Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения РФ
А.И.ВЯЛКОВ
20 декабря 2002 г. N 2510/224-03-34
УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140
Аннотация
Методические рекомендации разработаны в
соответствии с Приказом Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении
формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических
учреждениях" и предназначены для:
- руководителей органов управления
здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по
общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по
клинико-экспертной работе;
- главных врачей лечебно-профилактических
учреждений и их заместителей;
- заведующих клиническими отделениями;
- экспертов страховых компаний и фондов
ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.
Рекомендации содержат новую технологию
учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических
учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные
формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества
медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по
социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой
мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического
процесса при оказании медицинской помощи.
Организация-разработчик:
Министерство здравоохранения Российской
Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению
(Р.А.Хальфин).
Московская медицинская академия им.
И.М.Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом
экономики (В.З.Кучеренко).
Авторы:
- доцент кафедры общественного здоровья и
здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М.Сеченова, канд. мед. наук А.П.Голубева;
- заместитель руководителя отдела
медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А.Михайлова;
- главный специалист отдела организации
медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской
помощи населению Минздрава России Т.В.Старикова.
Методические рекомендации составлены при
участии ЗАО "Тонлайн" (генеральный директор О.Б.Юшина).
Авторы выражают благодарность:
- доценту кафедры медицинской экспертизы
РМАПО И.М.Старовойтовой;
- главным внештатным специалистам по
клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области
И.И.Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М.Лапшиной;
- заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы И.М.Кимельфельду;
- заместителю главного врача по
клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г.Мурашко.
Рецензенты:
- зам. директора НИИ социальной гигиены,
экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л.Линденбратен;
- доцент кафедры общественного здоровья и
здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н.Савельева.
Условные краткие сокращения:
ЛПУ - лечебно-профилактическое
учреждение;
КЭР - клинико-экспертная работа;
КЭК - клинико-экспертная комиссия;
МСЭ - медико-социальная
экспертиза;
ОМС - обязательное медицинское
страхование;
ДМС - добровольное медицинское
страхование;
КМП - качество медицинской помощи;
ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.
Введение
Для выполнения плана действий Минздрава
России по реализации Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), в частности подготовки
Отраслевой программы "Управление качеством медицинской помощи на 2003-2007
гг.", необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих
документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления
федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной
системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и
медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается:
внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели
деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую
отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место
занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем
контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями.
В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но
и большая часть функций управления: организация лечебно-диагностического
процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по
улучшению качества медицинского обслуживания.
Кроме задач и функций по управлению КМП,
большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями
занимает деятельность по решению медико-социальных
проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку
населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности,
освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного
лекарственного обеспечения и др.
Отдельные совместные приказы Минздрава
России и Федерального фонда ОМС [1], Минздрава России и Федерального фонда
социального страхования [2] направлены на организацию контроля
за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской
помощи.
Вопрос о необходимости пересмотра
инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности
и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то что управление этими двумя видами экспертиз
осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени
ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и
осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм
социальной поддержки и защиты.
Настоящие Методические рекомендации
определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа
клинико-экспертной деятельности ЛПУ в соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02 N 154 "О введении формы
учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях"
[3].
Цель и задачи Методических рекомендаций:
- совершенствовать систему учета, оценки
и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных
технологий и упорядочения отдельных функций;
- сократить дублирование информации,
обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также
эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;
- подготовить информационную основу
(включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования
изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений в
организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления
качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную
поддержку населения.
Новизна и описание
новой технологии учета,
оценки и анализа КЭР
Предпосылками для введения нового учета
клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета
клинико-экспертной работы ЛПУ" и отличиями от ранее используемой учетной
формы N 035/у "Журнал для записи заключений врачебно-консультативной
комиссии", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030,
являются:
- введение системы ОМС и ДМС, ориентация
на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам
качества оказания медицинской помощи;
- переход на международные критерии
оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;
- политическая ориентация на проблемы
взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского
и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость
совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;
- резкое увеличение объемов
клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных
правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных
форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных
программ;
- увеличение эффективности КЭР на всех
уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне
клинико-экспертной комиссии;
- унификация и стандартизация технологий
экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;
- усиление роли экспертного метода в
комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных
оценок (дефекты).
Возможность использования экспертных
оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты
труда.
1. Общие положения
организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы.
1.1. Основы проведения статистического учета,
оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об
организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с
главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному
здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по
управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской
статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом
ЛПУ.
В положении рекомендуется отразить
следующие вопросы:
- ответственность должностных лиц,
осуществляющих КЭР;
- сроки представления информации;
- взаимообмен информацией между
ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС,
фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);
- технологии и способы клинико-экспертной
деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование
стандартов, карт экспертной оценки).
При составлении положения должны быть
учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы
клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
1.2. Ведение формы учета
клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:
- от типа ЛПУ, целей, задач и содержания
деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других
факторов;
- от способа обработки информации
(степени автоматизации).
Для тиражирования учетной формы N
035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" рекомендуется
использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
Форма N 035/у-02 является типовой формой
для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз,
то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь
особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением
пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете
экспертиз, связанных с решением других медико-социальных
проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
Главный врач ЛПУ назначает ответственных
лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за
проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также
внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов
управления здравоохранением проводят контроль за ведением
журнала и достоверностью информации в нем.
В соответствии с концепцией управления
КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его
ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений
ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и
заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования
по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем
в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями
является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На
начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной
задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест
заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.
Ответственным лицам необходимо определить
предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки
данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало
2400-2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении
журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в
ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной
нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для
экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования
водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого
количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения.
При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого
журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду
экспертиз.
Рекомендуется начинать заполнение журнала
с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за
КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со
сроками хранения первичной медицинской документации.
Определив ответственных лиц за ведение
журнала и подготовку сводок, необходимо уточнить сроки представления информации
о КЭР. Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей.
Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию
предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию о КЭР
(отчеты) - в январе последующего года.
Сводная информация о КЭР может
предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления
здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации
внешним организациям и структурам.
Рекомендуется данные вопросы отражать в
договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые
компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной
деятельности.
Типовые итоговые формы сведений и
показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических
рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ
или органом управления здравоохранением.
При рукописном оформлении учетной формы N
035/у-02 и ручной обработке информации, ведении "карт экспертной
оценки" ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При
автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью
компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная
карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации;
дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.
Графы с 1 по 7, 9, 20, 21 заполняются в
соответствии с Инструкцией к учетной форме 035/у-02 (приложение 2 к Приказу
Минздрава России от 21.05.02 N 154). Заполнение остальных граф имеет
особенности.
Графу 8 (социальный статус пациента,
профессия) необходимо дополнить следующими наименованиями:
- инвалид 1 группы вследствие военной
травмы (сокр. ИВТ-1 гр.);
- инвалид 2 группы вследствие военной
травмы (сокр. ИВТ-2 гр.);
- инвалид 3 группы вследствие военной
травмы (сокр. ИВТ-3 гр.);
- инвалид 1, 2, 3 группы вследствие
других радиоактивных поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.).
С введением
социальных льгот для некоторых групп ветеранов рекомендуется выделять по
наименованию "ветеран труда" (сокр. Вет. Труд.), "ветеран воинской службы" (сокр. Вет. ВС).
Необходимо обратить внимание на инвалидов
1, 2, 3 гр., "воинов-интернационалистов": к ним относятся пациенты,
получившие инвалидность в результате войн в Афганистане и других странах, где
велись боевые действия (см. в "Инструкции" графу 8, группировки 18,
19, 20 социального статуса пациента).
В группировке 5 (другие случаи
направления в бюро МСЭ) графы 10 Инструкции вместо наименования "после
продления лечения МСЭ (долечивание)" следует писать порядковый номер
направления на МСЭ пациента в году. Например: направление-2 в бюро МСЭ (сокр.
МСЭ, напр. 2).
В графе 15 "обоснование, заключение
экспертов, рекомендации" необходимо указать заключительный диагноз по
МКБ-10 после проведения экспертизы и проводить сравнение с диагнозом
направившего врача или организации (см. графу 9).
Заполнение граф 21 "подписи
экспертов" и 15 "обоснование, заключение экспертов,
рекомендации" как рукописным способом, так и при использовании оргтехники
должно быть проведено не позднее пятого дня от начальной даты проведения
экспертизы (графа 2), то есть заключение по большинству видов экспертиз должно
быть подготовлено в течение 5 дней. При сроках подготовки заключения более 5
дней в графе 19 указывается причина отсутствия заключения и подписи экспертов.
Ведение отдельных журналов учета дефектов
при проведении всех видов экспертиз не предусматривается.
2. Учет, оценка и
анализ экспертиз, связанных с решением медико-социальных
проблем.
2.1. Экспертиза
временной нетрудоспособности.
Учет. Организация и проведение экспертизы
временной нетрудоспособности осуществляются в соответствии с основными
инструктивно-нормативными документами [7, 8], а также с учетом изменений и
предложений по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности.
В Инструкции по заполнению учетной формы
N 035/у-02 характеристики экспертных случаев с временной нетрудоспособностью
(графа 10) сгруппированы в соответствии с порядком оформления документов, а
также нормативных актов, регулирующих контроль: выдача первичного листка
нетрудоспособности (справки), продление листка нетрудоспособности (справки),
направленный отбор случаев временной нетрудоспособности. Если случай временной
нетрудоспособности, подлежащий экспертизе, не вошел в перечень
вышепредставленных характеристик, то его следует отнести к группе "другие
случаи".
Так как учащимся образовательных
учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования,
докторантам и аспирантам вместо листка нетрудоспособности оформляется
"Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ,
о болезнях, карантине ребенка, посещавшего школу или детское дошкольное
учреждение" (учетная форма 095/у), то в графе 10 вместо "листка
нетрудоспособности" проставляется "Справ.".
В графе 11 уточняется вид и предмет
экспертизы, номер листка нетрудоспособности (справки), количество дней
нетрудоспособности на момент экспертизы.
Если перед ЛПУ поставлена задача
углубленного анализа работы с группой ДЧБ, то при направленном отборе
экспертных случаев ДЧБ в графу 11 рекомендуется внести дополнительную
информацию о количестве дней и случаев нетрудоспособности на момент экспертизы
за определенный период (год).
Графа 12 "отклонения от
стандарта" заполняется в соответствии с Инструкцией. При проведении
экспертизы с помощью компьютерной программы "Экспертная деятельность
ЛПУ" применяемые стандарты, а также карты экспертной оценки, нормативные документы
могут быть помещены в отдельный блок. Эта информация может использоваться
экспертами как справочный материал.
В графе 13 выявленные дефекты могут быть
представлены обобщенно в соответствии с критериями оценки случая временной
нетрудоспособности (установление факта временной нетрудоспособности,
клинического или трудового прогноза, условий труда, обследование, диагноз,
качество заполнения первичного медицинского документа и др.), их выбирают сами
эксперты в соответствии с экспертными картами или определенными критериями.
Рекомендуется использовать сокращения: деф. обсл.; деф. диагн. и др.
В графе 14 "Достижение конечного
результата этапа или всего лечебно-диагностического процесса в целом"
результат записывается в соответствии с общепринятыми формулировками. Если
результативность лечебно-диагностического процесса при экспертизе временной
нетрудоспособности не оценивалась по каким-то причинам, то проставляется (-). В графе 14 не проводятся никакие обобщения по
причинно-следственным связям, только констатируются факты достижения результата
этапа или всего лечебно-диагностического (профилактического) процесса.
В графу 15 "обоснование и заключение
экспертов, рекомендации" необходимо внести заключительный диагноз,
установленный КЭК. Предполагается издание методического пособия по
клинико-экспертной работе с рекомендациями по заполнению графы 15.
В случаях если при экспертизе временной
нетрудоспособности или при решении медико-социальных
проблем населения возникла необходимость оформить заключение в виде справки, то
"обоснование заключения и заключение" заполняется в соответствии с
рекомендациями по составлению типовой формы справки, представленной ниже.
Оценка и анализ результатов экспертиз
временной нетрудоспособности. Основными потребителями информации о результатах
экспертиз временной нетрудоспособности могут быть: руководство ЛПУ, орган
управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды
социального страхования и ОМС, структуры социальной защиты населения (бюро
МСЭ).
Из информации журнала формы N 035/у-02
составляется сводка (отчет) об объемах и результатах экспертиз временной
нетрудоспособности в виде табл. 1.
Таблица 1
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ЭКСПЕРТИЗ
ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200_ ГОД
Экспертиз
временной нетрудоспособности
|
Всего <*>
|
В т.ч. на КЭК
|
1
|
2
|
3
|
Проведено
|
|
|
Выявлено случаев
с дефектами
|
|
|
--------------------------------
<*> Для проведения углубленного
анализа отдельных случаев ЭВН рекомендуется выделить группу экспертиз с целью
продления Л/Н, группу ДЧБ и др.
Из данных табл. 1 можно рассчитать
удельный вес экспертиз временной нетрудоспособности, проведенных КЭК, а также процент
случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами. Показатель частоты
случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами на 100 проведенных
экспертиз (%) в динамике позволит судить об
эффективности работы по контролю за экспертизой временной нетрудоспособности в
учреждении. Кроме этого показателя можно рассчитывать показатели дефектов
диагностики, оформления документации (из гр. 13), а также по отдельным
нозологиям, по врачам, отделению и др.
Информация о результатах проведенных экспертиз
временной нетрудоспособности должна использоваться для планирования мероприятий
по повышению квалификации врачей, для выявления проблем в организации и порядке
проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Обсуждение результатов и
мероприятий осуществляется на конференциях, совещаниях и других организационных
мероприятиях как в ЛПУ, так и в органах управления здравоохранением совместно с
фондами медицинского и социального страхования и учреждениями социальной
защиты.
Данные об объемах проведенной работы по
экспертизе временной нетрудоспособности в ЛПУ могут быть использованы для
совместной работы с фондами социального и медицинского страхования.
2.2.
Освидетельствование пациентов и оформление направлений в бюро МСЭ.
Учет. В графе 10 "Характеристика
случая экспертизы" журнала формы N 035/у-02 случаи освидетельствования и
оформления направлений в бюро МСЭ сгруппированы в 3 блока: первичное
направление в бюро МСЭ, переосвидетельствование инвалидов и другие случаи
направления в бюро МСЭ.
Первичным направлением в бюро МСЭ
считается:
- случай первого направления пациента для
установления ему инвалидности впервые в жизни;
- случай направления пациента, не
признанного ранее инвалидом при освидетельствовании МСЭ;
- случай направления пациента через 5 лет
после прекращения выплаты пенсии по инвалидности.
К другим случаям направления на МСЭ
(кроме случаев переосвидетельствования инвалидов 1, 2, 3 групп) относятся все
случаи направления инвалидов по любым медико-социальным
вопросам или не подходящие под понятие "первичный случай". Данную
группу "других случаев" рекомендуется дополнить группировками:
- случаи проведения экспертизы,
проводимые с целью установления степени утраты профессиональной
трудоспособности (сокр.: "МСЭ степень утр. профтруда");
- случаи проведения экспертизы,
проводимые с целью определения нуждаемости в других видах возмещения ущерба
(сокр.: "МСЭ возмещ. ущерба").
В графе 11 (вид и предмет экспертизы) для
пациентов, имевших временную нетрудоспособность и направляемых в бюро МСЭ,
рекомендуется указывать суммарное количество дней и случаев нетрудоспособности
за предшествующий период (год).
В графе 15, кроме заключения КЭК,
оформить учетную форму 088/у-97 "Направление на медико-социальную
экспертизу" или форму N 080/у-97 "Направление на ребенка до 16 лет
учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу", вписать
диагноз.
Оценка и анализ результатов экспертиз,
связанных с освидетельствованием и направлением пациентов в бюро МСЭ. Основными
потребителями информации о результатах экспертиз при направлении пациентов в
бюро МСЭ могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в том
числе главные специалисты), структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
На основании информации журнала формы N
035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз
освидетельствования и направления в бюро МСЭ в виде табл. 2.
Таблица 2
--------------------------------
<*> Включаются данные о пациентах,
имеющих военные или военно-медицинские документы или документы о причине увечья
(заболевания), связанного с исполнением обязанностей военной службы, участием в
других боевых действиях.
<**> Включаются данные о пациентах,
имеющих документы "Акт о несчастном случае на производстве (ф. Н-1) или
акт о случае профессионального заболевания".
На основании данных табл. 2
рассчитываются следующие показатели:
1. Процент лиц с первично установленной
инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес).
2. Процент лиц с первично установленной
инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес) по причинам (общее заболевание,
военная травма, трудовое увечье и т.д.) - структура причин первичной
инвалидности (1, 2, 3 группы).
3. Процент лиц с установленной
инвалидностью (1, 2, 3 группы) из числа направленных для
переосвидетельствования (удельный вес).
4. Процент лиц с установленной
инвалидностью (1, 2, 3 группы) после переосвидетельствования (удельный вес) по
причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) -
структура причин инвалидности после переосвидетельствования.
5. Структура всех инвалидов ЛПУ,
прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по группам инвалидности
(1, 2, 3 группы) за год (в %).
6. Структура всех инвалидов ЛПУ,
прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по причинам
инвалидности за год (в %).
7. Частота первичной инвалидности на 1000
обслуживаемого взрослого населения (без учета детей-инвалидов). Отдельно можно
рассчитать показатель детской первичной инвалидности на 1000 детского
населения.
8. Показатели динамики инвалидности:
- процент инвалидов с установленной более
тяжелой группой инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу);
- процент инвалидов с установленной более
легкой группой инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу);
- процент лиц, у которых снята группа
инвалидности.
9. Процент инвалидов (1, 2, 3 групп),
имеющих рекомендации по медицинской реабилитации.
Данные показатели необходимы для оценки
здоровья населения, планирования мероприятий ЛПУ по реабилитации, обоснования
мероприятий по планированию медико-социальной помощи
со структурами социальной защиты.
Если при проведении
освидетельствования и направлении пациентов в бюро МСЭ проводилась экспертиза
качества лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий и
заполнялись графы 12, 13, 14, то рекомендуется рассчитывать показатели качества
лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и
процент случаев с достигнутым результатом (см. показатели в разделе 3.1. Методических рекомендаций).
2.3. Экспертиза
других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими
законодательными и нормативно-правовыми актами.
Учет. Задачей большинства этих экспертиз
является оценка состояния здоровья пациентов, определение соответствия их
здоровья и условий жизнедеятельности существующим правовым положениям и
социальным льготам, т.е. определение нуждаемости в социальной защите и поддержке,
а также возможности осуществлять отдельные виды деятельности (вождение
транспортных средств, ношение оружия и др.).
В графе 10 отмечается характеристика
случая экспертизы в соответствии с Инструкцией.
При проведении таких экспертиз не
требуется обязательной оценки качества оказанной медицинской помощи (графы 12,
13, 14 могут не заполняться). В графе 16 указывается дата выдачи справки. Также
не заполняются графы 17, 18. В графу 19 (дополнительная информация, примечания)
могут быть внесены даты получения запроса из учреждения или обращения пациента.
Результаты этих экспертиз оформляются в виде справок.
Форма типовой
справки
по заключениям
экспертиз по медико-социальным
проблемам, проводимых членами КЭК
Название
лечебно-профилактического учреждения
СПРАВКА N
Назначение справки. Цель справки.
Выдана
____________________ Год рождения _____________________
(кому)
Адрес
________________________________________________________
На основании освидетельствования гр.
_______________, его (ее)
медицинских документов, также
________________________________
______________________________________________________________
(указывается правовой документ, на
который ссылаются)
(заключение и
рекомендации)
Клинико-экспертная комиссия:
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Дата выдачи справки:
Печать
Например:
"Поликлиника
N 1 Северного административного округа
г. Москвы"
Справка N 333 <*>
"О праве на дополнительную
жилую площадь
в виде отдельной
комнаты"
--------------------------------
<*> Номер соответствует
номеру регистрации по
журналу
ф. N 035/у-02.
Назначение справки. Цель справки.
Выдана: Иванову И.И.
Год рождения: 1938 г. р.
Адрес: ул.
Дмитровская, д.
1, кв. 1.
Основание для заключения и рекомендации.
Если имеется правовой
документ, то его необходимо указать (название, номер и
дата). "На
основании освидетельствования гр. Иванова И.И.,
его медицинских
документов, а
также Постановления Правительства Российской
Федерации от
28.02.96 N 214 Иванов И.И.,
проживающий по адресу:
ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1, имеет право на дополнительную жилую
площадь в виде
отдельной комнаты".
Кем выдана справка.
Подписи с указанием фамилий и инициалов.
"Клинико-экспертная комиссия":
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Сафонова А.А.
Терехова О.К.
Сидорова Т.П.
Дата выдачи справки: "21.02.2002"
Печать
Оценка и анализ экспертиз других случаев,
требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными
и нормативно-правовыми актами. Потребителями информации о результатах этих
экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в
т.ч. главные специалисты), другие внешние структуры, пациенты.
На основании информации журнала формы N
035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде
таблицы 3.
Таблица 3
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ
N
п/п
|
Назначение
экспертизы или виды
справок <*>
|
Проведено
всего
|
Получено
положительных
заключений
|
1
|
Улучшение
жилищных условий
|
|
|
2
|
Академический
отпуск и др. проблемы
обучения и аттестации
|
|
|
3
|
Рекомендации по
трудоустройству
|
|
|
4
|
О годности к
управлению транспорт-
ными средствами
|
|
|
5
|
О возможности
ношения оружия
|
|
|
6
|
Прочие
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
--------------------------------
<*> Перечень экспертиз определяет
ЛПУ.
На основании данных табл. 3 можно
рассчитать структуру выданных справок, удельный вес положительных заключений.
Данные таблицы 3 об объемах КЭР по другим медико-социальным
проблемам служат основой для планирования времени и составления графика работы
КЭК и объема платных услуг ЛПУ.
2.4. Экспертиза
льготного лекарственного обеспечения.
Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются.
В графе 15, если оформляется выдача
льготного рецепта, то наряду с диагнозом рекомендуется указывать N рецепта,
название препарата, дозировка, количество выписанного препарата, кратность
приема. Если пациенту отказано в выдаче льготного лекарства, то в этой же графе
15 указывается причина отказа. Здесь же могут быть даны рекомендации о замене
препаратов [9].
Оценка и анализ результатов экспертиз
льготного лекарственного обеспечения. Потребителями информации об этом виде
экспертиз могут быть: органы управления здравоохранением, фонды обязательного
медицинского страхования и страховые компании, аптечные учреждения.
Итоговая сводная информация оформляется в
виде табл. 4.
Таблица 4
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ЭКСПЕРТИЗ
ПО ЛЬГОТНОМУ _______ ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
N
п/п
|
Льготные
категории <*>
|
Выдано
льготных
рецептов
|
Отказано
|
Итого
|
бесплатно
|
50%
стоимости
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Перечень льготных категорий
определяется ЛПУ.
На основании данных табл. 4
рассчитываются: процент бесплатных рецептов и 50% стоимости лекарств, а также
удельный вес выданных льготных рецептов по отдельным социальным категориям
(инвалиды 1, 2, 3 групп, участники ВОВ и др.).
Результаты проведенных экспертиз по
льготному лекарственному обеспечению могут использоваться для углубленного
анализа получения лекарств пациентами отдельных категорий (периодичность
получения лекарств и их наименование).
3. Учет, оценка и
анализ экспертиз качества медицинской помощи.
3.1. Экспертиза
качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного)
процесса.
Учет. Экспертиза качества
лечебно-диагностического процесса является функцией должностных лиц -
руководителей подразделений, заместителей главных врачей ЛПУ, КЭК и подкомиссий
(лечебно-контрольной, экспертизы нетрудоспособности, по изучению летальных
исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.).
В настоящее время информация о каждом
случае проведенной экспертизы или группе случаев (с заключением и рекомендациями)
содержится в различных учетных формах (протокол экспертизы
лечебно-диагностического процесса, акт экспертизы качества, экспертная карта
оценки лечебно-диагностического процесса, акт проверки качества лечебного
процесса и др.), разработанных ЛПУ или рекомендованных органами управления
здравоохранения. При заполнении графы 10 журнала N 035/у-02
"характеристика случая экспертизы" необходимо помнить, что к данному
виду экспертиз относятся преимущественно случаи группировок 7 (см. Инструкцию)
- направленный отбор случаев для контроля лечебно-диагностической,
профилактической или реабилитационной деятельности, а также экспертизы
временной нетрудоспособности или другие случаи, определенные
административно-правовыми актами.
Для заполнения графы 11 "вид
экспертизы" необходимо различать по наименованию два вида:
"экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического,
реабилитационного) процесса" и "экспертиза качества (эффективности)
медицинской помощи". Основными отличиями этих видов экспертиз являются
особенности задач, применяемых для оценки методических
подходов и критериев (характеристик) качества. При проведении экспертизы
качества лечебно-диагностического процесса проводится оценка выполняемых
медицинских технологий по таким критериям, как: результативность, адекватность,
своевременность, обоснованность в медицинской документации, соответствие
необходимого объема, преемственность, назначение консультаций и др., без оценки
экономических затрат (экономической эффективности) и удовлетворенности
пациентов; используется преимущественно процессуальный подход к оценке
качества. Если при экспертизе случая используются дополнительно
медико-экономические критерии, удовлетворенность, критерии оценки обслуживания
сестринским персоналом, а также устанавливаются причинно-следственные связи, то
такой экспертный случай относится к экспертизе качества (эффективности)
медицинской помощи.
Задачами экспертиз качества
(эффективности) медицинской помощи является установление причинно-следственных
связей процесса и результатов, рациональное использование финансовых
(материальных) затрат, оценка удовлетворенности пациента или его родственников
(защита прав застрахованных).
В графе 13 выявленные дефекты следует
записывать кратко по алгоритмам технологий: обследование, диагностика, лечение,
контроль лечения, реабилитация (деф. обсл., леч., оформл. док.). Если
экспертный случай содержит информацию, которую трудно записать в
формализованном виде или по другим причинам, то указывается номер первичного
документа экспертизы (экспертной карты, протокола экспертизы, акта экспертной
оценки или экспертного заключения) и его дата.
В графе 15, кроме свободного текстового
изложения заключения и его обоснования, а также рекомендаций, необходимо
указать диагноз экспертов.
Если после экспертизы качества
лечебно-диагностического процесса возникла необходимость направления пациента в
бюро МСЭ или другие учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18.
Если в ЛПУ проводится оценка качества
лечебно-диагностического процесса с расчетом коэффициента уровня качества
лечения (УКЛ) либо с расчетом баллов по этапам лечебного процесса, то эта
информация записывается в графу 19 (дополнительная информация, примечания).
Оценка и анализ результатов экспертиз
качества лечебно-диагностического (профилактического или реабилитационного)
процесса. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть:
руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные
специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании.
На основании информации журнала формы N
035/у-02 рекомендуется составлять годовую сводку об объемах и результатах
экспертиз качества лечебно-диагностического процесса совместно с информацией об
экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N 5, 6, которые
представлены ниже.
3.2. Экспертиза
качества (эффективности) медицинской помощи.
Учет. Как было сказано выше, основными
отличиями экспертизы КМП от экспертизы качества лечебно-диагностического
(профилактического, реабилитационного) процесса являются:
- установление причинно-следственных
связей влияния дефектов на последующий этап или результат процесса;
- оценка деятельности врача и медицинских
работников (выполнение медицинских технологий);
- оценка использования затрат на
медицинскую помощь;
- оценка удовлетворенности пациента или
его родственников;
- оценка степени риска проведенных
медицинских технологий и их роль в возникновении новых заболеваний.
Все графы журнала формы N 035/у-02 заполняются,
как при проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса. В
отдельных случаях установленные дефекты могут отмечаться и в графе 15
(обоснование заключения экспертов).
Так же, как и при экспертизе качества лечебно-диагностического процесса, результаты
оценок КМП (баллы, уровень качества лечения, интегральный критерий качества и
эффективности) отмечаются в графе 19 (дополнительная информация, примечания).
Оценка и анализ результатов экспертиз
качества медицинской помощи. Потребителями информации о результатах экспертиз
КМП могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе
главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые
компании, а также другие структуры, заинтересованные в экспертных оценках КМП.
ЛПУ может использовать результаты экспертных оценок для морального и
материального стимулирования, для изучения эффективности проводимых
мероприятий, для планирования мероприятий по совершенствованию
лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной деятельности.
Итоговая сводка об объемах и результатах экспертиз КМП представлена в виде
табл. 5 и 6.
Таблица 5
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200_ Г.
|
Экспертизы
качества
медицинской помощи
|
Случаи
|
Из них
с де-
фекта-
ми (из
графы
3)
|
В том числе
|
все-
го
|
качества
лечебно-
диагнос-
тического
процесса
|
об-
сле-
до-
ва-
ния
|
ди-
аг-
нос-
тики
|
ле-
че-
ния
|
про-
чие
<**>
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Проведено всего,
в
т.ч. случаев
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
с летальным
исходом
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
осложнений (внутри-
больничного инфици-
рования)
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
случаев
расхождений
диагнозов
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
повторной госпита-
лизации
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
случаев с отклоне-
нием сроков лечения
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
сложных клинико-
экспертных случаев
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
первичного установ-
ления инвалидности
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
другие
<*>
|
|
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Перечень строк определяется
ЛПУ.
<**> Перечень определяется ЛПУ.
Таблица 6
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200_ Г.
|
Экспертизы
качества
медицинской
помощи
|
Случаи
|
Из
них с
де-
фек-
тами
(из
графы
3)
|
В том числе
|
С дос-
тигну-
тым ре-
зульта-
том (из
графы
3)
|
все-
го
|
качества
лечебно-
диагнос-
тического
процесса
|
об-
сле-
до-
ва-
ния
|
ди-
аг-
нос-
тики
|
ле-
че-
ния
|
про-
чие
<**>
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Проведено
всего, в
т.ч. с за-
болеваниями
<*>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
<**>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Перечень заболеваний определяет
ЛПУ.
<**> Перечень определяется ЛПУ.
На основании данных табл. 5
рассчитываются следующие показатели:
1. Процент проведенных экспертиз качества
лечебно-диагностического процесса среди всех случаев экспертиз качества медицинской
помощи (удельный вес).
2. Процент экспертиз с выявленными
дефектами среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (частота
случаев с дефектами).
3. Процент экспертиз с выявленными
дефектами среди отдельных экспертных случаев (с летальным исходом, осложненных
и т.д.) (частота случаев с дефектами среди отдельных экспертиз).
4. Процент экспертиз с дефектами этапов
обследования, диагностики, лечения и др. среди всех случаев (частота случаев с
дефектами обследования, диагностики, лечения и др.). Для планирования
мероприятий по повышению квалификации врачей, изучения причин возникновения
дефектов рекомендуется проводить углубленный анализ вышеперечисленных
показателей по врачам, отделениям, в динамике по кварталам, полугодиям. Так,
например, могут рассчитываться показатели расхождения диагнозов, установленных
лечащими врачами и экспертами (частота расхождения диагнозов).
Итоговая сводная информация об объемах и
результатах экспертиз качества медицинской помощи в зависимости от заболеваний
пациентов представлена в табл. 6.
На основании данных табл. 6 можно
рассчитать следующие показатели:
1. Процент экспертиз качества
лечебно-диагностического процесса пациентов с отдельными заболеваниями среди
всех случаев оценки КМП (удельный вес).
2. Процент экспертиз с выявленными
дефектами среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с
дефектами в зависимости от заболеваний).
3. Процент экспертиз с дефектами этапов
обследования, диагностики, лечения или других этапов среди пациентов с
отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами обследования,
диагностики, лечения в зависимости от заболеваний).
4. Процент экспертных случаев КМП (всего
или по отдельным заболеваниям) с достигнутым результатом (результативность в
целом или по отдельным заболеваниям).
При применении отдельных методик
экспертизы КМП и расчете специальных показателей частоты дефектов, нарушений
или при использовании других коэффициентов КМП (УКЛ в зависимости от
заболеваний, по отделениям) данные могут быть представлены в виде
дополнительных таблиц.
4.
Организационно-методические основы создания мониторинга дефектов или других
нарушений, установленных в лечебно-профилактических учреждениях.
Для непрерывного совершенствования
(улучшения) КМП населению, оценки эффективности проводимых мероприятий в ЛПУ,
выявления проблем медицинского обслуживания населения необходима оценка текущей
и сводной информации результатов экспертных оценок при внутреннем и
вневедомственном контроле, данных социологических опросов и анкетирования, а
также медико-экономического и клинико-экономического анализа.
Информация журнала ф. N 035/у-02, а также
сводная информация о результатах экспертных оценок за определенный период
времени (месяц, квартал, год) позволяет создать основу мониторинга за выявленными
дефектами в динамике в зависимости от заболеваний. В большинстве сводок должны
быть отражены вопросы соблюдения технологии лечебно-диагностического
(профилактического, реабилитационного) процесса и достижения результата.
Примером обобщения такой информации могут быть табл. 7 и 8.
Таблица 7
ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ
С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА)
И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ
N
п/п
|
Экспертизы
пациентов
с заболеваниями <*>
|
Периоды (квартал,
год)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
|
|
|
|
4
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
4 <*>
|
|
|
|
|
|
5
|
всего
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Перечень заболеваний и строк
определяет ЛПУ.
Таблица 8
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ,
ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ
N
п/п
|
Экспертизы
|
Периоды (квартал,
год)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Дефекты
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Временной
нетрудоспособности
|
|
|
|
|
2
|
Освидетельствование
и
направление в бюро МСЭ
|
|
|
|
|
3
|
Качества
медицинской помощи
|
|
|
|
|
4
|
Прочие
|
|
|
|
|
5
|
Всего
|
|
|
|
|
В табл. 7 вносится информация из табл. 6
либо рассчитанный процент экспертных случаев КМП с достигнутым результатом
(результативность в целом или по отдельным заболеваниям).
По данным табл. 8 можно судить об
успешности выполнения мероприятий по совершенствованию управления качеством
медицинской помощи в ЛПУ, а также улучшению работы по медико-социальной
поддержке и защите населения.
В табл. 8 вносится информация из табл. 1
и 5 либо показатель частоты (%) экспертиз, имеющих
дефекты.
Список литературы
1. Приказ Минздрава России и Федерального
фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 N 363/77 "О
совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской
Федерации".
2. Приказ Минздрава России и Фонда
социального страхования РФ от 06.10.98 N 291/167 "Об утверждении
Инструкции о порядке осуществления контроля за
организацией экспертизы временной нетрудоспособности".
3. Приказ Минздрава России от 21.05.02 N
154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в
лечебно-профилактических учреждениях".
4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1
"О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Изменения - Закон РФ от
20.04.93 N 4741-1).
5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний".
7. Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95
N 5 "О мерах по совершенствованию экспертизы временной
нетрудоспособности".
8. Приказ
Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановление Фонда социального
страхования РФ от 19.10.94 N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке
выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан"
(Приложение: Инструкция о порядке выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан). Изменения и
дополнения - см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 25.06.96 N 267, Постановление
Фонда социального страхования РФ от 25.06.96 N 66.
9. Приказ Минздрава России от 23.08.99 N
328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания
рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)"
(в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3).