КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
11 июня 2002 г.
N 11
РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Коллегия Министерства здравоохранения
Российской Федерации отмечает, что в отрасли проводится и постоянно
совершенствуется работа по реализации задач, определенных Концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в части развития
сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.
В период с 1994 по 2001 г. вопросы
подготовки и использования специалистов сестринского дела обсуждались на 6
коллегиях Минздрава России, на 1-ом Всероссийском съезде средних медицинских
работников и 1-ом Всероссийском съезде акушерок, заседаниях Совета по кадровой
политике при Министре здравоохранения Российской Федерации и Совета Минздрава
России по сестринскому делу. Утверждены Доктрина среднего медицинского и
фармацевтического образования в Российской Федерации, Отраслевая программа
развития сестринского дела в Российской Федерации. Проведенная работа позволила
повысить качество подготовки специалистов сестринского дела на всех этапах
профессионального образования и наиболее эффективно использовать их в
практическом здравоохранении.
Коллегия отмечает возрастающую роль
сестринского персонала, как самой многочисленной категории работников
здравоохранения, в деле обеспечения доступной и квалифицированной медицинской и
медико - социальной помощи населению Российской
Федерации, усиления профилактической направленности.
Минздрав России обеспечивает
организационно - методическое руководство 450 средних медицинских и
фармацевтических учебных заведений, в которых обучается свыше 230 тыс.
студентов.
В целях регламентации образовательной
деятельности и обеспечения качества подготовки медицинских кадров Минздравом
России совместно с Всероссийским учебно - научно - методическим центром по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию разработаны и
утверждены Минобразованием России Государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования нового поколения по всем 10
специальностям, закрепленным за отраслью "здравоохранение". Внедрение
стандартов во всех средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях
Российской Федерации предусмотрено с 1 сентября 2002 года.
Для реализации требований
Государственного стандарта, творческими коллективами образовательных учреждений
разработаны и утверждены Минздравом России учебные программы, обеспечивающие
образовательный процесс 1-ого года обучения по новым
ГОС. Утверждены рекомендации по учебно - методическому и материально -
техническому обеспечению образовательного процесса. В настоящее время активно
продолжается разработка новых учебных программ на последующие курсы по всем
специальностям подготовки. Организована работа по созданию авторских
коллективов для подготовки и издания учебников, учебно - методической
литературы, пособий.
За последнее десятилетие Минздравом
России совместно с территориальными органами управления здравоохранением
проведена большая работа по подготовке и использованию в практическом
здравоохранении медицинских сестер с высшим медицинским образованием. Органы
управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации считают крайне
важной и необходимой эту практику.
На сегодняшний день
в высших учебных заведениях системы Минздрава России функционирует 30
факультетов, где обучаются около 7 тыс. студентов, из них по заочной форме,
более 4,5 тыс. Заочная форма подготовки медицинских сестер с высшим
образованием, по инициативе Минздрава России, утверждена Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.11.97 г., и активно внедряется в вузах
России, что позволяет использовать эту форму обучения стажированным медицинским сестрам, акушеркам и фельдшерам.
Совершенствование системы кадрового
обеспечения отрасли, трудоустройство выпускников образовательных учреждений в
зависимости от уровня полученного образования и закрепления их на рабочих
местах, в настоящее время является одной из главных задач в реформировании
отрасли.
Все образовательные учреждения системы
Минздрава России сохранили систему трудоустройства выпускников. В средних
медицинских и фармацевтических учебных заведениях созданы отделы по содействию
в трудоустройстве выпускников. В большинстве регионов органами управления
здравоохранением, совместно с профсоюзами работников здравоохранения,
разработаны и утверждены отраслевые программы содействия занятости медицинских
и фармацевтических работников.
Важнейшим направлением программы развития
сестринского дела является совершенствование всех форм последипломного
образования.
Разработаны и утверждены стандарты
последипломной подготовки по направлениям согласно
утвержденной номенклатуры специальностей средних медицинских работников.
Продолжает развиваться и совершенствоваться
высшее сестринское образование, которое позволит создать потенциал для научных
исследований и модернизации сестринской помощи, обеспечит отрасль
высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами.
За последнее время отмечена активная
деятельность регионов по выполнению задач, направленных на реформирование
сестринского дела.
В 60-ти территориях разработаны и
утверждены региональные программы развития сестринского дела, созданы
проблемные комиссии или Советы по сестринскому делу, проведены заседания
коллегий. Для управления сестринской деятельностью в 73 органах управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации введены должности главных
специалистов по сестринскому делу.
Для пересмотра действующих нормативов по
сестринскому персоналу в 11 территориях проводится работа по изучению
дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических
учреждений с учетом реформирования сестринской деятельности.
Работают Центры медицинской профилактики,
развивается сеть медико - социальных отделений, домов
сестринского ухода для лечения и реабилитации пожилых, инвалидов, в т.ч. на
дому.
Расширяется экспериментальная работа по
внедрению сестринского процесса в ЛПУ.
Разработаны программы взаимодействия
образовательного и лечебно - профилактического учреждений.
Структурные преобразования
здравоохранения предусматривают развитие первичной медико - санитарной помощи
населению, во многих территориях проводится подготовка фельдшеров и медицинских
сестер для общей врачебной практики.
Минздравом России разработан и
представлен для обсуждения проект модели сестринского обеспечения системы
здравоохранения Российской Федерации.
С целью формирования системы управления
деятельностью специалистов сестринского дела введена должность главного специалиста
по сестринскому делу (приказ Минздрава России от 26.02.02 N 65).
В развитии сестринского дела существует и
ряд нерешенных проблем: недостаточное нормативно - правовое обеспечение и
несовершенство системы управления деятельностью сестринского персонала,
малоэффективное использование сестринских кадров в практическом
здравоохранении, выполнение ими несвойственных функций младшего медицинского
персонала, неравномерность в обеспечении населения специалистами сестринского
дела, дисбаланс в соотношении врач/медицинская сестра. Требуют решения вопросы,
связанные с низким социальным и профессиональным статусом сестринского
персонала. Практически отсутствуют научные исследования в области сестринского
дела, а также научные разработки по нормированию труда медицинской сестры.
Острейшей проблемой является трудоустройство выпускников факультетов высшего
сестринского образования.
К сожалению, в настоящее время в
практическом здравоохранении не сформирована среда для деятельности медицинской
сестры новой формации. Руководители лечебно - профилактических учреждений, не
используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его
профессиональной компетенции. Прежде всего, это касается введения современной
системы сестринского ухода в работу медицинской сестры по профилактике
заболеваний, укреплению здоровья, реабилитации, помощи и уходу на дому,
оказанию паллиативной помощи.
Следует отметить, что сегодня темпы
развития и внедрения в практическое здравоохранение современных сестринских
технологий недостаточны, что требует разработки особой модели деятельности
специалистов сестринского дела с учетом реформирования отрасли,
реструктуризации стационарной помощи, организации отделений сестринского ухода,
расширения амбулаторно - поликлинической помощи и перераспределения
существующих медицинских услуг.
В настоящее время, требуют
безотлагательного решения следующие проблемы:
- разработка системы планирования и
прогнозирования подготовки специалистов сестринского дела, их трудоустройства в
соответствии с потребностью учреждений здравоохранения;
- совершенствование нормативно - правовой
базы и системы управления деятельностью сестринского персонала;
- подготовка профессиональных
стандартов/протоколов сестринской деятельности;
- внедрение Государственных образовательных
стандартов высшего и среднего профессионального образования и издание учебно -
методической литературы, учебников, наглядных пособий;
- научное обеспечение проблем развития
сестринского дела.
В целях дальнейшего совершенствования и
развития сестринского дела в Российской Федерации в условиях реформирования
здравоохранения
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать стратегической целью развития
сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения в Российской
Федерации - повышение эффективности деятельности и усиление роли сестринского
персонала в оказании медицинской и медико - социальной
помощи населению.
2. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
2.1. Обеспечить контроль
за внедрением Государственных образовательных стандартов высшего и
среднего профессионального образования нового поколения.
2.2. К 1 января 2003 года
проанализировать деятельность служб содействия в трудоустройстве специалистов
сестринского дела при образовательных учреждениях и подготовить методические
рекомендации с целью повышения эффективности их работы.
2.3. К 1 августа 2002 года подготовить
проект приказа по введению в Номенклатуру специальностей учреждений
здравоохранения специальности "Управление сестринской деятельностью".
2.4. К 1 августа 2002 года создать
авторские коллективы для подготовки и издания учебников и учебно - методической
литературы по дисциплинам учебного плана.
3. К 1 ноября 2003 года Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.),
Всероссийскому учебно - научно - методическому Центру по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения
Российской Федерации (Душенков П.А.) разработать и утвердить учебные программы
для реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения.
4. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.):
4.1. К 1 февраля 2003 года представить к
утверждению модель сестринского обеспечения системы здравоохранения Российской
Федерации.
4.2. К 1 декабря 2002 года разработать
Положение о Всероссийском конкурсе на лучшую медицинскую сестру.
5. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.),
Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
(Володин Н.Н.):
5.1. К 1 декабря 2002 года представить
предложения по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской
деятельности в лечебно - профилактических учреждениях.
5.2. К 1 декабря 2002 года доработать и
представить на утверждение методические рекомендации по изучению
дифференцированной нагрузки на сестринский персонал в лечебно -
профилактических учреждениях.
6. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.),
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин
Р.А.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
(Володин Н.Н.):
6.1. К 1 ноября 2002 года рассмотреть
вопрос об уточнении наименования должностей, вводимых в учреждения
здравоохранения, применительно к специальности "Управление сестринской
деятельностью" и разработать тарифно - квалификационные характеристики по
ним с последующим представлением в Минтруд России.
6.2. К 1 октября 2003 года рассмотреть
вопрос и представить предложения по пересмотру действующих нормативов по сестринскому
персоналу.
7. До 1 января 2003 года Управлению
научно - исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.), Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н,), ректорам высших медицинских учебных заведений,
директорам научно - исследовательских медицинских учреждений разработать
перспективный план проведения научных исследований по проблемам развития
сестринского дела.
8. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
8.1. Обеспечить условия для реализации
Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального
образования в подведомственных образовательных учреждениях.
8.2. Постоянно совершенствовать работу по
формированию контингента и трудоустройству выпускников учреждений среднего
профессионального образования.
8.3. До 1 января 2003 года принять меры
по укомплектованию органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации главными специалистами по сестринскому делу.
8.4. К 1 января 2003. года разработать
перспективный план подготовки специалистов сестринского дела с высшим и
повышенным уровнем образования с целью укомплектования должностей главных и
старших медицинских сестер лечебно - профилактических учреждений.
8.5. До 1 января 2004 года разработать
план мероприятий по внедрению современных сестринских технологий в лечебно -
профилактических учреждениях и осуществлять контроль за
ходом его реализации.
Председатель коллегии,
Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ