводческие хозяйства и предприятия по переработке животноводческой
продукции с целью обеспечения контроля за организацией
профилактических осмотров и иммунизацией людей.
1.2. Обеспечить контроль
за выполнением санитарных правил по профилактике бруцеллеза с
применением мер административного воздействия в случаях выявления нарушений
санитарного законодательства.
1.3. Представить в срок до 20.11.2011
предложения по разработке новых и внесению изменений в действующие
нормативно-методические документы федерального и ведомственного уровней.
1.4. Обеспечить контроль
за охватом вакцинацией и ревакцинацией контингентов лиц, подверженных
угрозе заражения бруцеллезом козье-овечьего вида.
2. Руководителям Управлений
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации
обеспечить:
2.1. Качество лабораторных исследований
на бруцеллез, принять меры по внедрению современных методов диагностики (ИФА,
ПЦР и др.) в работу лабораторий.
2.2. Качество проводимых
эпидемиологических расследований при регистрации случаев впервые выявленного
бруцеллеза.
2.3. Взаимодействие с референс-центром по
мониторингу за возбудителем бруцеллеза - ФКУЗ "Ставропольский
научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.
3. Руководителям Управлений Роспотребнадзора
в субъектах Российской Федерации совместно с органами управления
здравоохранением в субъектах Российской Федерации:
3.1. Принять меры по внедрению
современных методов диагностики бруцеллеза в работу диагностических лабораторий
лечебно-профилактических учреждений.
3.2. Проанализировать качество проведения
плановых медицинских осмотров (обследований) контингентов, профессионально
связанных с риском заражения бруцеллезом, а также своевременность выявления и
оформления профессиональной заболеваемости, по результатам принять меры по
улучшению данного направления деятельности.
3.3. Организовать проведение ежегодных
семинаров для медицинских работников по вопросам клиники, диагностики,
эпидемиологии и профилактики бруцеллеза с привлечением специалистов научно-исследовательских
институтов и кафедр медицинских учреждений системы высшего образования.
4. Управлению эпидемиологического надзора
(Е.Б.Ежлова):
4.1. Взять на строгий контроль разработку
специальных программ или комплексных планов по профилактике бруцеллеза в
субъектах Российской Федерации, не благополучных по данной нозологической
форме.
4.2. Совместно с Минсельхозом России и
ФКУЗ Ставропольский НИПЧИ Роспотребнадзора подготовить
предложения по разработке новых и внесению изменений в действующие нормативно-методические
документы федерального и ведомственных уровней по проблеме бруцеллеза.
4.3. Совместно с Минсельхозом России и
Россельхознадзором подготовить предложения по организации проведения совещаний
по проблемам бруцеллеза в субъектах Российской Федерации ЮФО и СКФО у
полномочных представителей Президента Российской Федерации в Южном и
Северо-Кавказском федеральных округах.
4.4. Совместно с
Управлением санитарного надзора (О.И.Аксенова) и ФКУЗ Ставропольский НИПЧИ
Роспотребнадзора в срок до 01.12.2011 проработать вопросы по оптимизации
мониторинга за возбудителем бруцеллеза в целях обеспечения безопасности пищевых
продуктов.
5. Управлению научного обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной
деятельности (В.Ю.Смоленский) совместно с ФКУЗ "Ставропольский
научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора
(А.Н.Куличенко):
5.1. В срок до 01.12.2011 провести анализ
научных разработок и исследований по проблеме бруцеллеза, выполняемых
отечественными и зарубежными научно-исследовательскими институтами.
5.2. В срок до 01.12.2011 представить
предложения по разработке научной программы по изучению бруцеллеза.
6. Директору ФБУН "Государственный
научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Роспотребнадзора
(И.А.Дятлов), руководителям научно-исследовательских противочумных институтов
Роспотребнадзора принять меры по разработке и внедрению в практику
запланированного перечня диагностических тест-систем и питательных сред для
выявления возбудителя бруцеллеза.
7. Главным врачам противочумных станций и
директорам научно-исследовательских противочумных институтов Роспотребнадзора
обеспечить оказание научно-методической и практической помощи учреждениям
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации на закрепленных территориях.
8. Директору ФКУЗ "Ставропольский
научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора
(А.Н.Куличенко):
8.1. Обеспечить деятельность
референс-центра по мониторингу за возбудителем бруцеллеза в
соответствии с действующими нормативными методическими документами с субъектами
Российской Федерации и представить в срок до 01.12.2011 предложения по оптимизации
оказания практической и методической помощи по профилактике бруцеллеза.
8.2. Совместно с Россельхознадзором и
Минсельхозом России организовать выпуск ежегодного издания (бюллетеня) по
вопросам профилактики бруцеллеза с анализом заболеваемости и оценкой
неблагополучия территорий страны.
8.3. В срок до 15.11.2011 представить в
адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека предложения по оптимизации мониторинга за безопасностью
пищевых продуктов.
Руководитель
Председатель коллегии
Г.Г.ОНИЩЕНКО