ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23 декабря 2002 г.
N ГКПИ2002-1291
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой
И.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафронова Ю.В.,
Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В.,
Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. о признании частично незаконным
пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г.
N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС",
установил:
Жители пос. Колонна
Хвастовичского района Калужской области Сафронов Ю.В., Лапшинова М.П., Ермаков
И.С., Кирилкин Ф.И., Серегина Р.А., Осипчук В.В., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и
Горбачева Н.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об
утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в
части исключения населенного пункта, где они проживают, из границ зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование
требований заявители указали, что оспариваемое Постановление Правительства
Российской Федерации нарушает их право на благоприятную окружающую среду,
возмещение ущерба, причиненного экологическим нарушением, и противоречит Закону
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку
радиационное загрязнение территории пос. Колонна в 1999 г. составило 1,07
Ки/кв. км.
В судебном
заседании заявители Осипчук В.В. и Сафронов Ю.В., представитель Лапшиновой М.П.
- Сухов В.П., представитель Кирилкина Ф.И. - Гусакова Н.М., представитель Горбачевой
Н.Л. - Шафеев В.М. поддержали заявленные требования и просили об их
удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения пос. Колонна из зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом они лишились права на
льготную пенсию, на получение доплат к заработной
плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы и выплаты
компенсационного характера.
Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В.,
Осипчук А.И. и Ермаков И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд
заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представители Правительства Российской
Федерации Бублий С.А. и Нечаевская Е.В. требования заявителей не признали и
пояснили, что пос. Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом, поскольку по состоянию на 01.01.1996
плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 0,89 Ки/кв. км.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в
деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.,
просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает, что требования
Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С. и других заявителей подлежат
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на
следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на
отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон и перечень населенных
пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения
радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются
Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 11 Закона
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона
проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть
территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и
зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения
почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В
указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения
не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Таким образом, критерием отнесения
населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим
статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до
5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения
до 1 мЗв (0,1 бэр).
В соответствии с
пунктом 2 статьи 6 названного Закона является допустимым и не требующим
каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и
техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от
радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС,
образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную
эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
При рассмотрении дела судом установлено,
что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р был
утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного
загрязнения, в котором пос. Колонна был включен в зону проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Оспариваемым Постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден новый Перечень
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где пос. Колонна не указан.
Суд полагает, что пос. Колонна
неправомерно был исключен Правительством Российской Федерации из числа
населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Из имеющихся в материалах дела сведений о
радиационной обстановке в пос. Колонна следует, что радиоактивное загрязнение
почвы цезием-137 по состоянию на 1 января составляло: 2000 г. - 1,07 Ки/кв. км;
2001 г. - 1,04 Ки/кв. км; 2002 г. - 1,1 Ки/кв. км. Данные сведения прошли
проверку в НПО "Тайфун" Росгидромета по результатам обследований,
прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному
мониторингу окружающей природной среды, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121, и
представителями Правительства Российской Федерации не оспариваются.
Исходя из этого,
суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 1996 г. уровень радиоактивного
загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна был определен неверно, так как в
силу физического закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в
зонах радиоактивного загрязнения с течением времени, прошедшего со дня аварии
на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
При этом суд учитывает, что из материалов
дела и объяснений представителей Правительства Российской Федерации следует,
что после 1996 г. каких-либо новых источников радиоактивного загрязнения на
территории пос. Колонна не было.
Поскольку даже по истечении пяти лет
после издания оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации
уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна превышает
1,0 Ки/кв. км, действительный уровень такого загрязнения в этом населенном
пункте в 1996 г. не мог быть менее 1,0 Ки/кв. км. В связи с этим не имелось и
оснований для исключения пос. Колонна из перечня населенных пунктов,
находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса
Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического
лица, могут быть признаны судом недействительными.
С учетом
вышеизложенного оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации
как противоречащее Закону Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" и нарушающее права заявителей на компенсационные
выплаты и льготы, предусмотренные законодательством, подлежит признанию
частично незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239.7 ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Сафронова Ю.В., Лапшиновой
М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой
Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
Признать незаконным
и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4 Постановления
Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об
утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в
части исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос. Колонна
Хвастовичского района Калужской области.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти
дней после вынесения решения суда в окончательной форме.