Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

28 января 2003 г.

 

N КАС03-14

 

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

 

    Председательствующего                             Федина А.И.,

    Членов коллегии                                Манохиной Г.В.,

                                                     Анохина В.Д.,

    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 января 2003 г. гражданское дело по заявлению О. о признании недействительными отдельных положений Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них и п. 4 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1999 года N 328 по кассационной жалобе О. на решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Минздрава РФ Савинова А.С., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1999 года утверждены Инструкция о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них и Инструкция о порядке хранения рецептурных бланков.

О., являясь предпринимателем без образования юридического лица, осуществляющим в соответствии с лицензией медицинские услуги в виде лечебно-консультативной помощи по специальности терапия на дому у пациентов и экспертизы временной нетрудоспособности, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными отдельных положений приведенных выше Инструкций, ссылаясь на то, что эти положения нормативных актов нарушают ее права по оказанию неотложной медицинской помощи и назначению рецептов, в том числе льготных.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе О. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая выводы суда о соответствии оспоренных пунктов Инструкций федеральному закону ошибочными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Как следует из материалов дела, ряд оспариваемых положений регламентирует порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов лечебно-профилактическими учреждениями, к которым О. как частнопрактикующий врач не относится. Следовательно, и содержащиеся в этих положениях Инструкций правила в принципе не могут нарушать законных прав и интересов заявителя.

К таким положениям относится абзац 2 пункта 1.1 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них (далее - Инструкция N 1), предусматривающий, что при оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные средства назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) амбулаторно-поликлинического учреждения.

Оспоренный п. 1.7.1 Инструкции N 1 в части слов "за исключением случаев, указанных в п. 1.7.2 а)-г)" носит отсылочный характер.

Как этот пункт, так и пункт 1.7.2. (в оспоренной части) также регламентируют порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов лечащими врачами лечебно-профилактических учреждений.

Пункт 1.7.3. также касается лишь полномочий лечащего врача лечебно-профилактического учреждения.

Оспоренные положения п. 1.8. касаются лечения больных, находящихся на стационарном лечении. Прав и интересов О. этот пункт Инструкции не может затрагивать, так как она в соответствии с имеющейся у нее лицензией вправе осуществлять лишь амбулаторное лечение.

Согласно подпункту 11 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 284, одной из основных задач Минздрава РФ является разработка в пределах его компетенции нормативов и стандартов в сфере здравоохранения, контроль за их соблюдением.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" Минздраву РФ поручено для осуществления государственного регулирования процесса ценообразования в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств осуществлять публикацию цен на лекарственные средства.

Указание в оспоренном п. 1.11. Инструкции N 1 на то, что лекарственные средства амбулаторным больным назначаются непосредственно лечащим врачом в соответствии со стандартами лечения, территориальными и аналоговыми формулярами, а также указания в п.п. 1.11.2. и 1.11.3. на то, что назначение лекарственных средств, поименованных в п. 1.8., производится по рекомендации или по согласованию с врачом-специалистом и что назначение лекарственных средств, стоимость которых ... превосходит четыре минимальных размера оплаты труда, согласуется с больным - Верховный Суд Российской Федерации обоснованно признал соответствующими приведенным выше Положению о Министерстве здравоохранения РФ и Постановлению Правительства РФ от 9 ноября 2001 года N 782.

Согласно п. 1.12. Инструкции право самостоятельно назначать лекарственные средства согласно стандартам и в рамках территориального формуляра, за исключением случаев и препаратов, указанных в п.п. 1.7. и 1.8., имеют:

1.12.1. фельдшер и/или акушерка ФАП, ведущие самостоятельный прием больных, в случаях типичного (неосложненного) течения заболевания;

1.12.2. при острых заболеваниях, отравлениях, травмах и других острых состояниях больного - фельдшер выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи; а в случаях, указанных в п.п. 1.7.2 а)-б), - по согласованию с ответственным дежурным врачом станции (подстанции, отделения) скорой помощи;

1.12.3. акушерки родильных домов (отделений), не укомплектованных врачебным персоналом, - пациенткам этих учреждений по профилю деятельности, а также при острых заболеваниях и несчастных случаях с пациентками в период нахождения в стационаре с последующим направлением к врачу;

1.12.4. по профилю деятельности - зубным врачом, ведущим самостоятельный амбулаторный прием пациентов.

О. просила суд признать незаконным абзац первый пункта 1.12. Инструкции N 1 в части слов "за исключением случаев и препаратов, указанных в п. п. 1.7. и 1.8.".

Однако, как правильно отметил суд в своем решении, частнопрактикующий врач (О.) в приведенном положении Инструкции N 1 не упоминается, следовательно, права и законные интересы заявительницы данный пункт акта не затрагивает.

Согласно п. 1.13. Инструкции N 1 назначение лекарственных препаратов в случаях, указанных в п.п. 1.7.2. а)-б), льготным категориям граждан производится только по решению КЭК.

Пункт 3.1. Инструкции N 1 предусматривает, что рецепты на лекарственные средства для получения в аптеках бесплатно или с 50-процентной скидкой в их оплате выписываются только при амбулаторном лечении гражданам, имеющим такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации лечащим врачом государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения.

Согласно п. 3.2. Инструкции N 1 самостоятельно лечащим врачом поликлиники выписываются льготные рецепты на лекарственные средства в соответствии со стандартами и в рамках территориального формуляра, за исключением... (далее оспоренные заявительницей пункты 3.2.1., 3.2.2. и 3.2.4.).

Пунктом 3.3. Инструкции N 1 предусмотрено право самостоятельно выписывать рецепты для получения в аптеке лекарственных средств на льготных условиях в порядке, установленном п. 3.2, имеют также:

п. 3.3.1. в пределах своей компетенции врачи, работающие в поликлинике по совместительству;

п. 3.3.2. врачи ведомственных поликлиник федерального (субъекта федерации) подчинения:

- категориям граждан, имеющим льготный статус по профессиональному признаку, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, покрываются за счет средств федерального бюджета (военнослужащие и ветераны военной службы, судьи, в том числе вышедшие в отставку, и члены их семей, работники органов и учреждений прокуратуры, в том числе вышедшие на пенсию, и члены их семей, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции и другие);

- иным льготным категориям граждан, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, покрываются за счет средств бюджетов различных уровней и обязательного медицинского страхования - по согласованию и в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в бюджетах соответствующих министерств и ведомств не выделены финансовые средства на эти цели;

п. 3.3.3. частнопрактикующие врачи, работающие по договору с территориальным органом управления здравоохранением и/или фондом обязательного медицинского страхования и оказывающие медицинскую помощь льготным категориям граждан в рамках программы госгарантий.

В соответствии с п. 3.5. Инструкции выписывание льготных рецептов:

п. 3.5.1. осуществляется лечащим врачом только по решению КЭК поликлиники:

- на дорогостоящие лекарственные препараты, стоимость которых (на курс лечения в случаях острых заболеваний и/или на 1 месяц лечения хронических заболеваний при необходимости проведения постоянной/длительной поддерживающей терапии) превосходит четыре минимальных размера оплаты труда;

- на психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, анаболические гормоны;

- на наркотические средства больным, не страдающим онкологическим/гематологическим заболеванием;

- в случаях, указанных в п.п. 3.2.1. и 3.2.3. Инструкции;

п. 3.5.2. производится лечащим врачом на основании рекомендации врача-специалиста на:

- наркотические средства и противоопухолевые препараты (онкологическим/гематологическим больным) - онколога и/или гематолога;

- иммуномодуляторы - гематолога и/или онколога (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга), иммунолога (больным СПИД или другими тяжелыми нарушениями иммунитета), трансплантолога (после пересадки органов и тканей), ревматолога и иных специалистов;

- противотуберкулезные - фтизиатра;

- противодиабетические (больным сахарным диабетом) и прочие лекарственные средства, влияющие на эндокринную систему, - эндокринолога, в порядке, определенном п. 1.8.

При отсутствии указанных специалистов выписывание льготных рецептов в этих случаях производится лечащим врачом по решению КЭК поликлиники.

Согласно абзацу 2 п. 3.6. Инструкции частнопрактикующим врачам запрещается выписывать рецепты для получения лекарственных средств на льготных условиях, за исключением случаев, указанных в п. 3.3.3.

Отказывая в удовлетворении заявления по приведенным выше пунктам Инструкции, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что в них (этих пунктах) определен порядок назначения лекарственных средств и порядок выписывания рецептов на льготных условиях исключительно для лечащих врачей соответствующих учреждений здравоохранения.

Частнопрактикующий же врач не может согласно действующему законодательству относиться к лечащему врачу таких учреждений (см. ч. 1 ст. 58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, решение Верховного Суда РФ от 27 марта 2002 г. - дело N ГКПИ02-311).

Что же касается заключения частнопрактикующими врачами договоров с территориальными органами управления здравоохранением и/или фондом обязательного медицинского страхования (пункт 3.3.3. Инструкции) и, как следствие, предоставления им права выписывать льготные рецепты, то данная норма основывается на том, что медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096, оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств обязательного медицинского страхования (абзац первый раздела 1 Программы).

Оспаривая п. 1.7.2 б) Инструкции, в том числе и в части назначения наркотических средств и психотропных веществ, абзац третий п. 2.2.4., запрещающий выписывать рецепты на наркотические средства и психотропные вещества частнопрактикующим врачам, абзац третий п. 2.7., устанавливающий, что рецепт на наркотическое средство и психотропное вещество списка 2 подписывается главным врачом поликлиники или его заместителем или заведующим отделением, которые несут ответственность за назначение наркотических средств и психотропных веществ, и заверяется круглой печатью поликлиники, п. 3.5.2., где установлено, что выписывание льготных рецептов на наркотические средства производится лечащим врачом на основании рекомендации врача-специалиста, п. 3.11., где установлено, что для прикрепления больного к аптеке по месту жительства на обеспечение его наркотическими средствами оформляется письменное распоряжение руководителя лечебно-профилактического учреждения, которое обновляется ежемесячно, О. также утверждала о их незаконности.

Между тем суд первой инстанции обоснованно отверг это утверждение как несостоятельное, так как эти положения Инструкции соответствуют, в частности, статье 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которой одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту является государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, что и сделано оспариваемой Инструкцией о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них.

Довод в кассационной жалобе о том, что действующее законодательство якобы не запрещает выписывание частнопрактикующим врачом рецептов на наркотические средства и психотропные вещества, является несостоятельным.

Как указано выше, законом введена государственная монополия не только на использование данных лекарственных средств, но и на основные виды деятельности, связанные с оборотом таких средств.

Указание в п. 4 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 23 августа 1999 года, на то, что учет рецептурных бланков по видам ведется в специальной книге учета но форме, установленной Минздравом РФ, страницы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью руководителя лечебно-профилактического учреждения, также никоим образом не может затрагивать права и законные интересы О., так как регламентируют вопросы хранения и учета бланков в лечебно-профилактических учреждениях.

Таким образом, никаких доказательств, которые бы свидетельствовали о незаконном ограничении прав и интересов заявительницы, последней не представлено.

С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

 

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.Д.АНОХИН

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024