Зарегистрировано в Минюсте России 3
февраля 2012 г. N 23120
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2011 г. N 1372н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
В соответствии с постановлениями
Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке
и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169), от
30.06.2004 N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения
и социального развития Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст.
2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825;
2008, N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6,
ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083; N 45, ст. 5350) и от 30.06.2004
N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст.
2337, N 52, ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548, N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст.
3823; N 33, ст. 4081) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный
регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению
проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства
Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи
отдельных видов товаров.
2. Признать утратившим силу приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19
октября 2007 г. N 658 "Об утверждении Административного регламента
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном
порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных
предусмотренных законодательством видов товаров, работ, оказания услуг"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 2007 года, регистрационный N
10459).
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
Утвержден
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 18 ноября 2011 г. N 1372н
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека государственной функции по проведению проверок деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению
требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации
в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров
(далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность
административных процедур и административных действий, осуществляемых
должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) при
осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного
законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав
потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
2. Исполнение государственной функции по
проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан по выполнению требований санитарного законодательства,
законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей,
правил продажи отдельных видов товаров (далее - государственная функция)
осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в отношении следующих
категорий лиц:
1) юридические лица (далее также -
проверяемые юридические лица);
2) индивидуальные предприниматели (далее
также - проверяемые индивидуальные предприниматели);
3) граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации
(далее также - проверяемые граждане).
3. Должностными лицами территориальных
органов Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную
функцию (далее - должностные лица Роспотребнадзора), являются:
1) руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его
заместители;
2) начальники управлений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их
заместители;
3) начальники отделов в управлении
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека и их заместители;
4) советники, ведущие консультанты,
консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты,
специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;
5) руководители управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора
по железнодорожному транспорту (далее также - руководители территориальных
органов Роспотребнадзора) и их заместители;
6) начальники отделов и их заместители,
главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты,
специалисты-эксперты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту;
7) начальники и их заместители, главные
специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты
территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации;
8) начальники отделов и их заместители,
консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты,
специалисты-эксперты Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
и его территориальных отделов.
4. Нормативные правовые акты,
регулирующие исполнение государственной функции:
1) Закон Российской Федерации от
07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст.
3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст. 3439; N 43, ст. 4412; N
48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776;
N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590);
2) Федеральный закон от 30.03.1999 N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N
1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19,
ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, ст. 29; N 27,
ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29, ст. 3418;
N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N
30, ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596);
3) Федеральный закон от 02.01.2000 N
29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1, ст. 2;
2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752;
N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10; N 14, ст. 1458; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст.
3616; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2011, N 1, ст. 6; N 30,
ст. 4590, ст. 4596);
4) Федеральный закон от 02.05.2006 N
59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N
27, ст. 3410; N 31, ст. 4196);
5) Федеральный закон от 26.12.2008 N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.
6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441;
2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, ст. 4196; N 32, ст. 4298;
2011, N 1, ст. 20; N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст.
3880; N 30, ст. 4590);
6) постановление Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной
службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.
2900; N 33, ст. 3499; 2006, N 52, ст. 5587; 2007, N 12, ст. 1414; N 35, ст.
4310; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081,
4086; 2010, N 26, ст. 3350; N 35, ст. 4574; N 45, ст. 5851; 2011, N 2, ст. 339;
N 14, ст. 1935);
7) постановление Правительства Российской
Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39,
ст. 3953; 2010, N 19, ст. 2316);
8) постановление Правительства Российской
Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала
осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3823; 2010, N 16, ст.
1928; N 44, ст. 5692);
9) постановление Правительства Российской
Федерации от 20.08.2009 N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан
и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст. 4241);
10) постановление Правительства
Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов
деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере,
осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в
отношении которых плановые проверки проводятся с установленной
периодичностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N
48, ст. 5824; 2011, N 4, ст. 614);
11) постановление Правительства
Российской Федерации от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к
информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2009, N 48, ст. 5832);
12) постановление Правительства
Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении правил подготовки
органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N
28, ст. 3706);
13) приказ Министерства экономического
развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" (в редакции приказа Минэкономразвития России от
24.05.2010 N 199) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
13.05.2009 N 13915) с изменениями, внесенными приказом Министерства
экономического развития Российской Федерации от 24.05.2010 N 199
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.07.2010 N
17702).
5. Предметом государственного контроля
(надзора) является деятельность или действия (бездействие) проверяемых
юридических лиц, проверяемых индивидуальных предпринимателей, проверяемых
граждан (далее - лица, подлежащие проверке) требованиям законодательства
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей, на потребительском рынке
(далее - обязательные требования).
6. При проведении проверки должностные
лица Роспотребнадзора вправе:
1) беспрепятственно проверять выполнение
лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования
относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
2) требовать от лиц, подлежащих проверке,
представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования
объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются
объектами проверки или относятся к предмету проверки;
3) отбирать образцы продукции, пробы
обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для
проведения их исследований, испытаний, измерений, проводить измерения факторов
среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным
правилам;
4) привлекать к проведению выездной
проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых
и трудовых отношениях с лицами, подлежащими проверке, и не являющиеся их
аффилированными лицами;
5) посещать с согласия граждан их жилые
помещения в целях обследования их жилищных условий;
6) проводить досмотр транспортных средств
и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых
продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых
ими грузов санитарным правилам.
7. При проведении проверки должностные
лица Роспотребнадзора обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять
предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации
полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных
требований;
2) соблюдать законодательство Российской
Федерации, права и законные интересы лиц, подлежащих проверке;
3) проводить проверку на основании
распоряжения о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время
исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных
удостоверений, копии распоряжения о проведении проверки, а также копии
документа о согласовании проведения проверки в случае, если проверка подлежит
обязательному согласованию с органом прокуратуры;
5) не препятствовать руководителю, иному
должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического
лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному
представителю, проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю
присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам,
относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному
должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического
лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю,
проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю, присутствующим при
проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное
должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого юридического
лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного
представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя с
результатами проверки;
8) учитывать при определении мер,
принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести
нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей
среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное
ограничение прав и законных интересов лиц, подлежащих проверке;
9) доказывать обоснованность своих
действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки;
11) не требовать от лиц, подлежащих
проверке, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено
законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной
проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного
представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина,
его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями Административного
регламента;
13) осуществлять запись о проведенной
проверке в журнале учета проверок (при его наличии).
8. Руководитель, иное должностное лицо
или уполномоченный представитель проверяемого юридического лица, проверяемый
индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, проверяемый
гражданин, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют
право:
1) непосредственно присутствовать при
проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету
проверки;
2) получать от должностных лиц
Роспотребнадзора информацию, относящуюся к предмету проверки;
3) знакомиться с результатами проверки и
указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки,
согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц Роспотребнадзора;
4) обжаловать действия (бездействие)
должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение прав
проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя,
проверяемого гражданина при проведении проверки, в административном и (или)
судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) на возмещение вреда, причиненного
проверяемому юридическому лицу, проверяемому индивидуальному предпринимателю,
проверяемому гражданину при осуществлении государственного контроля (надзора).
9. Результатом исполнения государственной
функции является установление фактов соответствия или несоответствия
обязательным требованиям деятельности, осуществляемой лицами, подлежащими
проверке, их действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров
(выполняемых работ, оказываемых услуг).
II. Требования к
порядку исполнения государственной функции
10. Информирование о порядке исполнения
государственной функции осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными
органами:
1) по телефонам для справок;
2) в рамках личного приема специалистами
Роспотребнадзора и его территориальными органами;
3) в письменной форме;
4) посредством электронной почты;
5) посредством федеральной
государственной информационной системы "Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций)".
Информация о порядке исполнения
государственной функции размещается в письменной форме на стендах в помещениях
общественных приемных Роспотребнадзора и его территориальных органов.
11. На официальных Интернет-сайтах
Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru) и его территориальных органов
размещаются сведения о местонахождении, телефонах для справок, графике работы
общественных приемных Роспотребнадзора (его территориальных органов),
наименованиях официальных Интернет-сайтов Роспотребнадзора (его территориальных
органов), а также о порядке получения заинтересованными лицами информации по
вопросам исполнения государственной функции и о ходе ее исполнения.
В федеральной государственной
информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных
услуг (функций)" размещаются сведения о способах получения информации о
месте нахождения и графике работы Роспотребнадзора (его территориальных
органов), о справочных телефонах, об адресах официальных сайтов
Роспотребнадзора (его территориальных органов) в сети Интернет, о порядке и
ходе исполнения государственной функции.
12. Адрес Роспотребнадзора: 127994,
Москва, Вадковский переулок, дом 18, строения 5, 7; тел. 8 (499) 973-26-90,
факс 8 (499) 973-26-43.
Сведения о местонахождении, телефонах для
справок территориальных органов Роспотребнадзора приводятся в приложении N 1 к
Административному регламенту.
13. Должностные лица Роспотребнадзора при
исполнении государственной функции вправе привлекать экспертов, экспертные
организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия
осуществляемых лицами, подлежащими проверке, деятельности или действий
(бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ,
оказываемых услуг) обязательным требованиям и анализа соблюдения указанных
требований, по проведению мониторинга эффективности исполнения государственной
функции, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
14. Плановая проверка проводится не чаще
чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного
индивидуального предпринимателя на основании ежегодного плана проведения
проверок.
Плановые проверки в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере
здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, могут проводиться два и
более раза в три года в соответствии с Перечнем видов деятельности в сфере
здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых
плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944.
15. Плановые и внеплановые проверки
проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
16. Срок проведения документарной и
выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
17. При организации проверки учитывается
режим работы лиц, подлежащих проверке.
18. Общий срок проведения плановой
выездной проверки в случае, если лица, подлежащие проверке, относятся к
субъектам малого предпринимательства, не может превышать пятьдесят часов для
одного малого предприятия и пятнадцать часов для одного микропредприятия в год.
19. Срок проведения документарной или
выездной проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою
деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации,
устанавливается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным подписывать
распоряжения о проведении проверок, отдельно по каждому филиалу,
представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица,
при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
20. Срок проведения выездной плановой
проверки может быть продлен должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным
подписывать распоряжения о проведении проверки, но не более чем на двадцать
рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем
на пятнадцать часов, только в исключительных случаях на основании
мотивированных предложений должностных лиц Роспотребнадзора, проводящих
выездную плановую проверку.
Срок проведения выездной плановой
проверки малых предприятий и микропредприятий может быть продлен руководителем
Роспотребнадзора или его территориального органа, на территории которого
находятся соответствующие малые предприятия и микропредприятия.
21. Исключительными случаями, которые
могут служить основанием для продления проверки, являются случаи, связанные с
необходимостью проведения:
1) санитарно-эпидемиологических
экспертиз, обследований, исследований и (или) испытаний и иных видов оценок;
2) экспертизы качества продукции;
3) санитарно-эпидемиологических
расследований.
22. Взимание должностными лицами
Роспотребнадзора с лиц, подлежащих проверке, платы за проведение проверки, а
также отдельных мероприятий по контролю, проводимых в ее рамках, не
допускается.
III. Состав,
последовательность и сроки выполнения
административных процедур (действий), требования
к порядку их выполнения
23. Исполнение государственной функции
включает в себя следующие административные процедуры:
1) "Организация проверки
деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению
требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации
в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов
товаров";
2) "Проведение проверки деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению
требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации
в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов
товаров";
3) "Оформление результатов проверки
деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по
выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской
Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов
товаров";
4) "Принятие мер по результатам
проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства
Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи
отдельных видов товаров".
24. Структура и взаимосвязь административных
процедур, осуществляемых при исполнении государственной функции (блок-схема),
приведены в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
25. Основанием для проведения плановой
проверки является ежегодный план.
26. Основанием для проведения внеплановой
проверки являются:
1) истечение срока исполнения лицом,
подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного
нарушения обязательных требований;
2) поступление в Роспотребнадзор или его
территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти,
органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих
фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда
жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью
граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае
обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя
Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации;
4) требование прокурора о проведении
внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в
органы прокуратуры материалам и обращениям.
27. Административная процедура
"Организация проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного
законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав
потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие
административные действия:
1) подготовка и утверждение плана проведения
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2) издание распоряжения (приказа) о
проведении проверки;
3) согласование с органом прокуратуры
внеплановой выездной проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в случае, если получение такого согласования является обязательным;
4) уведомление юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей о проведении проверки в случае, если
направление такого уведомления является обязательным;
5) ознакомление лица, подлежащего
проверке, с распоряжением о проведении проверки и иной информацией о проверке,
представление которой является обязательной.
28. Содержание административного действия
по подготовке и утверждению плана проведения проверок лиц, подлежащих проверке,
заключается в разработке ежегодного плана соблюдения обязательных требований
проверяемыми юридическими лицами, проверяемыми индивидуальными
предпринимателями.
Ежегодный план проверок разрабатывается в
порядке, установленном статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), на основании
предложений территориальных органов Роспотребнадзора и утверждается
руководителем Роспотребнадзора.
Информация о ежегодном плане проверок
размещается на официальном сайте Роспотребнадзора (его территориальных органов)
в сети Интернет.
29. Содержание административного действия
по изданию распоряжения (приказа) о проведении проверки заключается в
совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:
1) принятие решения о проведении проверки
и форме ее проведения (документарная и (или) выездная);
2) оформление проекта распоряжения
(приказа) о проведении проверки;
3) подписание распоряжения (приказа) о
проведении проверки.
30. Принятие решения о проведении
выездной проверки должно быть обосновано:
1) необходимостью проведения обследования
используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений,
сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и
перевозимых указанными лицами грузов;
2) необходимостью осуществления отбора
образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды,
проведения их исследований, испытаний, измерений, а также проведения экспертиз
и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи
выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда;
3) установлением признаков нарушения
обязательных требований лицами, подлежащими проверке, в ходе документарной
проверки.
31. В распоряжении о проведении проверки
указываются:
1) наименование органа Роспотребнадзора
(его территориального органа, осуществляющего проверку);
2) фамилии, имена, отчества (при
наличии), должности должностного лица (должностных лиц) Роспотребнадзора,
уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению
проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование проверяемого юридического
лица или фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) проверяемого
индивидуального предпринимателя, проверяемого гражданина;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок
ее проведения;
5) правовые основания проведения
проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
6) сроки проведения и перечень
мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения
проверки;
7) перечень административных регламентов
проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия
органов государственного контроля (надзора);
8) перечень документов, представление
которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином
необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения
проверки.
Распоряжения (приказы) о проведении
проверки или о продлении срока проведения проверки подписывают:
1) руководитель Роспотребнадзора (его
заместитель);
2) руководители территориальных органов
Роспотребнадзора (их заместители).
32. Содержание административного действия
по согласованию с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки заключается
в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:
1) направление заявления о согласовании
внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры;
2) принятие решения о способе проведения
внеплановой проверки с учетом решения органа прокуратуры или о ее прекращении.
33. Решение о направлении заявления о
согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры принимается в
случаях, если основаниями для ее проведения являются:
1) возникновение угрозы причинения вреда
жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
2) причинение вреда жизни, здоровью
граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
34. В случае, если основанием для
проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни,
здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных
требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью
принятия неотложных мер должностные лица Роспотребнадзора вправе приступить к
проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов
прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления
документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона от
26.12.2008 N 294-ФЗ в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении
такой проверки.
35. Заявление о согласовании органом
прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки оформляется в соответствии
с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009
N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и
подписывается:
1) руководителем Роспотребнадзора (его
заместителем);
2) руководителем территориального органа
Роспотребнадзора (их заместители).
36. Заявление о согласовании органом
прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки направляется в
соответствующий орган прокуратуры в порядке, установленном частью 8 статьи 10
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
37. В случае отказа органа прокуратуры в
согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо
Роспотребнадзора принимает одно из следующих решений:
1) об устранении причин, послуживших
основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки,
если это связано с отсутствием необходимых приложений к заявлению, оформлением
решения о проведении внеплановой выездной проверки, и повторно направляет в
орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;
2) об обжаловании отказа в согласовании
проведения внеплановой выездной проверки в вышестоящий орган прокуратуры или в
суд.
38. Содержание административного действия
по уведомлению о проведении проверки заключается в совершении должностными
лицами Роспотребнадзора следующих действий:
1) направление в адрес лиц, подлежащих
проверке, уведомления о проведении проверки;
2) обеспечение получения доказательств,
подтверждающих факт получения лицами, подлежащими проверке, уведомления о
проведении проверки.
39. Содержание административного действия
по ознакомлению лиц, подлежащих проверке, с распоряжением (приказом) о проведении
проверки и иной информацией о проверке, представление которой является
обязательной, заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора
следующих действий:
1) направление заверенной печатью копии
распоряжения (приказа) о проведении проверки вместе с запросом Роспотребнадзора
(его территориального органа), направляемого в адрес лица, подлежащего
проверке, с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе
проведения документарной проверки документы;
2) вручение заверенной печатью копии
распоряжения (приказа) руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому
индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю,
проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю одновременно с
предъявлением служебных удостоверений;
3) обеспечение ознакомления по требованию
(просьбе) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного
представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного
представителя с иной информацией о проверке, представление которой является
обязательной: с информацией о Роспотребнадзоре и его территориальном органе (в
случае, если проверка организована соответствующим территориальным органом
Роспотребнадзора); документами, относящимися к предмету проверки; полномочиями
проводящих выездную проверку должностных лиц Роспотребнадзора; информацией об
экспертах, экспертной организации, привлеченных к проведению проверки;
настоящим Административным регламентом.
40. Административная процедура проведения
проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства
Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи
отдельных видов товаров включает следующие административные действия:
1) рассмотрение документов лиц,
подлежащих проверке;
2) обследование используемых лицами,
подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений,
оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанным
лицом грузов, производимых и реализуемых им товаров, результатов выполняемых
ими работ, оказываемых услуг;
3) отбор образцов (проб) продукции,
объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований,
испытаний;
4) проведение экспертиз и (или)
расследований, направленных на установление причинно-следственной связи
выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
41. Плановая проверка проводится в форме
документарной проверки и (или) выездной проверки.
Проверяемые юридические лица и
проверяемые индивидуальные предприниматели уведомляются о проведении плановой
проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения
посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения
плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или
иным доступным способом.
В случае проведения в отношении членов
саморегулируемой организации плановой проверки или внеплановой выездной
проверки саморегулируемая организация также уведомляется о проведении таких
проверок.
Плановая проверка лиц, подлежащих
проверке и являющихся членами саморегулируемой организации, проводится в
отношении не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации и
не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с
ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено
федеральными законами.
42. Внеплановая проверка проводится в
форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении внеплановой выездной
проверки проверяемые юридические лица и проверяемые индивидуальные
предприниматели уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее
проведения любым доступным способом.
43. В случае, если в результате
деятельности лиц, подлежащих проверке, причинен или причиняется вред жизни,
здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли
или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
предварительное уведомление лиц, подлежащих проверке, о начале проведения в
отношении них внеплановой выездной проверки не требуется.
44. Содержание административного действия
по рассмотрению документов лиц, подлежащих проверке, заключается в совершении
должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными провести проверку,
действий по рассмотрению документов лиц, подлежащих проверке, имеющихся в
распоряжении Роспотребнадзора (его территориального органа), в том числе
уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности, представленных в установленном порядке, актов предыдущих
проверок, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и
иных документов о результатах исполнения государственной функции в отношении
указанных лиц.
Предметом документарной проверки являются
сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие
организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы,
используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением
ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений
должностных лиц Роспотребнадзора.
В случае если достоверность сведений,
содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц
Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не
позволяют оценить исполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных
требований, должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными проводить
проверку, направляется в адрес лиц, подлежащих проверке, мотивированный запрос
с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения
проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения
(приказа) о проведении проверки.
45. При проведении документарной проверки
должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе
требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к
предмету документарной проверки.
Не допускается требовать нотариального
удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
46. В течение десяти рабочих дней со дня
получения мотивированного запроса лицо, подлежащее проверке, направляет
указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных
печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного
должностного лица проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина,
его уполномоченного представителя.
Указанные в запросе могут быть
представлены в форме электронных документов в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от
26.12.2008 N 294-ФЗ).
47. В случае если в ходе документарной
проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицами,
подлежащими проверке, документах либо несоответствие сведений, содержащихся в
этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении
Роспотребнадзора (его территориального органа) документах и (или) полученным в
ходе осуществления государственной функции, информация об этом направляется
указанным лицам с требованием представить в течение десяти рабочих дней
необходимые пояснения в письменной форме.
Лица, подлежащие проверке и
представляющие пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в
представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе
представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее
представленных документов.
Должностные лица Роспотребнадзора,
уполномоченные проводить проверку, рассматривают представленные пояснения и
документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
В случае, если после рассмотрения
представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут
установлены признаки нарушения обязательных требований, должностные лица
Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, проводят выездную проверку.
48. Содержание административного действия
по обследованию используемых лицами, подлежащими проверке, при осуществлении
деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования,
подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанным лицом грузов,
производимых и реализуемых товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых
услуг заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора действий по
установлению соответствия обязательным требованиям содержащихся в документах
лиц, подлежащих проверке, сведений, а также соответствие его работников,
состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности
территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных
объектов, транспортных средств, производимых и реализуемых им товаров,
результатов выполняемых работ, оказываемых услуг и принимаемых им мер по
исполнению обязательных требований.
Выездная проверка проводится в случае,
если при наличии основания для проведения проверки не представляется возможным
путем документарного способа ее проведения:
1) удостовериться в полноте и
достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления
отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в
распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора документах лиц, подлежащих
проверке;
2) оценить соответствие деятельности лиц,
подлежащих проверке, обязательным требованиям без соответствующего мероприятия
по контролю, для проведения которого требуется организация выездной проверки.
49. Выездная проверка начинается с
предъявления служебного удостоверения должностными лицами Роспотребнадзора,
обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица
проверяемого юридического лица, его уполномоченного представителя, проверяемого
индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя,
проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя с распоряжением
(приказом) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную
проверку должностных лиц Роспотребнадзора, а также с целями, задачами,
основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по
контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций,
привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
50. Проверяемое юридическое лицо, его
уполномоченный представитель, проверяемый индивидуальный предприниматель, его
уполномоченный представитель:
1) предоставляют должностным лицам
Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с
документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в
случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной
проверки;
2) обеспечивают доступ проводящих
выездную проверку должностных лиц Роспотребнадзора и участвующих в выездной
проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в
здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам,
транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
51. Выездная проверка проводится по месту
осуществления деятельности проверяемого юридического лица, проверяемого
индивидуального предпринимателя.
Выездная проверка в отношении
юридического лица проводится в присутствии его руководителя или иного
уполномоченного руководителем должностного лица.
Выездная проверка в отношении
индивидуального предпринимателя проводится в присутствии проверяемого
индивидуального предпринимателя или его уполномоченного представителя.
52. Содержание административного действия
по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и
производственной среды заключается в совершении должностными лицами
Роспотребнадзора в ходе выездной проверки действий по отбору образцов (проб)
продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях
проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая
продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются
предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации),
послужившего(-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли
повлечь:
1) возникновение угрозы причинения вреда
жизни, здоровью граждан;
2) причинение вреда жизни, здоровью
граждан;
3) нарушение прав потребителей.
53. Исследования, испытания, измерения и
иные виды оценок проводятся в обязательном порядке в случаях, если обязательные
требования содержат показатели к продукции, объектам окружающей среды или
производственной среды, оценка которых невозможна без проведения
соответствующих обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
54. Для осуществления отбора образцов
(проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков,
специальных технических средств, привлекаются эксперты, указанные в
распоряжении (приказе) о проведении данной проверки.
В целях обеспечения участия в проверке указанных
экспертов руководитель Роспотребнадзора (его заместитель), руководитель
территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель), начальник
территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора (его
заместитель) направляет соответствующий письменный запрос о привлечении к
участию в проверке эксперта в адрес соответствующей аккредитованной организации
или в адрес аккредитованного эксперта.
55. Оформление протокола отбора образцов
(проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды
осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить
проверку, который обеспечивает передачу отобранных образцов (проб)
аккредитованным эксперту или экспертной организации.
56. Содержание административного действия
по проведению экспертиз и (или) расследований, направленных на установление
причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с
фактами причинения вреда, заключается в совершении должностными лицами
Роспотребнадзора указанных действий в установленном законодательством
Российской Федерации порядке в связи с получением Роспотребнадзором (его
территориальным органом) сведений (информации) о причинении вреда жизни,
здоровью граждан, окружающей среде.
Результаты экспертизы, направленной на
установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных
требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан, отражаются в
экспертном заключении, которое должно быть передано немедленно после его
оформления должностному лицу Роспотребнадзора, уполномоченному проводить
проверку.
Результаты расследований, направленных на
установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных
требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан, отражаются в акте
расследования, который составляется должностным лицом Роспотребнадзора,
уполномоченным проводить проверку.
57. При проведении проверки должностные
лица Роспотребнадзора не вправе:
1) проверять выполнение обязательных
требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
2) осуществлять плановую или внеплановую
выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного
должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического
лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного
представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, за
исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой
является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также
возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов,
информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и
объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не
относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы
обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для
проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об
отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы,
установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и
методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или
действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими
документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную
в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую,
служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки
проведения проверки;
58. Административная процедура
"Оформление результатов проверки деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного
законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав
потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие
административные действия:
1) составление акта проверки;
2) вручение или направление акта проверки
лицам, подлежащим проверке;
3) направление в орган прокуратуры копии
акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось
согласование ее проведения органом прокуратуры.
59. Составление акта проверки
осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным на ее
проведение. В акт проверки вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения,
в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований, нарушений
требований к проведению проверки.
60. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта
проверки;
2) наименование Роспотребнадзора (его
территориального органа, проводившего проверку);
3) дата и номер распоряжения (приказа) о
проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии
отчества) и должности должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического
лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии отчества) проверяемого
индивидуального предпринимателя или фамилия, имя и отчество (при наличии)
проверяемого гражданина, а также фамилия, имя, отчество (при наличии)
присутствовавших при проведении проверки руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица,
уполномоченного представителя проверяемого индивидуального предпринимателя,
уполномоченного представителя проверяемого гражданина;
6) дата, время, продолжительность и место
проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том
числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о
лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или об отказе
в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или
уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого
индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя,
проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, присутствовавших
при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения
подписи;
9) сведения о внесении в журнал учета
проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой
записи в связи с отсутствием у проверяемого юридического лица, проверяемого
индивидуального предпринимателя указанного журнала (для проверяемых юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей);
10) подписи должностного лица
(должностных лиц) Роспотребнадзора, проводивших проверку.
61. Акт проверки оформляется
непосредственно после ее завершения в соответствии с типовой формой,
утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О
реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля", в двух экземплярах.
Результаты проверки, содержащие
информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну,
оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
62. К акту проверки прилагаются связанные
с результатами проверки документы или их копии, в том числе:
1) протоколы отбора образцов продукции,
проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
2) протоколы или заключения проведенных
исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
3) объяснения работников проверяемого юридического
лица или проверяемого индивидуального предпринимателя, на которых возлагается
ответственность за нарушение обязательных требований, а также проверяемого
гражданина;
4) предписание об устранении выявленных
нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
63. Один экземпляр акта проверки с
копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому
индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю,
проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю под расписку об
ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного
должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического
лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного
представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, а
также в случае отказа лица, подлежащего проверке, дать расписку об ознакомлении
либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту
проверки.
64. В случае если для составления акта
проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных
исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт
проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения
проверки, и вручается представителю лица, подлежащего проверке, под расписку
либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении,
которое приобщается к акту проверки.
65. Должностное лицо Роспотребнадзора,
уполномоченное провести проверку, вносит в журнал учета проверок запись о
проведенной проверке, содержащую сведения о наименовании органа
Роспотребнадзора, проводившего проверку, датах начала и окончания проведения
проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете
проверки, выявленных нарушениях и выданном предписании, а также фамилии, имена,
отчества (при наличии) и должности должностного лица (должностных лиц)
Роспотребнадзора, проводивших проверку, их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок запись
об этом вносится в акт проверки.
66. В случае если для проведения
внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом
прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым
принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней
со дня составления акта проверки.
67. В случаях обнаружения в ходе проверки
нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора,
уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
68. Административная процедура
"Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного
законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав
потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие
действия:
1) выдача предписания лицу, подлежащему
проверке, об устранении выявленных нарушений;
2) принятие мер по контролю за
устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного
причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) принятие мер по привлечению лиц,
допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
69. Информация о результатах проверок,
проведенных Роспотребнадзором, размещается на официальном сайте
Роспотребнадзора.
Информация о результатах проверок,
проведенных территориальными органами Роспотребнадзора, размещается на
официальном сайте соответствующего территориального органа Роспотребнадзора не
позднее пяти рабочих дней со дня подписания актов проверок.
70. Предписание об устранении выявленных
нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить
проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких
нарушений.
В предписании должно быть указано:
1) дата и место выдачи предписания;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и
должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание;
3) сведения о лице, которому выдается
предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) проверяемого
юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес
места жительства проверяемого индивидуального предпринимателя, сведения о
государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, либо фамилия, имя,
отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого
гражданина;
4) положения действующих нормативных правовых
актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования,
нарушение которых было выявлено при проверке;
5) требования, предписываемые к
выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их
исполнения;
6) срок, в течение которого лицо,
которому выдано предписание, должно известить должностное лицо
Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием
способа такого извещения;
7) порядок и сроки обжалования
предписания;
8) предупреждение лица, в отношении
которого выдается предписание, об административной ответственности,
предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях по факту невыполнения в установленный срок
предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Предписание об устранении выявленных
нарушений является приложением к акту проверки и направляется лицу, в отношении
которого оно вынесено, вместе с актом проверки.
71. Должностное лицо Роспотребнадзора,
выдавшее предписание, принимает меры по контролю за устранением выявленных
нарушений и с этой целью организует проведение внеплановой проверки на
основании истечения срока исполнения лицами, подлежащими проверке, ранее
выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных
требований. Проверка по указанному основанию должна быть проведена не позднее
одного месяца со дня окончания срока, в течение которого лицо, получившее
предписание, должно было известить выдавшее данное предписание должностное лицо
Роспотребнадзора о его выполнении.
В случае если при проведении внеплановой
проверки установлено, что в установленный срок законное предписание
должностного лица Роспотребнадзора об устранении нарушений не выполнено,
должностное лицо Роспотребнадзора, которое проводит внеплановую проверку:
1) возбуждает производство по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) дает предписание об устранении
нарушений, которые не были устранены в назначенный срок с установлением срока
для устранения указанных нарушений.
72. В случае если при проведении проверки
установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, проверяемого
индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые
и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют
непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен,
должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано
незамедлительно принять меры по:
1) недопущению причинения вреда или
прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности
проверяемого юридического лица, его филиала, представительства, структурного
подразделения, проверяемого индивидуального предпринимателя путем направления
материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке,
установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) отзыву продукции, представляющей
опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;
3) доведению до сведения граждан, а также
других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным
способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его
предотвращения.
73. При выявлении нарушения санитарного
законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
должностные лица Роспотребнадзора в соответствии с частью 2 статьи 50
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" имеют право давать гражданам и юридическим лицам
предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
1) об устранении выявленных нарушений
санитарно-эпидемиологических требований;
2) о прекращении реализации не
соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе
продовольственного сырья и пищевых продуктов;
3) о проведении дополнительных
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
4) о проведении лабораторного
обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями,
и медицинского наблюдения за такими гражданами;
5) о выполнении работ по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на
территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения
или распространения инфекционных заболеваний.
74. Роспотребнадзор (его территориальные
органы) обращаются в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных
интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате
проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
75. При проведении административных
процедур при исполнении государственной функции уполномоченные должностные лица
Роспотребнадзора:
1) определяют, в чем выражается нарушение
(нарушения), нормы законов и иных нормативных правовых актов, обязательные
требования которых к товарам (работам, услугам) были нарушены;
2) определяют круг лиц, имеющих отношение
к установленному нарушению;
3) определяют юридически значимые факты,
подтверждающие неисполнение обязательных требований к товарам (работам,
услугам);
4) определяют причинно-следственную связь
между допущенным нарушением и угрозой жизни и здоровью людей, доказательства
угрозы жизни и здоровья людей, последствия, которые может повлечь (повлекло)
допущенное нарушение.
76. Принятие мер по привлечению лиц,
допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности
осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
В случае если при проверке будут установлены
признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства,
законодательства о защите прав потребителей, должностное лицо Роспотребнадзора
направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном
Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации.
Отказ в возбуждении уголовного дела может
быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
IV. Порядок и формы
контроля за исполнением
государственной функции
77. Текущий контроль за соблюдением и
исполнением государственной функции ответственным должностным лицом положений
настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов,
устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также
принятием решений ответственным должностным лицом осуществляет его
непосредственный руководитель в порядке, установленном инструкцией по
делопроизводству в Роспотребнадзоре (его территориальном органе).
Порядок и периодичность осуществления
плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной
функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством их
исполнения должностными лицами территориальных отделов, устанавливает
руководитель Роспотребнадзора.
78. Проверка полноты и качества
исполнения территориальным отделом территориального органа Роспотребнадзора
государственной функции в плановом порядке должна осуществляться не реже одного
раза в три года, внеплановая - по решению руководителя соответствующего
территориального органа Роспотребнадзора в случае поступления данных о
систематических грубых нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008
N 294-ФЗ должностными лицами территориального отдела территориального органа
Роспотребнадзора.
Плановая проверка полноты и качества
исполнения территориальным органом Роспотребнадзора государственной функции в
плановом порядке осуществляется в соответствии с ежегодным планом проверок,
утвержденным руководителем Роспотребнадзора, внеплановая - по решению
руководителя Роспотребнадзора в случае поступления данных о грубом нарушении
требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностными лицами
территориального органа Роспотребнадзора.
79. Должностные лица Роспотребнадзора в
случае ненадлежащего исполнения полномочий по исполнению государственной
функции, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении
проверки несут административную ответственность в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностные лица Роспотребнадзора несут
дисциплинарную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые
в ходе исполнения государственной функции в соответствии с Федеральным законом
от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации".
80. Руководитель Роспотребнадзора и
руководители территориальных органов Роспотребнадзора организуют и осуществляют
контроль за исполнением должностными лицами Роспотребнадзора требований
настоящего Административного регламента.
81. Контроль за исполнением
государственной функции территориальными органами Роспотребнадзора и их
должностными лицами может осуществляться со стороны граждан, их объединений и
организаций путем направления в адрес Роспотребнадзора:
1) предложений о совершенствовании
нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами
Роспотребнадзора государственной функции;
2) сообщений о нарушении законов и иных
нормативных правовых актов, недостатках в работе Роспотребнадзора и его
территориальных органов, их должностных лиц;
3) жалоб по фактам нарушения должностными
лицами Роспотребнадзора прав, свобод или законных интересов граждан.
V. Досудебный
(внесудебный) порядок обжалования решений
и действий (бездействия) Роспотребнадзора,
должностных
лиц Роспотребнадзора
82. Юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами,
выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным
предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с
даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы
Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и
(или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его
отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены
документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии
либо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора.
83. Предметом досудебного обжалования
являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц
Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных
законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
граждан (далее - также заявители) при проведении проверки, а также результаты
проверки.
84. Рассмотрение обращений проверяемых
граждан, права, свободы или законные интересы которых были нарушены
должностными лицами Роспотребнадзора при проведении проверки, осуществляется в
порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Письменная жалоба гражданина, принятая в
ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке,
установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
При рассмотрении жалобы уполномоченным
должностным лицом Роспотребнадзора гражданин имеет право (статья 5 Федерального
закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):
1) представлять дополнительные документы
и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в
электронной форме;
2) знакомиться с документами и
материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права,
свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и
материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11
Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, уведомление о переадресации
письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
жалобе вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по
обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением
обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении
рассмотрения жалобы.
85. В случае если в жалобе не указаны
наименование юридического лица либо фамилия индивидуального предпринимателя или
гражданина, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен
ответ, ответ на жалобу не дается.
При наличии возможности установить
отсутствующие в жалобе сведения о заявителе (по указанному в жалобе номеру
телефона или электронному почтовому адресу) должностное лицо, на исполнение
которого поступила жалоба, приостанавливает рассмотрение жалобы до момента
получения им недостающих сведений о заявителе.
86. Заявитель вправе получать информацию
и документы, необходимые ему для обоснования и рассмотрения его жалобы.
87. В досудебном порядке жалобы
рассматривают:
1) от имени Роспотребнадзора -
руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;
2) от имени территориального органа
Роспотребнадзора - руководитель территориального органа Роспотребнадзора или
его заместитель.
88. Срок рассмотрения жалобы в досудебном
порядке не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации жалобы.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается до момента получения
недостающих сведений о заявителе, указанных в пункте 85 настоящего
Административного регламента.
89. По результатам рассмотрения жалобы в
досудебном порядке должностное лицо, рассмотревшее жалобу, принимает
мотивированное решение:
1) о признании действий (бездействия)
должностного лица Роспотребнадзора незаконными, если такие действия
(бездействие) повлекли за собой нарушение прав заявителя при проведении
проверки, с указанием способов устранения таких нарушений;
2) об отмене результатов проверки, если
проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями,
установленными частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
3) об оставлении жалобы без
удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований законодательства
Российской Федерации в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом
Роспотребнадзора своих служебных обязанностей.
90. В случае несогласия заявителя с
принятым по его жалобе решением он вправе обжаловать такое решение в суд или в
досудебном порядке.
В досудебном порядке решение по жалобе,
принятое руководителем Роспотребнадзора или его заместителем, обжалуется Министром
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а решение по
жалобе, принятое руководителем территориального органа Роспотребнадзора,
обжалуется руководителю Роспотребнадзора.
91. Обжалование постановлений по делам об
административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой
30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
92. Роспотребнадзор (его территориальный
орган) осуществляют контроль за исполнением должностными лицами
Роспотребнадзора служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего
исполнения должностными лицами Роспотребнадзора служебных обязанностей,
проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с
законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.
О мерах, принятых в отношении виновных в
нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц
Роспотребнадзора, в течение десяти дней со дня принятия таких мер
Роспотребнадзор (его территориальный орган) обязаны сообщить в письменной форме
лицу, права и (или) законные интересы которого нарушены.