ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2012 г. N 1152
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со
статьей 88 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Положение о государственном контроле качества и безопасности
медицинской деятельности.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждено
постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 12 ноября 2012
г. N 1152
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящее
Положение определяет порядок организации и проведения государственного контроля
качества и безопасности медицинской деятельности (далее - государственный
контроль).
2. Задачами государственного контроля являются предупреждение,
выявление и пресечение нарушения органами государственной власти и органами
местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также
осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и
индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению качества и
безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством
Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - обязательные
требования), и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения обязательных
требований.
3. Государственный
контроль осуществляется путем:
а)
проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами
местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также
осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и
индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
б)
осуществления лицензирования медицинской деятельности;
в)
проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность
организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской
помощи и стандартов медицинской помощи;
г)
проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность
организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения
медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
д)
проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность
организациями и индивидуальными предпринимателями безопасных условий труда, а
также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и
их утилизации (уничтожению);
е)
проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями
медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями
аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при
осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным
законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
ж)
проведения проверок организации и осуществления:
федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ведомственного
контроля качества и безопасности медицинской деятельности
подведомственных им органов и организаций;
федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими
полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую
деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного
статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" внутреннего контроля качества и безопасности медицинской
деятельности.
4. Государственный
контроль осуществляется следующими органами государственного контроля:
а) в части
проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а", "в",
"г", "е" и "ж" пункта 3 настоящего Положения, -
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
б) в части
лицензирования медицинской деятельности, предусмотренного подпунктом "б"
пункта 3 настоящего Положения, - Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за
исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и
другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на
территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291;
в) в части
проведения предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 настоящего
Положения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность
организациями и индивидуальными предпринимателями:
безопасных условий
труда - Федеральной службой по труду и занятости в установленном порядке в
рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права;
требований по
безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации
(уничтожению) - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в
установленном порядке в рамках государственного контроля за
обращением медицинских изделий.
5. При
осуществлении государственного контроля не допускается проведение в отношении
одного юридического лица или индивидуального предпринимателя различными
органами государственного контроля проверок соблюдения одних и тех же
обязательных требований.
6. Государственный
контроль в части проведения проверок, предусмотренных подпунктами
"а", "в", "г", "е" и "ж"
пункта 3 настоящего Положения, осуществляется следующими должностными лицами
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных
органов:
а) руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, его заместители;
б) руководители
структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения, их заместители, должностными регламентами которых
предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
в) иные
государственные гражданские служащие Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по
осуществлению государственного контроля;
г) руководитель
территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения,
его заместители;
д) руководители
структурных подразделений территориального органа Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения, их заместители, должностными регламентами которых
предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
е)иные
государственные гражданские служащие территориального органа Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения, должностными регламентами которых
предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.
7. К отношениям,
связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и
проведением проверок соответствующих юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации".
8. Сроки и
последовательность выполнения административных процедур при осуществлении
государственного контроля устанавливаются административными регламентами
исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011
г. N 373.
9. Государственный
контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и
(или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
10. В отношении
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные
виды деятельности в сфере здравоохранения, плановые проверки проводятся с
периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации.
11. При проведении
проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 настоящего
Положения, осуществляются следующие мероприятия:
а) рассмотрение
документов и материалов, характеризующих деятельность проверяемых органов, организаций
и индивидуальных предпринимателей по соблюдению прав граждан в сфере охраны
здоровья граждан;
б) рассмотрение
документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению
обращений граждан;
в) оценка
соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и
содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья
граждан;
г) экспертиза
качества медицинской помощи, оказанной пациенту.
12. При проведении
проверок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3 настоящего
Положения, осуществляются следующие мероприятия:
а) рассмотрение
документов и материалов, характеризующих организацию работы и оказание
медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской
помощи и стандартов медицинской помощи;
б) рассмотрение и
анализ жалоб граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи, в том числе
содержащих сведения о непредоставлении информации о возможности оказания
медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий,
включенных в стандарт медицинской помощи;
в) осмотр
используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений,
сооружений, помещений и территорий;
г) оценка
соблюдения порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части:
требований к
организации деятельности организаций (их структурных подразделений, врачей),
индивидуальных предпринимателей;
стандартов
оснащения;
рекомендуемых
штатных нормативов;
д) оценка
соблюдения стандартов медицинской помощи, в том числе в части:
обоснованности
назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее
1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой
предоставления 1;
обоснованности и
полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека
медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая
специализированные продукты лечебного питания;
е) экспертиза
качества медицинской помощи, оказанной пациенту.
13. При проведении
проверок, предусмотренных подпунктом "г" пункта 3 настоящего
Положения, осуществляются следующие мероприятия:
а) рассмотрение
документов и материалов, характеризующих организацию и проведение медицинских
экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
б) оценка
соблюдения:
порядков проведения
медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований,
в том числе содержащих перечни осмотров врачей-специалистов и медицинских
исследований;
правил внесения
записей в медицинскую документацию при проведении медицинских экспертиз,
медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, а также оформления их
результатов.
14. При проведении
проверок, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 настоящего
Положения, осуществляются следующие мероприятия:
а) рассмотрение документов
и материалов, характеризующих организацию работы, направленной на соблюдение
ограничений, установленных статьей 74 Федерального закона "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе рассмотрение:
договоров о
проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических
испытаний медицинских изделий, а также об осуществлении медицинским работником
педагогической и (или) научной деятельности;
договоров о
поставках лекарственных препаратов, медицинских изделий на предмет наличия в
них условий о назначении или рекомендации пациентам либо о предложении
населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
утвержденного
администрацией организации, индивидуальным предпринимателем, которые
осуществляют медицинскую деятельность, порядка участия представителей
организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией
лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами
на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций
оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их
представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою
деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания,
представитель компании) в собраниях
медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их
профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной частью
3 статьи 64 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
и частью 3 статьи 96 Федерального закона "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации";
б) осмотр помещений
на предмет наличия бланков, содержащих информацию рекламного характера,
рецептурных бланков, на которых заранее напечатано наименование лекарственного
препарата, медицинского изделия, а также образцов лекарственных препаратов и
медицинских изделий для вручения пациентам;
в) оценка
выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных статьей 74
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации";
г) анализ:
организации работы
по информированию медицинских работников, фармацевтических работников,
компаний, представителей компаний и граждан об установленных запретах на
совершение определенных действий и ответственности за их совершение;
обращений
граждан, содержащих сведения о предоставлении недостоверной, неполной или
искаженной информации об используемых при назначении курса лечения
лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, включая сокрытие сведений о
наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий,
либо о наличии в аптечной организации лекарственных препаратов, имеющих
одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий,
включая сокрытие информации о наличии лекарственных препаратов и медицинских
изделий, имеющих более низкую цену.
15. При проведении
проверок, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 3 настоящего
Положения, осуществляются следующие мероприятия:
а) рассмотрение
документов и материалов, характеризующих организацию ведомственного и
внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том
числе рассмотрение:
актов федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, регулирующих правила осуществления ими ведомственного
контроля качества и безопасности медицинской деятельности
подведомственных им органов и организаций;
порядка проведения
внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности,
утвержденного руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а
также осуществляющих медицинскую деятельность организаций и индивидуальными
предпринимателями;
б) оценка:
соблюдения
установленного порядка проведения ведомственного и внутреннего контроля
качества и безопасности медицинской деятельности;
соблюдения порядка
оформления результатов ведомственного и внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности;
обоснованности мер,
принимаемых по результатам проведения ведомственного и внутреннего контроля
качества и безопасности медицинской деятельности;
в) анализ
эффективности проводимого ведомственного и внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности.
16. При проведении
соответствующих проверок должностные лица органа государственного контроля при
предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя органа
государственного контроля или его заместителя о проведении проверки имеют
право:
а) запрашивать и
получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к
компетенции органа государственного контроля;
б) привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны здоровья граждан
научные и иные организации, ученых и специалистов;
в) беспрепятственно
получать доступ на территорию проверяемых организаций или индивидуальных
предпринимателей либо в используемые ими при осуществлении медицинской
(фармацевтической) деятельности здания, строения, сооружения и помещения, а
также к используемым ими оборудованию, подобным объектам и транспортным
средствам. При воспрепятствовании доступу должностных лиц,
проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемых организаций и
индивидуальных предпринимателей этими должностными лицами составляется акт в
порядке, установленном органом государственного контроля;
г) осуществлять с
оформлением соответствующих протоколов отбор проб и образцов материалов и
организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз,
анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи;
д) снимать копии с
документов, необходимых для проведения государственного контроля, в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также
производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра
и обследования;
е)
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры
ограничительного, предупредительного и профилактического характера,
направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения
обязательных требований в соответствии с установленными полномочиями органа
государственного контроля;
ж) давать
юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к
компетенции органа государственного контроля.
17. По результатам
проверки органом государственного контроля составляется соответствующий акт.
Орган государственного контроля размещает на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения и
предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля и
затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
18. Решения и действия
(бездействие) должностных лиц органов государственного контроля могут быть
обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.