МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
от 28 марта 2012 г. N 04И-214/12
О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития доводит до сведения результаты анализа
обращений граждан по вопросам организации и качества оказания медицинской
помощи населению Российской Федерации в федеральные органы исполнительной
власти.
С 2005 года по 2011 год в Росздравнадзор
(центральный аппарат) поступило более 30 тысяч обращений по вопросам
организаций и качества оказываемой населению медицинской помощи. При этом за
рассматриваемый период выявлен их значительный рост (в 5,6 раза): с 1342 в 2005
году до 7564 в 2011 году, что составило 44% от общего количества поступивших
письменных обращений граждан (17335).
Большинство обращений в 2011 году связано
с неудовлетворенностью пациентов доступностью, организацией и качеством
первичной медико-санитарной помощи (42%) и специализированной медицинской
помощи (28%). Жалобы на организацию и качество высокотехнологичной медицинской
помощи составили 2%; скорой медицинской помощи -1%, санаторно-курортного
лечения - 1%. В 26% обращений затрагиваются вопросы медицинской реабилитации,
лекарственного обеспечения, содержатся жалобы сотрудников
лечебно-профилактических учреждений на администрацию в связи с трудовыми конфликтами,
нормативно-правовые вопросы, вопросы, связанные с реорганизацией учреждений
здравоохранении и др.
Основная часть жалоб связана с
организацией и качеством оказания медицинской помощи в муниципальных
учреждениях здравоохранения (46%). Обращения по вопросам оказания медицинской
помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения составили 21%, в
федеральных государственных учреждениях - 7%, в федеральных казенных
учреждениях - 4%, в частных учреждениях здравоохранения - 3%. В 19% обращений наименование
лечебно-профилактического учреждения, в котором, по мнению заявителя,
оказывается медицинская помощь ненадлежащего качества, не указано.
Из приведенных в прилагаемой таблице
данных следует, что рост количества обращений по вопросам некачественного
оказания медицинской помощи имеет место во всех субъектах Российской Федерации.
Однако в ряде субъектов таких, как: г. Москва, Московская область, Рязанская
область, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Магаданская область, Чукотский
автономный округ, показатели обращений граждан составили более 6,0 на 100 тыс.
населения, в то время как средний показатель по Российской Федерации 4,2 на 100
тыс. населения.
В 16 субъектах
Российской Федерации показатели обращения граждан с жалобами на качество
организации и предоставления медицинской помощи ниже 3,0 (Тамбовская,
Архангельская, Кировская, Оренбургская, Курганская, Иркутская, Омская, Томская,
Амурская области, Еврейская автономная область, Республики: Карелия, Башкортостан, Мордовия, Бурятия,
Чувашская, Красноярский край).
В 11 субъектах
Российской Федерации показатели обращения граждан с жалобами на качество
организации и предоставления медицинской помощи ниже 2,0 (Костромская область,
Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Кабардино-Балкарская Республика,
Республики: Марий Эл, Алтай, Тыва
и др.), что свидетельствует о проводимой работе по соблюдению прав граждан в
сфере охраны здоровья и контроля со стороны органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации.
В ходе проводимых Росздравнадзором
контрольно-надзорных мероприятий выявлены типичные нарушения, обусловленные
ненадлежащим контролем за соблюдением порядка
рассмотрения обращений граждан:
- направление жалобы на рассмотрение в
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу,
решение или действие (бездействие) которых обжалуется (статья 8 Федерального
закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации");
- отсутствие раздельного учета обращений
граждан по вопросам качества оказываемой медицинской помощи от других вопросов,
и, как следствие - анализа содержаний указанных обращений (статья 14
Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращения граждан Российской Федерации").
Кроме того, считаем, что значительный
рост обращений, поступивших в Росздравнадзор в период 2005-2011 гг. по ряду
субъектов Российской Федерации, обусловлен в том числе, следствием их
рассмотрения ненадлежащим образом непосредственно в медицинских организациях.
Учитывая изложенное,
и в целях исполнения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития настоятельно
рекомендует обеспечить комплекс мер, в том числе:
- по полному и качественному рассмотрению
обращений граждан непосредственно в медицинских организациях (руководством и
врачебной комиссией), предоставив для этого на информационных стендах для
пациентов данные о Ф.И.О. ответственного должностного лица и N кабинета для
рассмотрения вышеуказанных вопросов;
- по организации мониторинга обращений
граждан в разрезе административных образований субъекта с проведением
ежеквартального анализа и контроля за принятием мер к
ответственным должностным лицам;
- по обеспечению личного приема граждан в
государственных органах и органах местного самоуправления, а также действенного
контроля со стороны уполномоченных органов, организаций и должностных лиц.
О принятых мерах просьба сообщить в
Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не
позднее 15.05.2012.
Приложение: Анализ обращений граждан
Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития по вопросам организации медицинской помощи населению за
2005-2011 годы (не приводится).
Вр.и.о. руководителя
Е.А.ТЕЛЬНОВА