Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 октября 2011 г. N 22045
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2011 г. N 121
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, в связи с
внесенными изменениями в порядок осуществления санитарно-карантинного контроля
в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и
передачей полномочий по осуществлению документарного санитарно-карантинного
контроля должностным лицам таможенных органов, проанализировав ситуацию,
отмечаю.
По представленным
данным управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации досмотр грузов, подконтрольных Роспотребнадзору,
в июне 2011 года осуществлялся в 120 пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации, а в июле только в 97, при этом в 3 раза
сократилось число досмотренных партий грузов с 138144 в июне до 46004 в июле.
Наибольшее число
партий грузов в июне досмотрено на территории Калининградской области (53378
партий), Забайкальского края (18359) и Псковской (15481), в июле - на
территории Брянской области (16709 партии), Краснодарского края (7379) и
Ленинградской области (4138), при этом основная масса досмотренных грузов
приходится на автомобильные пункты пропуска на российско-украинском,
российско-литовском, российско-китайском участках границы. По результатам контроля запрещен ввоз в июне 367 партий грузов
объемом 2643,5 тонны и 212 партий объемом 2736,9 тонны в июле текущего года.
В отдельных случаях у должностных лиц
таможенных органов отмечены трудности с отнесением товаров, подлежащих
государственной регистрации и относящихся ко II разделу Единого перечня
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на
таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299. Такая ситуация
сложилась в Республике Карелия, г. Санкт-Петербурге, Белгородской, Псковской
областях и ряде других территорий. При проведении санитарно-карантинного
контроля в воздушных и морских пунктах пропуска нет единых подходов при таможенном
оформлении (выпуске) товаров.
Кроме этого, в течение 2011 года в
субъекты Российской Федерации (Владимирская область, Московская область,
Ярославская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург) для завершения
процедур таможенного оформления поступили подконтрольные товары, не
подвергшиеся необходимому санитарно-карантинному контролю на внешней границе
Таможенного союза в Республике Беларусь. В частности, отмечены случаи
отсутствия проведения санитарно-карантинного контроля в Республике Беларусь, отдельных
грузов - изоцианатов, материалов, контактирующих с
пищевыми продуктами, БАД к пище, лаков и красок, пищевых добавок, средств
водоподготовки.
На внешней границе Республики Казахстан
отмечались случаи неправомерного пропуска на территорию Таможенного союза
детской одежды первого слоя, изделий, предназначенных для контакта с пищевыми
продуктами. Ввоз таких грузов приостанавливался в Астраханской, Оренбургской,
Саратовской и Курганской областях.
В условиях передачи полномочий по
документарному контролю таможенным органам в Российской Федерации такие
нарушения вызывают особую настороженность.
Учитывая, что отдельные случаи
неправомерного ввоза на территорию Таможенного союза подконтрольных товаров
допускаются даже при участии специалистов, профессионально осуществляющих
санитарно-карантинный контроль, при исключении такого контроля прогнозируется
крайне значительное увеличение попадания на территорию Российской Федерации
подконтрольных товаров, не прошедших необходимой оценки безопасности.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в
соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I),
ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N
1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I) ст. 29; N
27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29
(ч. I), ст. 3418; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; N 30 (ч. II), ст.
3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), с целью эффективной
реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011
года N 500 "Об утверждении правил осуществления санитарно-карантинного
контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27,
ст. 3936), Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008
г. N 110 "Правила определения перечней пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально
оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации
товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных
грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и
изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.
760; 2009, N 52 (часть II), ст. 6587; 2010, N 52
(часть I), ст. 7080) и Постановления Правительства Российской Федерации от 3
июня 2011 г. N 442 "Об определении пунктов пропуска через государственную
границу Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных
веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также
пищевых продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3495) и организации надлежащего
взаимодействия должностных лиц Роспотребнадзора,
Федеральной таможенной службы и иных контролирующих органов при осуществлении
санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации для обеспечения мероприятий по санитарной охране
территории Российской Федерации постановляю:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и
железнодорожному транспорту:
1.1. Обеспечить осуществление
санитарно-карантинного контроля:
1.1.1. Во всех пунктах пропуска в
отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров, ввозимых
физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических
ресурсов, добытых при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной
и иной продукции;
1.1.2. В
специализированных пунктах пропуска, определенных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 442 "Об определении пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации товаров,
химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов,
представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и
изделий", дополнительно - за товарами, включенными в Единый перечень
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на
таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, после
проведения документарного санитарно-карантинного контроля должностными лицами
Федеральной таможенной службы и принятия ими решения о проведении оценки
(досмотра, осмотра) должностными лицами Роспотребнадзора;
1.1.3. За лицами до проведения иных видов
государственного контроля во всех пунктах пропуска.
1.2. Принимать решение о ввозе
подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных,
домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении
рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции с учетом рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
1.3. Обеспечить межведомственное
информационное взаимодействие государственных контрольных органов,
осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации и оперативное доведение информации о введенных
запретах и ограничениях, вводимых Роспотребнадзором
или санитарно-эпидемиологическими службами других государств - членов Таможенного
союза, и рисках возникновения чрезвычайных ситуаций
санитарно-эпидемиологического характера.
1.4. Проводить систематическое обучение
должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации по вопросам санитарно- эпидемиологического характера.
1.5. Ежегодно проводить тренировочные
учения с участием должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическим
вопросам.
1.6. Направить предложения в
территориальные органы Росграницы по внесению
изменений в технологические схемы организации пропуска лиц, транспортных
средств и грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской
Федерации.
1.7. Внести изменения в порядок
проведения противоэпидемических мероприятий в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации и схемы оповещения на случай
возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
1.8. Обеспечить взаимодействие:
1.8.1. с должностными лицами таможенных
органов при осуществлении санитарно-карантинного контроля за
ввозимыми грузами;
1.8.2. с должностными лицами пограничной
службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля за
лицами, пересекающими государственную границу Российской Федерации по режимам
ограничения свободного общения лиц, пересекающих государственную границу
Российской Федерации;
1.8.3. с должностными лицами ветеринарной
и фито-санитарной службы за ввозимыми товарами
(грузами) при введении временных санитарных мер и режимов ограничений.
1.9. Внести предложения в территориальные
органы Федерального агентства по обустройству государственной границы
Российской Федерации по обустройству пунктов пропуска, предназначенных для
ввоза товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и
иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов,
материалов и изделий в соответствии с типовыми требованиями.
1.10. Принять меры по
дооснащению санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации средствами контроля в соответствии
с Положением о порядке осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными
средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными
товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на
таможенной территории Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии
Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299.
1.11. Обеспечить осуществление
санитарно-карантинного контроля при изменении кодов ТН ВЭД при таможенном
оформлении или нахождении товаров под процедурой таможенного
оформления без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Просить ФТС России рекомендовать
должностным лицам Федеральной таможенной службы при осуществлении
документарного санитарно-карантинного контроля:
2.1. Привлекать должностных лиц Роспотребнадзора для оценки товаров (осмотра, досмотра) в
случаях:
а) прибытия
подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом
отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и
биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений
мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при
перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с
признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и
насекомых;
б) поступлении
информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым
санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим
санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением комиссии
Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299;
в) введения временных санитарных мер;
г) изменения кодов ТН ВЭД при таможенном
оформлении или нахождении товаров под процедурой таможенного оформления без
отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации.
2.2. Представлять
информацию по запросам должностных лиц Роспотребнадзора
об объемах ввозимых грузов через пункты пропуска с указанием кодов ТН ВЭД и
принятых решениях о запретах и ограничениях на ввоз товаров, включенных в
Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору
(контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза по
результатам документарного санитарно-карантинного контроля.
3. Просить Федеральную службу
безопасности Российской Федерации рекомендовать должностным лицам пограничных
органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющим
контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации:
3.1. Немедленно информировать должностных
лиц Роспотребнадзора, осуществляющих
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, о случаях выявления больных
или подозрительных лиц на инфекционные болезни лиц;
3.2. Не допускать въезд больных или
подозрительных на инфекционные болезни лиц без принятия такого решения
должностными лицами Роспотребнадзора.
4. Просить Федеральное агентство по
обустройству государственной границы Российской Федерации:
4.1. Принять меры по
обустройству пунктов пропуска через государственную границу Российской
Федерации в соответствии с Типовыми требованиями, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 701н
(зарегистрировано Минюстом России, регистрационный N 13159 от 21 января 2009
г.) "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому
оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации
санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации".
4.2. Рассмотреть вопрос о внесении
изменений в технологические схемы организации пропуска в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов
и товаров.
5. Контроль за
исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Г.Г.ОНИЩЕНКО