Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
2 октября 2011 года
Дата введения: с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
КОЛЛЕКЦИЙ МИКРООРГАНИЗМОВ I-II ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУК 3.1.2964-11
1. Разработаны: Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Б.П. Кузькин,
Е.Б. Ежлова, Ю.В. Демина, Н.В. Шеенков, Н.И. Никитин); Федеральным бюджетным
учреждением науки "Государственный научный центр прикладной микробиологии
и биотехнологии" Роспотребнадзора (И.А. Дятлов, Е.А. Тюрин); Федеральным
бюджетным учреждением науки "Государственный научный центр вирусологии и
биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора (А.Н. Сергеев, А.П. Агафонов,
С.Т. Забоев, В.Н. Михеев); ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" (А.В. Осин, А.А.
Архангельский, Н.Ю. Сухоносов).
2. Утверждены Руководителем Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 2
октября 2011 г.
3. Введены в действие с момента
утверждения.
4. Введены впервые.
1. Область
применения
1.1. Настоящие методические указания
предназначены для юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности, и индивидуальных предпринимателей, проводящих работу с
материалами, содержащими или подозрительными на содержание микроорганизмов I-IV
групп патогенности и имеющих коллекции патогенных микроорганизмов I-II групп.
1.2. Настоящие методические указания
устанавливают требования к порядку построения системы биологической и
физической защиты государственных и исследовательских коллекций микроорганизмов
I-II группы патогенности.
1.3. Методические указания предназначены
для защиты коллекций микроорганизмов I-II группы патогенности от
неконтролируемого выхода ПБА I-II группы за пределы коллекции в результате
хищения, террористических актов, захвата криминальными структурами.
1.4. Настоящие методические указания
распространяются на систему биологической и физической защиты учреждений,
имеющих коллекции патогенных микроорганизмов I-II группы, на всех этапах работы
с ними.
2.
Нормативно-методические документы
При разработке Методических указаний
использованы ссылки и положения следующих документов:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. "Основы государственной политики
в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской
Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утверждены
Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. N Пр-2194.
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N
35-ФЗ "О противодействии терроризму".
4. Указ Президента Российской Федерации
от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению
эффективности борьбы с терроризмом".
5. Указ Президента Российской Федерации
от 15 февраля 2006 г. N 166 "О мерах по противодействию терроризму".
6. Постановление Правительства Российской
Федерации "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной
власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской
Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 (с изменениями от 23 марта 2006 г. и 13 марта
2008 г.).
7. СП 1.2.036-95 "Порядок учета,
хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп
патогенности". Госкомсанэпиднадзор РФ, 1995.
8. СП 1.3.1258-03 "Безопасность
работы с микроорганизмами I-II групп патогенности". Роспотребнадзор, 2003.
9. СП 1.3.2322-08 "Безопасность
работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями
паразитарных болезней" и СП 1.3.2885-11 "Доп. и изм. 2 к СП
1.3.2322-08".
10. Приказ МЧС от 28.02.2003 N 105
"Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на
потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
11. РД 78.36.006-2005 "Выбор и
применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств
инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов". МВД
России, 2004.
3. Сокращения,
термины и определения
3.1. Сокращения
ПБА - патогенные биологические агенты.
ИТСО - инженерно-технические средства
охраны.
ТСО - технические средства охраны.
ИСО - инженерные средства охраны.
КПП - контрольно-пропускной пункт.
АКПП - автотранспортный
контрольно-пропускной пункт.
ССОИ - средства сбора и отображения
информации.
ВВ - взрывчатые вещества.
СО - средство обнаружения.
3.2. Термины и
определения
Диверсия - любое преднамеренное действие,
направленное на создание аварии или аварийной ситуации, вызванное
неконтролируемым попаданием ПБА I-II группы патогенности во внешнюю среду и
создающее угрозу жизни или здоровью людей.
Доступ - проход людей, проезд
транспортных средств на охраняемую территорию.
Перечень угроз - потенциальные способы
совершения диверсий в отношении коллекции ПБА.
Патогенные биологические агенты -
бактерии, вирусы, риккетсии, грибы, простейшие, микоплазмы, токсины и яды
биологического происхождения или материал, подозрительный на их содержание, а
также любые микроорганизмы, включающие фрагменты генома названных
ПБА и представляющие опасность для человека.
Эпидемиологическая опасность - возможное
заражение ПБА I-II группы работников (персонала) и населения.
Категория ПБА по их патогенности
(опасности) - характеристика ПБА, определяющая эпидемиологическую опасность для
персонала и населения.
Коллекция ПБА - совокупность штаммов ПБА,
обладающих различной степенью патогенности для представителей биосферы.
Контрольно-пропускной пункт - специально
оборудованный, охраняемый участок местности, где осуществляется пропускной
режим.
Нарушитель - лицо (группа лиц),
подготавливающее реализацию несанкционированных действий в отношении коллекции
ПБА I-II группы, а также лицо (группа лиц), оказывающее ему содействие в этом.
Несанкционированные действия - совершение
или попытка совершения диверсии в отношении коллекции ПБА I-II группы,
несанкционированный доступ к месту размещения коллекции ПБА I-II группы, пронос
(провоз) запрещенных предметов, вывод из строя ИТСО.
Несанкционированный доступ -
проникновение лиц или транспортных средств, не имеющих права доступа на
охраняемую территорию, в здания и помещения.
Охраняемая территория - выделенный
участок местности, здания, помещения, оборудованные действующей системой
охраны.
Работники (персонал) - лица, работающие с
ПБА I-II группы или находящиеся по условиям работы в зоне воздействия ПБА I-II
группы.
Правило двух (трех) лиц - принцип
групповой ответственности, основанный на контроле одних лиц за действиями
других, с целью недопущения совершения несанкционированных действий.
Самоохрана - комплекс
организационно-технических мероприятий, проводимых в рабочее время работниками
(персоналом) с целью исключения несанкционированного доступа на территорию, в
охраняемые помещения посторонних лиц. В нерабочее время такие помещения и
территория охраняются с помощью ИТСО.
Система физической защиты - совокупность
правовых норм, организационно-технических мероприятий и действий подразделений
охраны, направленных на обеспечение защиты коллекции ПБА I-II группы от
несанкционированных действий.
Служба безопасности - структурные
подразделения учреждения или объекта, предназначенные для осуществления
контроля, организации и проведения мероприятий, направленных на обеспечение
физической защиты коллекции ПБА I-II группы.
Устройства контроля доступа - технические
средства системы охраны, предназначенные для обнаружения несанкционированного
доступа в хранилище коллекции ПБА I-II группы.
Физическая защита коллекции ПБА I-II
группы - вид деятельности, осуществляемый с целью предотвращения диверсии в
отношении коллекции ПБА.
Хранилища - стационарные охраняемые
объекты, сооружения и помещения, предназначенные для размещения коллекции ПБА
I-II группы.
Чрезвычайная ситуация (на объекте) -
состояние, при котором нарушаются нормальные условия жизни и деятельности
людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу и
окружающей природной среде.
4. Общие положения
4.1. Коллекционная деятельность
рассматривается как одно из важнейших направлений по обеспечению биологической
безопасности Российской Федерации. Коллекционные фонды микроорганизмов
представляют собой национальное достояние Российской Федерации и необходимы для
проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, разработки
лечебных, диагностических и профилактических препаратов. Хранение и пополнение
фонда микроорганизмов, в том числе возбудителей особо опасных инфекций,
необходимо для разработки современных индикационных систем, иммунобиологических
препаратов и лекарственных средств. Эта деятельность лежит в основе
мониторинговых исследований и контроля за циркуляцией
возбудителей, оценки санитарно-эпидемиологического состояния территорий, в том
числе в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.2. Учреждения, в которых осуществляется
хранение микроорганизмов, опасных для человека и животных, и проводятся работы
с возбудителями инфекционных болезней I и II групп патогенности, относятся к
биологически опасным объектам.
4.3. Задача биологической и физической
защиты биологически опасных объектов состоит в предотвращении утраты, хищения
или нецелевого использования микроорганизмов, биологических материалов и
информации о проводимых в лабораториях исследованиях. Решение данных задач
достигается с помощью ограничения доступа в помещения лаборатории, к
исследовательским материалам и информации о проводимых исследованиях.
4.4. Программы биологической и физической
защиты основываются на оценке риска, опыте и ответственности персонала,
контроле и учете экспериментальных материалов, включая штаммы микроорганизмов и
культур, элементы контроля доступа, документацию о передаче материала,
профессиональное обучение, планировании мероприятий при возникновении аварийных
ситуаций.
4.5. Система физической защиты коллекций
микроорганизмов I-II группы патогенности должна отвечать следующим основным
требованиям:
- состав и структура должны
соответствовать особенностям объекта (степени важности, масштабам последствий
несанкционированных действий нарушителя);
- сохранять работоспособность
круглосуточно и в любое время года;
- обладать высокой эксплуатационной
надежностью;
- иметь возможность работать в автономном
режиме;
- элементы системы должны быть в
установленном порядке сертифицированы, а его проектирование и монтаж
оборудования должно осуществляться организациями, имеющими в соответствии с
действующим законодательством лицензии на осуществление вида деятельности.
5. Требования к
организации системы физической
и биологической защиты
Все учреждения, имеющие коллекции ПБА
I-II группы, должны быть обеспечены системой физической и биологической защиты.
Система физической и биологической защиты
коллекций ПБА I-II группы включает в себя:
1) организационные мероприятия;
2) методическое обеспечение физической
защиты коллекции ПБА I-II группы.
5.1. Организационные мероприятия состоят
из следующих этапов и должны предусматривать:
- определение и учет ПБА, находящихся на
хранении в коллекции микроорганизмов;
- анализ адекватности систем биологической
и физической безопасности с учетом эпидемиологической опасности ПБА,
находящихся на хранении в коллекции микроорганизмов;
- разработка программы биологической и
физической защиты;
- контроль за
адекватностью мероприятий по биологической и физической защите учреждений,
имеющих коллекции патогенных микроорганизмов.
5.1.1. Определение и учет ПБА,
находящихся на хранении в коллекции микроорганизмов, должны предусматривать:
- определение и учет патогенных
биологических агентов, находящихся на хранении в коллекции патогенных
микроорганизмов, формы их хранения (ампулы с лиофилизированными культурами,
культуры в жидкой фазе, на твердых питательных средах), местонахождение и число
единиц хранения ПБА;
- оценка возможности нецелевого
использования ПБА, находящихся на хранении;
- оценка последствий нецелевого
использования ПБА, находящихся на хранении;
- классификация ПБА по группам
эпидемиологической опасности при потенциальной реализации их нецелевого
использования.
При выполнении данного этапа руководство
учреждений, имеющих коллекции патогенных микроорганизмов, может оценить
эффективность мер биологической и физической защиты, существующих в данном
учреждении.
В случаях адекватности мероприятий
биологической и физической защиты при хранении ПБА в учреждении дополнительные
мероприятия, направленные на совершенствование биологической и физической
безопасности, проводить не следует.
5.1.2. Анализ адекватности систем
биологической и физической безопасности с учетом эпидемиологической опасности
ПБА, находящихся на хранении в коллекции микроорганизмов, должны
предусматривать:
- разработку различных вариантов
развертывания мероприятий биологической и физической защиты учреждений при
возникновении чрезвычайных ситуаций (аварии, террористические акты);
- оценка вероятности наступления
различных вариантов чрезвычайных ситуаций;
- определение приоритетности или ранга
различных вариантов чрезвычайных ситуаций.
При анализе адекватности данных мероприятий
необходимо учесть:
- доступ к ПБА, находящимся
на хранении в коллекции патогенных микроорганизмов;
- потенциальные пути и механизмы
возникновения чрезвычайных ситуаций (аварии, террористические акты);
- существующие защитные барьеры и
мероприятия на месте возникновения чрезвычайных ситуаций;
- уязвимость существующих защитных
барьеров и мероприятий.
5.1.3. Разработка программы биологической
и физической защиты.
Руководство учреждений, имеющих коллекции
патогенных микроорганизмов, разрабатывает и контролирует программу
биологической и физической защиты учреждений, в которой отражен существующий
комплекс мероприятий по обеспечению биологической и физической защиты,
анализируются степени риска возникновения различных вариантов потенциальных
чрезвычайных ситуаций и возможность парирования потенциальных угроз
биологической безопасности.
В качестве составного элемента программы
биологической и физической защиты разрабатывается план биологической и
физической защиты учреждений с указанием мероприятий по устранению
биологических угроз при возникновении чрезвычайных ситуаций, который включает
следующие пункты:
- план биологической и физической защиты,
стандартные рабочие процедуры и планы устранения чрезвычайных ситуаций;
- протоколы подготовки штата учреждений к
действиям при наступлении различных вариантов чрезвычайных ситуаций;
- планы ликвидации последствий различных
вариантов чрезвычайных ситуаций.
Руководство учреждений обязано
осуществлять надзор, реализацию, профессиональное обучение и поддержку программы
биологической и физической защиты, обеспечивать создание необходимых ресурсов
для проведения мер защиты.
5.1.4. Контроль за
адекватностью мероприятий по биологической и физической защите учреждений,
имеющих коллекции патогенных микроорганизмов.
Руководство учреждений регулярно
производит оценку эффективности комплекса мероприятий по обеспечению
биологической и физической защиты и вносит необходимые изменения в программу,
план и систему биологической и физической защиты учреждения.
5.2. Методическое обеспечение физической
защиты коллекции ПБА I-II группы должно предусматривать:
- перечень прогнозируемых угроз;
- документ, устанавливающий класс
объекта;
- положение о службе безопасности;
- план охраны и обороны;
- организационно-распорядительные
документы о назначении должностных лиц службы безопасности и ответственного
за систему физической защиты коллекции ПБА I-II группы;
- положение о порядке доступа работников
(персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств на
охраняемую территорию, где проводятся работы с ПБА I-II группы;
- положение о разрешительной системе
допуска к работам, документам, сведениям;
- перечень лиц, имеющих разрешение на
проведение работ с ПБА I-II группы;
- план взаимодействия руководства
организации, проводящей работы с ПБА I-II группы, с подразделениями охраны в
штатных и чрезвычайных ситуациях;
- инструкцию по самоохране помещений,
этажей;
- план проверки технического состояния и
работоспособности ИТСО коллекции ПБА I-II группы;
- должностные инструкции работников
службы безопасности и ответственного за систему
физической защиты коллекции ПБА I-II группы;
- документы о сертификации технических
средств системы физической защиты коллекции ПБА I-II группы.
6. Составные части
программы биологической
и физической защиты
Компоненты программы биологической и
физической защиты должны быть предназначены для конкретного объекта, имеющего в
своем составе коллекции патогенных микроорганизмов, и основаны на оценке угроз
при возникновении чрезвычайных ситуаций и уязвимости учреждения.
6.1. Руководство
программой
Управление программой должно обеспечить
создание плана биологической и физической защиты объекта, имеющего в своем
составе коллекции патогенных микроорганизмов, его выполнение и пересмотр при
необходимости. При разработке плана биологической и физической защиты должны
быть предусмотрены ресурсы, необходимые для реализации целей программы. В плане
должна быть представлена организационно-штатная структура программы биологической
и физической защиты, которая четко определяет управление, распределение
функциональных обязанностей среди персонала учреждений.
6.2. Регулирование
и контроль доступа
6.2.1. Оборудование для обеспечения
физической защиты коллекции патогенных микроорганизмов предназначено как для
предотвращения несанкционированного перемещения ПБА I-II группы в пределах
учреждения, так и выноса патогенных микроорганизмов за пределы учреждения.
6.2.2. Оценка адекватности расположения
оборудования для обеспечения физической защиты коллекции патогенных
микроорганизмов должна включать подробный план здания, лабораторий и помещений
для хранения ПБА I-II группы.
6.2.3. План расположения оборудования для
обеспечения биологической и физической защиты коллекции патогенных
микроорганизмов должен предусматривать наличие имеющегося оборудования для
обеспечения физической защиты, присутствующего в данном учреждении.
6.2.4. Инженерно-технические мероприятия
могут включать:
- ограждающие конструкции;
- заградительные конструкции;
- турникеты на КПП, ворота на АКПП;
- противотаранные устройства на АКПП (для
критически важных объектов);
- средства защиты часовых от внезапного
нападения на КПП, АКПП (для критически важных объектов).
Инженерные средства охраны должны
затруднять продвижение нарушителя на объект (с объекта).
Все запасные выходы в охраняемых
помещениях, зданиях, в которых хранятся ПБА I-II группы, должны быть заперты,
оборудованы техническими средствами охраны и в случае чрезвычайного
происшествия должны обеспечивать беспрепятственный выход людей.
6.2.5. Технические мероприятия должны
включать:
- технические средства охранной
сигнализации, обеспечивающие непрерывное обнаружение нарушителя на периметре, в
охраняемых помещениях, зданиях;
- средства видеонаблюдения;
- пульт управления ТСО системы физической
защиты коллекции ПБА I-II группы;
- ССОИ;
- средства обнаружения проноса (провоза) ВВ на КПП и АКПП;
- средства связи;
- систему контроля доступа;
- вспомогательные системы
(электропитание, освещение).
Технические средства охранной
сигнализации системы физической защиты коллекции ПБА I-II группы должны иметь
собственные резервные источники электропитания или должны быть подключены к
резервным источникам объекта, обеспечивающим работоспособность СО путем автоматического переключения основного
электропитания на резервное в случае отключения основного электропитания.
Технические средства охранной
сигнализации должны обеспечивать стабильную работу всей системы физической
защиты коллекции ПБА I-II группы. Отказ какого-либо СО не должен отражаться на
функционировании других СО системы.
6.3. Управление
персоналом
6.3.1. Число лиц, имеющих разрешение на
проведение работ с коллекцией патогенных микроорганизмов, должно быть
ограничено.
6.3.2. В учреждении, имеющем коллекции
патогенных микроорганизмов, должна функционировать разрешительная система
доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных
средств на территорию организации, имеющей коллекцию ПБА I-II группы, а также
должно быть обеспечено функционирование разрешительной системы допуска к
работам, документам, сведениям.
6.3.3. В учреждении, имеющем коллекции
патогенных микроорганизмов, должна функционировать служба безопасности,
основными функциями которой являются:
- организация охраны коллекции ПБА I-II
группы;
- организация самоохраны коллекции ПБА
I-II группы;
- компенсирующие мероприятия в случае отказа какой-либо составной части технических средств системы
физической защиты коллекции ПБА I-II группы;
- контроль над соблюдением требований к
системе физической защиты коллекции ПБА I-II группы.
6.3.4. В учреждении, имеющем коллекции патогенных
микроорганизмов, должно соблюдаться выполнение правила "двух (трех)
лиц" при допуске к одновременной работе с микроорганизмами, входящими в
коллекцию ПБА I-II группы. Эффективность программы биологической защиты
зависит, в первую очередь, от объединения тех лиц, которые имеют доступ к
патогенным микроорганизмам, токсинам, документам и сведениям.
6.3.5. В учреждении, имеющем коллекции
патогенных микроорганизмов, должна быть использована стратегия и методики
периодического контроля за лицами, имеющими доступ к
патогенным микроорганизмам, токсинам, закрытой информации.
7. Движение
инфекционного материала
7.1. В учреждении, имеющем коллекции
патогенных микроорганизмов, должны проводиться процедуры учета движения
инфекционного материала в соответствии с действующими санитарными правилами,
определяющими порядок учета, хранения, передачи и транспортирования
микроорганизмов I-IV групп патогенности.
7.2. Руководство учреждения назначает
ответственного за учет, хранение, транспортирование и передачу ПБА внутри
организации и за его пределы.
7.3. Транспортирование ПБА как внутри
учреждения, так и за его пределы, должно быть зафиксировано в документах в
соответствии с действующими санитарными правилами, определяющими порядок учета,
хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности.
8. Требования,
предъявляемые к подразделениям,
осуществляющим охрану биологически опасных объектов
Организации, проводящие исследования с
патогенными микроорганизмами и имеющие в своем составе коллекции патогенных
микроорганизмов, должны быть обеспечены круглосуточной охраной.
Действия подразделений охраны должны быть
направлены:
- на осуществление пропускного режима на
охраняемой территории;
- на управление ТСО;
- на своевременное обнаружение
несанкционированных действий в отношении учреждений и реагирование на них;
- на пресечение несанкционированных
действий:
- на задержание лиц, причастных к
подготовке или совершению несанкционированных действий.
9. Порядок
определения состава требований
к системе физической защиты коллекций
микроорганизмов
I-II группы патогенности
Отнесение потенциально опасных объектов к
классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Потенциальная опасность объекта
определяется классом его опасности в зависимости от предполагаемых масштабов
возникающих чрезвычайных ситуаций (прилож. 1).
Для установленного класса объекта по его
потенциальной опасности организации, работающие с ПБА I-II группы, должны
определить состав требований к системе физической защиты в соответствии с
прилож. 2.
10. Уведомление о
несанкционированных действиях в отношении
коллекций микроорганизмов I-II группы
патогенности
При нарушениях физической и биологической
защиты организаций, имеющих коллекции патогенных микроорганизмов
(несанкционированных действиях в отношении ПБА I-II группы), руководители
учреждений, работающих с ПБА, должны:
- незамедлительно
при обнаружении этих действий информировать руководителя (заместителя
руководителя) по ведомственной принадлежности и руководителя (заместителя
руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека о виде несанкционированных действий в отношении ПБА I-II
группы, характере и степени повреждения системы биологической и физической
защиты объекта, предложениях по устранению риска распространения ПБА I-II
группы за пределы организации, классе потенциальной опасности объекта;
- по согласованию с руководителем
(заместителем руководителя) по ведомственной принадлежности незамедлительно
направить уведомление в соответствующие органы исполнительной власти по
оперативности, местным органам ФСБ России, МВД России, МЧС России;
- не позднее 10 дней с момента
обнаружения этих действий представить руководителю (заместителю руководителя)
по ведомственной принадлежности и руководителю (заместителю руководителя)
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека отчет о проведенных мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
связанных с несанкционированными действиями в отношении ПБА I-II группы
патогенности.
Приложение 1
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОБЪЕКТОВ, РАБОТАЮЩИХ С МИКРООРГАНИЗМАМИ I-II
ГРУППЫ
ПАТОГЕННОСТИ, ПО ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ
(СОГЛАСНО ПРИКАЗУ МЧС ОТ 28.02.2003 N 105)
Потенциальная
опасность объекта
|
Класс опасности
|
Авария на
объекте может привести
к возникновению
федеральных и (или)
трансграничных чрезвычайных
ситуаций
|
I
|
Авария на
объекте может являться источником
возникновения региональных чрезвычайных ситуаций
|
II
|
Авария на
объекте может являться источником
возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций
|
III
|
Авария на
объекте может являться источником
возникновения местных чрезвычайных ситуаций
|
IV
|
Авария на
объекте может являться источником
возникновения локальных чрезвычайных ситуаций
|
V
|
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ
К СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО
ОБЪЕКТА,
РАБОТАЮЩЕГО С МИКРООРГАНИЗМАМИ I-II ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ,
ПО КЛАССУ ОПАСНОСТИ
N
п/п
|
Требования к
системе физической защиты
|
Категория объекта
по
классу опасности
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
Организационные мероприятия
|
1.1
|
Создание службы
безопасности
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
1.2
|
Организация
охраны коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
1.3
|
Организация
самоохраны коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
1.4
|
Компенсирующие
мероприятия в случае
отказа какой-либо составной части
технических средств системы физической
защиты коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
1.5
|
Контроль за соблюдением
требований к
системе физической защиты коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
1.6
|
Ограничение числа
лиц, имеющих разрешение
на проведение работ с ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
1.7
|
Выполнение
правила "двух (трех) лиц" при
доступе к коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
1.8
|
Обеспечение
функционирования
разрешительной системы доступа работников
(персонала), командированных лиц,
посетителей и транспортных средств на
территории, где проводятся работы с ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2. Документы по
вопросам организации и обеспечения физической
защиты коллекции ПБА I - II группы
|
2.1
|
Перечень
прогнозируемых угроз
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
2.2
|
Документ,
устанавливающий класс объекта
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2.3
|
Положение о
службе безопасности
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
2.4
|
План охраны и
обороны коллекции ПБА
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
2.5
|
Организационно-распорядительные
документы
о назначении должностных лиц службы
безопасности, ответственных за систему
физической защиты коллекции ПБА
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
2.6
|
Положение о
порядке доступа работников
(персонала), командированных лиц,
посетителей и транспортных средств в
охраняемые помещения, здания и на
территории, где проводятся работы с ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2.7
|
Перечень лиц,
имеющих разрешение на
проведение работ с ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2.8
|
План
взаимодействия руководства
организации с подразделениями охраны в
штатных и чрезвычайных ситуациях
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
2.9
|
Инструкция по
самоохране помещений,
этажей
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2.10
|
План проверки
технического состояния и
работоспособности ИТСО коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2.11
|
Должностные
инструкции работников службы
безопасности, ответственных за систему
физической защиты коллекции ПБА
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
2.12
|
Документы о
сертификации технических
средств системы физической защиты
коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
2.13
|
Проектная и
конструкторская документация
на ИТСО
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3. Технические
средства системы физической защиты
коллекции ПБА I - II группы
|
3.1
|
Технические
средства охранной
сигнализации, обеспечивающие непрерывное
обнаружение нарушителя на периметре
территории объекта
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
3.2
|
Технические
средства охранной
сигнализации, обеспечивающие непрерывное
обнаружение нарушителя в зданиях и
помещениях
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.3
|
Средства
видеонаблюдения
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.4
|
Пульт управления
техническими средствами
охранной сигнализации
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.5
|
ССОИ
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.6
|
Средства
обнаружения проноса ВВ на КПП
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
3.7
|
Средства
обнаружения провоза ВВ на АКПП
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
3.8
|
Средства
связи
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.9
|
Система контроля
доступа на территорию
объекта
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
3.10
|
Система контроля
доступа в здание
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.11
|
Система контроля
доступа в помещение
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
3.12
|
Резервные
источники электропитания, с
автоматическим переключением основного
электропитания на резервное в случае
отключения основного электропитания
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
4. Инженерные
средства системы физической защиты
коллекции ПБА I-II группы
|
4.1
|
Ограждающие
конструкции
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
4.2
|
Заградительные
конструкции
|
*
|
*
|
|
|
|
4.3
|
Турникеты на
КПП
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
4.4
|
Ворота на
АКПП
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
4.5
|
Противотаранные
устройства на АКПП
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
4.6
|
Средства защиты
часовых от внезапного
нападения на КПП, АКПП
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
5. Действия
подразделений охраны
|
5.1
|
Осуществление
защиты коллекции ПБА от
несанкционированных действий
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
5.2
|
Осуществление
пропускного режима доступа
к коллекции ПБА
|
*
|
*
|
-
|
-
|
-
|
5.3
|
Управление
техническими средствами
системы физической защиты коллекции ПБА
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
5.4
|
Обнаружение несанкционированных
действий
и реагирование на них
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
5.5
|
Задержание лиц,
причастных к подготовке
или совершению несанкционированных
действий
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Примечание.
Знаком "*" обозначено требование, обязательное для выполнения.
Знаком "-" обозначено необязательное для
выполнения требование.
|