ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 9 июня 2012 г. N 01/6597-12-32
ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПО КОРИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последние годы эпидемиологическая
ситуация по заболеваемости корью в мире существенно осложнилась.
По данным ВОЗ в 2011 году в 43 странах
Европы и Азии было зарегистрировано более 32 тыс. случаев кори. Из них более 15
тыс. случаев - во Франции, более 5 тыс. - в Италии, более 2,8 тыс. случаев - в
Румынии. Заболеваемость корью зарегистрирована также в
Кыргызстане (221 сл.), Узбекистане (468 сл.), Беларуси (55 сл.), Украине (173
сл.), Казахстане (30 сл.).
В связи с ростом заболеваемости корью и
возобновлением циркуляции эндемичных для ряда стран Европы вирусов кори
решением 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ срок достижения
цели элиминации кори и краснухи в Европейском регионе перенесен на 2015 год.
В 2011 году практически в 2 раза
увеличилось число завозных случаев кори в Российскую Федерацию - с 28 сл. в
2010 году до 55 сл. в 2011 году (8,8% от всех зарегистрированных случаев), из
них наибольшее число случаев кори импортировано из Франции (13 случаев) и
Узбекистана (9 случаев). "Завозы" кори в Россию
зарегистрированы также из Австрии, Германии, Англии, Испании, Италии, США,
Польши, Азербайджана, Украины, Таджикистана, Турции, Ю. Кореи, Индии, Китая,
Индонезии, Таиланда. При этом 58,2% от всех импортированных в 2011 году
в страну случаев кори зарегистрировано в г. Москве - 32 случая.
Данные
молекулярно-генетических исследований, проведенных на базе Национального
научно-методического центра по надзору за корью и краснухой,
Референс-лаборатории ВОЗ по кори и краснухе (ФГУН "Московский научно-исследовательский
институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского"
Роспотребнадзора), подтверждают преимущественно завозной характер кори: в 2011
году на территории Российской Федерации отмечалась циркуляция штаммов вируса
кори генотипов D4, B3, G3 и D9, не эндемичных для Российской Федерации.
Штамм генотипа D4 "Enfield" в
январе - мае 2011 г. импортирован в ряд субъектов европейской части страны из
стран Западной Европы (в первую очередь из Франции). Штамм генотипа D4
"Iran" с начала 2011 г. импортирован из Узбекистана (в города Томск,
Красноярск, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток). В январе - мае местное
распространение штаммов данной группы носило ограниченный характер. С июля 2011
года на фоне роста заболеваемости корью в ряде регионов (г. Москва, субъекты
Северо-Кавказского федерального округа) наблюдалась активная местная циркуляция
штаммов генотипа D4, что обусловлено повторным импортированием кори на
территорию страны.
В нескольких случаях кори,
зарегистрированных в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, были выделены штаммы
генотипов G3 и B3, импортированные из Франции и Испании, однако продолжительная
циркуляция указанных генотипов не наблюдалась.
Штаммы вируса кори генотипа D9,
выделенные во Владивостоке и в Москве, близкородственны штаммам указанного
генотипа, циркулирующим в регионе Юго-Восточной Азии.
По данным Референс-лаборатории ВОЗ по
кори и краснухе, рост заболеваемости корью в странах СНГ, в том числе
Казахстане и Кыргызстане, обусловлен циркуляцией штаммов вируса генотипа D4
группы "Iran 2010", а вспышки кори в западных и центральных областях
Украины - штамма генотипа D4 группы "Enfield 2007". Так как ранее
местная циркуляция штаммов вируса кори генотипа D4 установленных групп не
наблюдалась, данные штаммы, вероятно, были импортированы из региона Западной
Европы и Ирана соответственно.
Многочисленные завозы кори из-за рубежа,
активные внутренние миграционные процессы, которые способствовали
распространению инфекции, при наличии восприимчивых к кори лиц привели к
существенному росту заболеваемости корью в стране.
В 2011 году
зарегистрировано 627 случаев кори в 30 субъектах Российской Федерации (в 2010
году - 127 случаев в 11 субъектах), показатель заболеваемости составил 0,44
случая на 100 тыс. населения, что в 5 раз выше уровня заболеваемости 2010 года
(0,09 на 100 тыс. населения) и в 4,4 раза превышает критерий элиминации кори,
определенный ВОЗ.
Показатель заболеваемости корью детей в
возрасте до 17 лет составил 1,2 на 100 тыс. возрастной группы.
Наибольшее число
случаев кори в 2011 году выявлено в г. Москве (140 сл.), в Волгоградской
области (97 сл.), Республике Дагестан (79 сл.), Ростовской области (56 сл.),
Астраханской области (50 сл.), Ставропольском крае (42 сл.), Северной Осетии -
Алании (31 сл.) и в Чеченской Республике (26 сл.). Наиболее высокие уровни заболеваемости корью отмечались в
Астраханской (4,97 на 100 тыс. населения), Волгоградской (3,74 на 100 тыс.)
областях, Республике Северная Осетия (Алания) (4,4 на 100 тыс.).
При этом в большинстве субъектов
Российской Федерации случаи кори по-прежнему не регистрировались.
В отличие от предыдущих лет, в 2011 году
в возрастной структуре заболевших отмечено увеличение доли детей до 14 л. - до
48% (301 человек) и уменьшение доли взрослых - до 50,1% (314 человек). Доля
заболевших подростков составила 1,9% (12 человек).
Среди заболевших детей до 14 лет 237 чел.
(78,7%) не были привиты против кори и 10 чел. (3,4%) не имели сведений о
прививках. Доля детей в возрасте до 1 года, не подлежащих вакцинации по
возрасту, составила 35% (84 чел.) от числа непривитых детей. Остальные
заболевшие дети - от года до 4-х лет (133 человека) и от 5 до 14 лет (20
человек) - не были привиты против кори из-за отказа родителей от прививок и
медицинских противопоказаний. Инфицирование большинства детей младшего возраста
произошло в медицинских стационарах.
Среди заболевших корью взрослых
преобладали лица с неизвестным прививочным анамнезом (142 человека - 45,2%),
преимущественно возрастной группы 18-39 лет (125 человек), а также лица, не
болевшие корью и не привитые против этого заболевания (77 человек - 24,5%). Доля привитых среди заболевших взрослых составила 30,3%.
Таким образом, заболеваемость корью в
Российской Федерации в 2011 году обусловлена в основном заболеваемостью
непривитых детей первых 2-х лет жизни и взрослых преимущественно 20-39 лет с
неизвестным прививочным анамнезом, а также не болевших и не привитых против
кори.
В 2012 году эпидемиологическая ситуация
еще более осложнилась: за 4 месяца текущего года зарегистрировано 1714 случаев
кори в 50 субъектах Российской Федерации. Показатель заболеваемости по
сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился в 22,4 раза и
составил 1,2 на 100 тыс. населения. Показатель заболеваемости корью детей в
возрасте до 17 лет в среднем по стране составил 3,8 на 100 тыс. возрастной
группы (вырос в 61,7 раза).
Более 85% заболевших зарегистрировано в
субъектах Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Уровни
заболеваемости, превышающие среднероссийский уровень в 3 и более раз,
зарегистрированы в Астраханской области (4,06 на 100 тыс. населения),
Республике Ингушетия (4,85), Кабардино-Балкарской Республике (6,05), Республике
Северная Осетия - Алания (7,1), Ставропольском крае (5,9) и Волгоградской
области (10,4).
В текущем году сохраняется тенденция к
увеличению среди заболевших доли детей - до 57,6%, при этом 28% от числа всех
заболевших составляют дети в возрасте до 1 года.
Из числа заболевших
большинство детей (83%) и взрослых (67%) не привиты против кори, в том числе в
связи с медицинскими отводами (28% детей), отказами (15% детей и взрослых), по
прочим причинам (около 22% детей и 79% взрослых).
В 2011 году в Российской Федерации по
результатам эпидрасследования выявлено 429 очагов инфекции, из них 361 очаг
(84,1%) не имел дальнейшего распространения. Заносы случаев кори, в том числе
неоднократные, не имели распространения на территории 10 субъектов Российской
Федерации (Ленинградская, Брянская, Московская, Воронежская, Нижегородская,
Самарская, Иркутская области, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский
край, Ханты-Мансийский автономный округ), что свидетельствует о высоких уровнях
коллективного иммунитета на указанных территориях.
Вместе с тем в 68 очагах (15,9%)
наблюдались вторичные случаи кори. Наибольшее количество очагов с распространением
инфекции отмечено на территориях Ростовского (40) и Московского (18)
региональных центров.
Вспышки с числом
случаев 5 и более, при которых пострадало 559 чел., в 2011 году
зарегистрированы в 12 субъектах Российской Федерации: в Тверской, Ростовской,
Астраханской, Волгоградской, Томской областях, Ставропольском и Красноярском
краях, Республиках Северная Осетия (Алания), Дагестан, Ингушетия, Чеченской
Республике, г. Москве. При этом в
Астраханской области, Ставропольском крае и г. Москве в течение года было
зарегистрировано по 2 вспышки кори. Наибольшее число пострадавших при вспышках
зарегистрировано в Волгоградской области (97 чел.), г. Москве (84 чел.),
Республике Дагестан (77 чел.), Ростовской области (56 чел.).
В 2011 году зарегистрировано 23 очага
кори с распространением инфекции среди пациентов и медицинских работников в
медицинских организациях Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Томской
областей, Республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия (Алания), Калмыкия,
Ставропольского и Красноярского краев, г. Москвы. При этом пострадало 133
человека.
С начала 2012 года
в стране возникло уже более 20 таких вспышек: в г. Москве, г. Санкт-Петербурге,
Московской, Белгородской, Волгоградской, Ярославской областях, Краснодарском,
Ставропольском краях, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской и Удмуртской
Республиках. Зарегистрирован 91
случай заболевания корью медицинских работников, большинство из которых не
имели профилактических прививок или были привиты против кори однократно.
По данным эпидемиологических
расследований, от 20 до 70% персонала некоторых медицинских организаций в
нарушение Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 08.02.2011 N 12 и от 14.09.2011 N 120 не имели прививок против
кори или были привиты однократно.
Внутрибольничному
распространению кори способствовала поздняя диагностика заболевания, при этом
необходимо отметить, что в 98,8% случаев корь у заболевших протекала в типичной
форме, что свидетельствует о недостатках в организации работы по подготовке
медицинского персонала по вопросам диагностики и профилактики кори в ряде
субъектов Российской Федерации.
При проведении контрольно-надзорных
мероприятий в отношении медицинских организаций выявлены
также:
- несвоевременный пересмотр медицинских
отводов от прививок;
- недостатки в планировании прививок и
несвоевременная постановка на учет вновь прибывших на территорию ЛПО детей и
взрослых из числа мигрирующего и кочующего населения;
- недостоверность представляемых сведений
об иммунизации населения против кори, а также сведений о ранее перенесенном
заболевании;
- неэффективность
санитарно-просветительной работы с населением по вопросам о преимуществах
иммунопрофилактики.
Недостатки в работе
по иммунизации групп риска, в том числе цыганского населения и мигрантов,
явились причиной вспышек кори среди данных контингентов в Калужской,
Тамбовской, Липецкой и Самарской областях.
Указанное выше свидетельствует о наличии в целом ряде субъектов Российской
Федерации когорты не иммунных к кори лиц среди населения, а также недостаточной
эффективности и несвоевременности противоэпидемических (профилактических)
мероприятий в очагах кори.
Вместе с тем согласно статистическим
данным, представленным в Роспотребнадзор, в целом по стране достигнуты высокие
уровни охватов прививками против кори детей и взрослых.
По данным формы N 6
федерального государственного статистического наблюдения по состоянию на
01.01.2012 охват детей в возрасте 1 года и 6 лет прививками против кори в
среднем по стране составил соответственно 98,2% и 97,2%. Среди лиц возрастной
группы 18-35 лет доля лиц, не привитых и не болевших корью, составила 1,1% от
численности возрастной группы.
В 2011 году в Российской Федерации с
учетом прививок по эпидемическим показаниям было привито против кори около 1,2
млн. взрослых и 3,18 млн. детей в декретированных возрастах. Вместе с тем в
ряде субъектов Российской Федерации при планировании профилактических прививок
населению не были учтены внесенные с февраля 2011 года в национальный календарь
профилактических прививок изменения в части введения ревакцинации против кори
лицам возрастной группы 18-35 лет. Количество сделанных в некоторых субъектах
Российской Федерации прививок взрослым составило менее 1-2 тысяч (Ивановская,
Тамбовская, Псковская, Ленинградская, Костромская области, Республики Мордовия,
Чувашия, Адыгея и другие).
По результатам
серомониторинга в индикаторных группах населения в 2011 году в среднем по
стране доля серонегативных лиц среди обследованных детей 3-4 лет составила
6,4%, среди детей 9-10 лет - 9,0%, 16-17 лет - 13,4%, а среди взрослых в
возрастных группах 23-25 л., 26-29 л. и 30-39 л. - соответственно 11,8%, 11,0%
и 10,1% при рекомендуемом критерии эпидемиологического благополучия до 7%.
В Московской, Новгородской,
Калининградской областях, Республике Тыва значительная
доля серонегативных лиц выявлена среди детей 3-4 лет, получивших прививку 1-2
года назад, что, возможно, связано с неправильным отбором детей для
обследования, техническими ошибками при смене тест-систем и требует дальнейшего
анализа.
На территории
отдельных субъектов Российской Федерации (Московская, Ростовская области и
другие) высокая доля серонегативных лиц (до 30% и выше) среди различных
возрастных групп регистрируется периодически, при этом не проводится
последующее обследование выявленных неблагополучных групп, не расследуются
причины выявления большого числа серонегативных лиц, как это регламентировано
пунктами 6.14-6.15 Методических указаний МУ 3.1.2943-11 "Организация и
проведение серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета к инфекциям, управляемым средствами
специфической профилактики (дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха,
эпидемический паротит, полиомиелит, гепатит B)".
По данным Национального
научно-методического центра по надзору за корью и краснухой, в 2011 году в ходе
проведения активного надзора за корью на территории страны было обследовано
3423 человека с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой. В 113 случаях были
выявлены антитела класса М к вирусу кори, из них 54 пациентам был поставлен
диагноз "корь". Наибольшее число случаев кори, выявленных при
обследовании "экзантемных" больных, наблюдалось на территориях с
высокой заболеваемостью корью (г. Москва, Ставропольский край, Ростовская
область, Республика Дагестан). Случаи кори выявлены преимущественно среди
больных с диагнозом ОРВИ с экзантемой (20,0%), краснухой (18,5%), аллергическим
дерматитом (15,2%), токсикодермией (15,0%).
Объем
запланированных обследований лиц с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой
практически во всех субъектах Российской Федерации соответствовал принятому
критерию (2 на 100 тыс. населения), за исключением Республики Дагестан,
Северной Осетии (Алании) и Ингушетии, где в связи с возникновением вспышек кори
план обследования "экзантемных" больных выполнен лишь на 70%, а также
Еврейской автономной области, где в 2011 году было обследовано только 2 пациента из 4 согласно плану.
Обращает внимание, что среди больных
корью, выявленных при активном эпидемиологическом надзоре, только у пяти
заболевших зарегистрировано атипичное течение инфекции. В остальных случаях
симптоматика не отличалась от классической картины кори, что свидетельствует об
отсутствии должных знаний у врачей, не заподозривших в данных случаях корь.
В Красноярском крае, Республике Марий Эл
и Нижегородской области установлены случаи нарушения алгоритма выявления и
обследования больных корью, больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, в
том числе не соблюдались критерии отбора пациентов для обследования.
На основании изложенного
выше, в целях стабилизации эпидемиологической ситуации по кори на территории
Российской Федерации предлагаю:
1. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья
граждан:
1.1. Провести анализ
организации работы по профилактике кори в субъекте Российской Федерации с
оценкой ее эффективности, обратив особое внимание на обеспечение
своевременности диагностики инфекции, организацию иммунопрофилактики кори, в
том числе групп риска, серомониторинг за популяционным иммунитетом, полноту и
своевременность проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий
в очагах кори, достоверность отчетности о выполненных прививках.
1.2. При необходимости пересмотреть планы
профилактических прививок против кори детскому и взрослому населению с учетом
эпидемиологической обстановки на конкретных территориях и данных
серомониторинга за уровнем популяционного иммунитета.
1.3. С учетом результатов анализа внести
на рассмотрение руководителей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации предложения:
1.3.1. О дополнительных профилактических
мероприятиях, направленных на стабилизацию эпидситуации, включая закупки
противокоревой вакцины и иммуноглобулина для иммунизации населения в очагах
инфекции, трудовых мигрантов и кочующих групп населения.
1.3.2. Об организации межведомственного
взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических
мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других
труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения).
О принятых решениях органов
исполнительной власти информировать Роспотребнадзор.
1.4. Обеспечить проведение иммунизации
против кори работников медицинских организаций без ограничения по возрасту в
очагах кори, при необходимости - по результатам исследования напряженности
иммунитета.
1.5. Организовать проведение серологического
мониторинга за напряженностью коллективного иммунитета к кори в индикаторных
группах населения. Рассмотреть вопрос об организации выборочных исследований
напряженности иммунитета к коревой инфекции у медицинских работников, ранее
привитых или переболевших корью (по данным медицинской документации), с
последующей иммунизацией не иммунных лиц.
1.6. Усилить
информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам
иммунопрофилактики кори, в том числе с выезжающими за
рубеж. Организовать взаимодействие с религиозными конфессиями, диаспорами,
профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам пропаганды
приверженности различных групп граждан к вакцинации против кори.
2. Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
рекомендовать:
2.1. Проводить периодическую
переподготовку сотрудников медицинских организаций по вопросам клиники,
диагностики, профилактики кори с проверкой уровня знаний по ее результатам.
2.2. Принять меры по поддержанию высоких
(не менее 95%) уровней охватов населения профилактическими прививками против
кори, включая мигрантов, кочующих и другие труднодоступные группы населения, и
обеспечению достоверности учета профилактических прививок.
2.3. Принять меры по повышению
персональной ответственности руководителей медицинских организаций
(заместителей, заведующих отделением) за организацию, планирование и проведение
иммунизации против кори, обратив особое внимание на необходимость достижения
100% охвата профилактическими прививками медицинских работников, не имеющих
противопоказаний к прививкам.
2.4. Взять на контроль организацию и
проведение иммунизации детей, имеющих временные и длительные медицинские отводы
от профилактических прививок против кори, а также своевременность их
пересмотра.
2.5. Принять меры по обеспечению
соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в медицинских организациях,
своевременного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в
очагах инфекции в соответствии с требованиями санитарных правил. При
госпитализации пациентов в стационар учитывать их прививочный статус по кори.
2.6. Обеспечить соблюдение условий
транспортирования и хранения коревой вакцины согласно требованиям санитарного
законодательства.
3. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
3.1. Достижение и
поддержание критериев качества эпидемиологического надзора в период ликвидации
кори, регламентированных в Постановлении Главного государственного санитарного
врача от 12.04.2010 N 23 "О реализации Программы ликвидации кори в
Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского
региона ВОЗ 2005-2010" (зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2010 рег.
N 18149).
3.2. Контроль за
планированием профилактических прививок против кори, правильностью составления
отчетной медицинской документации по результатам иммунизации, соблюдением
условий транспортирования и хранения коревой вакцины.
3.3. Контроль за
соблюдением санитарно-противоэпидемического режима и организацией
противоэпидемических и профилактических мероприятий при возникновении очагов
коревой инфекции в медицинских организациях.
3.4. Контроль за
полнотой и своевременностью противоэпидемических (профилактических) мероприятий
в очагах кори в соответствии с требованиями санитарного законодательства и
применение мер административного воздействия при выявлении нарушений.
4. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по Московской, Новгородской, Калининградской, Ростовской
областям, Республике Тыва провести анализ результатов серологического
мониторинга коллективного иммунитета к кори для уточнения причин высокой доли
серонегативных лиц среди различных возрастных групп населения.
5. Главным врачам ФБУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии", входящих в состав региональных
центров по надзору за корью и краснухой, организовать проведение выборочного
ретестирования сывороток крови, поступивших с территорий, на которых выявлена
высокая доля серонегативных к вирусу кори лиц в индикаторных группах населения,
с представлением результатов исследований в Управление Роспотребнадзора по
субъекту Российской Федерации по месту отбора проб и в Национальный
научно-методический центр по кори и краснухе (ФБУН МНИИЭИ им.
Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора).
6. Директору ФБУН МНИИЭМ им.
Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора (В.А.Алешкин):
6.1. Обеспечить консультативную помощь
специалистам, в том числе по вопросам организации, проведения и анализа
результатов серологических исследований напряженности противокоревого
иммунитета в индикаторных группах населения с целью унификации подходов к
подсчету результатов, выбора методик и тест-систем.
6.2. Пересмотреть с учетом современных
подходов методические указания МУ 3.1.2.1177-02 "Эпидемиологический надзор
за корью, краснухой и эпидемическим паротитом" и в срок до 01.12.2012
представить проект документа в Роспотребнадзор.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО