МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
7 августа 2003 г.
N 2510/8930-03-32
В соответствии с
Программой оптимизации условий и охраны труда работников системы Министерства
здравоохранения РФ на 2002-2005 г.г., одобренной совместным решением коллегии
Минздрава России и Президиума профсоюза работников здравоохранения Российской
Федерации, 23-25 апреля 2003 года в г. Москве проведен семинар-совещание
руководителей служб и специалистов по охране труда органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, центров государственного
эпидемиологического надзора, учреждений здравоохранения федерального подчинения.
В работе
семинара-совещания приняли участие 295 специалистов по охране труда из
различных регионов России, в том числе 182 специалиста по охране труда из
Центрального федерального округа, 28 из Северо-Западного федерального округа,
35 из Приволжского, 17 из Южного, 18 из Сибирского и 4 из Дальневосточного
федеральных округов, представители Минтруда России, ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской Федерации, Всероссийской Ассоциации специалистов по
охране труда, ряда органов печати, освещающих
вопросы охраны труда в организациях здравоохранения.
На семинаре-совещании проанализированы
итоги работы по охране труда за последние годы, обсуждены вопросы по реализации
федеральных законов, приказов Минздрава России, решений коллегии в области
охраны труда и социальной защиты работников здравоохранения.
Положительными итогами работы являются:
- подготовка в
соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 г. N
516-р проектов постановлений Правительства Российской Федерации "О
продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения
медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в
поселках городского типа" (от 12.11.2002 г. N 813) и "О продолжительности
рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими
должности и (или) специальности" (от
14.02.2003 года N 101);
- организация обучения
по вопросам охраны труда значительного количества инженеров по охране
труда и членов комиссий по охране труда, работающих в учреждениях
здравоохранения;
- страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний всех работников организаций
здравоохранения на основе Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний";
- усиление взаимодействия Минздрава
России и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации,
согласование интересов работодателей и работников отрасли через заключение
коллективных договоров и Отраслевых тарифных соглашений;
Наряду с положительными итогами работы
следует отметить и серьезные недостатки:
- в нарушение статьи 217 Трудового
кодекса Российской Федерации и подпункта 1.2. п. 1. Приказа Минздрава России от
18.03.2002 г. N 86 в ряде органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской
Федерации, при наличии большого количества подведомственных организаций, не
введены должности главного специалиста по охране труда;
- не во всех организациях здравоохранения
введены должности инженера по охране труда;
- по данным
статистической отчетности по форме 7-травматизм сохраняется высоким уровень
несчастных случаев со смертельным исходом (55 случаев в 2002 г., 54 - в 2001
г.) при некотором снижении общего числа пострадавших при несчастных случаях на
производстве (6330 человек - 2002 г., 6734 человека. - 2001 г.), Основными
причинами производственного травматизма являются дорожно-транспортные происшествия,
хулиганские действия, совершаемые в отношении медицинских работников,
находящихся при исполнении своих
служебных обязанностей, неудовлетворительная организация работ, связанных с
повышенной опасностью, нарушение трудовой и производственной дисциплины,
недостаточная подготовка руководителей и персонала по вопросам охраны труда;
- профессиональная заболеваемость
медицинских работников имеет тенденцию к росту (в 2001 году - 419, в 2002 -
522). В структуре профессиональных заболеваний в последние годы преобладают
туберкулез органов дыхания, гепатит сывороточный, астма бронхиальная, дерматит,
аллергия лекарственно-медикаментозная.
Основными причинами и обстоятельствами
возникновения профессиональных заболеваний явились нарушения требований охраны
труда, неприменение средств индивидуальной защиты, отсутствие средств
индивидуальной защиты, контакт с инфекционным агентом.
В настоящее время Минздравом России, ЦК
профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и НИИ медицины труда
РАМН проводится работа по созданию регистра профессиональных заболеваний:
- не разработаны Типовые программы обучения по охране труда для должностей работников,
связанных с выполнением работ повышенной опасности в организациях
здравоохранения;
- нарушаются, установленные статьей 228
Трудового кодекса Российской Федерации, сроки направления в отдел охраны труда
и социальных вопросов:
- сообщений о
групповых, тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным
исходом (Департамент здравоохранения Приморского края, Комитет здравоохранения
Курской области, Департамент здравоохранения Тверской области, Министерство
здравоохранения Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения
Республики Татарстан, Управление здравоохранения Коми-Пермяцкого АО,
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство здравоохранения
Республики Калмыкия, Управление здравоохранения Челябинской области, Управление
здравоохранения Бурятского АО, Управление здравоохранения Новосибирской
области);
- материалов по
результатам расследования случаев со смертельным исходом (ЦГСЭН
Черноземельского района, Республики Калмыкия, РТМО Горшенченского района
Курской области, Бежецкая ЦРБ и Пеновская ЦРБ Тверской области, Туканская
больница Белорецкого района и Белебевская ЦРБ Республики Башкортостан, Детская
республиканская клиническая больница и городская психоневрологическая больница
им. Бехтерева Республики Татарстан, Кудымкарская станция скорой медицинской
помощи Коми-Пермяцкого АО, противотуберкулезный диспансер г. Кизляра Республики
Дагестан, Челябинская областная детская
больница N 1, ГКБ N 2 г. Тюмени, областной психоневрологический диспансер и
Железногорская ЦРБ Иркутской области, Новосибирская областная клиническая
больница);
- не все организации здравоохранения
отрасли ввели в практику работы заключение коллективных договоров в
соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях",
принятом 11.03.1992 года N 2490-1.
В целях усиления работы по охране труда в
учреждениях здравоохранения, профилактики травматизма, а также повышения уровня
руководства и контроля за состоянием охраны труда в
учреждениях системы Министерства здравоохранения предлагаю:
1. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров
госсанэпиднадзора субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений
здравоохранения федерального подчинения:
1.1. Считать первостепенной задачей в
области охраны труда работников здравоохранения профилактику производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, приняв меры по улучшению условий
труда работников здравоохранения, обеспечению их средствами индивидуальной и
коллективной защиты.
1.2. Завершить работу по:
1.2.1. Введению должности главного
специалиста по охране труда (в органах управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации и в центрах госсанэпиднадзора в субъектах Российской
Федерации).
1.2.2. Укомплектованию инженерами по
охране труда учреждений здравоохранения.
1.2.3. Аттестации рабочих мест. При
проведении работ по аттестации и сертификации рабочих мест для получения
санитарно-эпидемиологического заключения на льготных условиях руководствоваться
письмом Минздрава России от 24.04.2003 г. N 2510/4290-01-32 "О порядке
выдачи за плату санитарно-эпидемиологических заключений при аттестации рабочих
мест в ЛПУ системы Минздрава России".
1.3. Активизировать работу по заключению
коллективных договоров и (или) соглашений по охране труда.
1.4. Обеспечить выполнение решений
коллегий, приказов, инструктивных писем Минздрава России по вопросам охраны
труда.
Информацию о выполнении подпунктов
1.2.1., 1.2.2. п. 1.2. направить в срок до 01.11.2003 года в Минздрав России
согласно приложению N 1.
2. Департаменту профессиональной
подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении:
2.1. подготовить предложение в Минтруд
России по вопросу повышения статуса инженера по охране труда путем установления
квалификационных категорий (I, II, III) в зависимости от стажа работы с
последующим увеличением заработной платы. Разработать примерное положение
"О порядке присвоения квалификационной категории инженерам по охране
труда". Срок: до 15.11.2003 года.
2.2. Подготовить приказ "О состоянии
производственного травматизма в организациях системы Минздрава России и мерах
по его снижению". Срок: до 01.09.03 г.
2.3. Провести в период
с сентября по ноябрь 2003 года проверку по вопросам организации работы по
охране труда в Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, в
Управлении здравоохранения Коми-Пермяцкого АО, в Управлении здравоохранения
Воронежской области, в Департаменте здравоохранения Тверской области, в
Министерстве здравоохранения Республики Калмыкии, в Управлении здравоохранения
Челябинской области, в Управлении здравоохранения Новосибирской области, в
психиатрической больнице N 7 (г. Москва), в Московском
научно-исследовательском институте (далее - НИИ) урологии, в Московском НИИ
трансплантологии и искусственных органов, в Московском НИИ оториноларингологии,
в Московском НИИ наркологии.
2.4. Организовать в сентябре-ноябре 2003
года выездные совещания по статистической отчетности по форме 7-травматизм со
специалистами по охране труда организаций здравоохранения отрасли в Федеральных
округах.
3. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами:
3.1. Решить вопросы о выделении средств:
- для проведения ремонта помещений
Учебно-методического центра по охране труда, организованного на базе Российской
медицинской академии последипломного образования, закупки для него
учебно-методической литературы, оборудования компьютерного класса и макетов
медицинской аппаратуры с фантомами. Срок: 01.09.2003 г.;
- для финансирования
разработки типовых программ обучения по охране труда на работах с повышенной
опасностью в организациях здравоохранения Российской Федерации.
3.2. Обеспечить реализацию статьи 226
Трудового кодекса в части финансирования мероприятий по охране труда в организациях
здравоохранения федерального подчинения. Срок: до 01.01.2004 года.
Заместитель Министра
Т.И.СТУКОЛОВА