ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
28 августа 2003 г.
N 1545-РП
О КОНЦЕПЦИИ "ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В Г. МОСКВЕ К 2010 ГОДУ"
В соответствии с Федеральным законом от
30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", Программой ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19
августа 2002 года N 270, и для консолидации усилий всех заинтересованных
ведомств и организаций:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию "Ликвидация кори в г.
Москве к 2010 году" (приложение 1).
1.2. Положение о Межведомственном
координационном совете при первом заместителе Мэра Москвы в Правительстве
Москвы по реализации концепции "Ликвидация кори в г. Москве к 2010
году" (приложение 2).
1.3. Состав Межведомственного
координационного совета при первом заместителе Мэра Москвы в Правительстве
Москвы, руководителе Комплекса социальной сферы Правительства Москвы по
реализации концепции "Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году"
(приложение 3).
2. Поручить Департаменту здравоохранения
города Москвы, Центру госсанэпиднадзора в г. Москве организацию и проведение
мероприятий по реализации концепции "Ликвидация кори в г. Москве к 2010
году".
3. Префектам административных округов
оказывать всестороннюю помощь учреждениям здравоохранения и Госсанэпидслужбы в
организации и проведении мероприятий по реализации концепции "Ликвидация
кори в г. Москве к 2010 году".
4. Департаменту образования города
Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы принять участие
в реализации мероприятий концепции "Ликвидация кори в г. Москве к 2010
году".
5. Просить
руководителей центров госсанэпиднадзора Московской железной дороги,
Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации,
Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при
Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности России, Министерства обороны России, Средне-Европейского
регионального центра на транспорте России, Главного управления внутренних дел
г. Москвы организовывать и проводить мероприятия по реализации концепции
"Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году".
6. Пресс-службе Мэра и Правительства
Москвы оказывать содействие Департаменту здравоохранения города Москвы и Центру
госсанэпиднадзора в г. Москве в информировании населения города о профилактике
кори.
7. Межведомственному координационному
совету при первом заместителе Мэра Москвы в Правительстве Москвы по реализации
концепции "Ликвидация кори в г. Москве" ежегодно информировать
Правительство Москвы о ходе реализации концепции "Ликвидация кори в г.
Москве к 2010 году".
8. Контроль за
выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М.ЛУЖКОВ
Приложение N 1
к распоряжению
Правительства Москвы
от 28 августа 2003 г. N 1545-РП
КОНЦЕПЦИЯ
"ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В Г. МОСКВЕ К 2010 ГОДУ"
Разработчики - Центр госсанэпиднадзора в г. Москве
(главный
государственный санитарный
врач по г. Москве
Филатов Н.Н.),
Департамент здравоохранения
города Москвы
(руководитель
Департамента здравоохранения
города Москвы
Сельцовский А.П.)
Сроки реализации - 2003-2010 годы
Цель - ликвидация кори в г. Москве к
2010 году
Корь является третьей после оспы и
полиомиелита инфекцией, к ликвидации которой приступило мировое сообщество.
Европейским региональным комитетом
Всемирной организации здравоохранения на 48-й сессии в 1998 году в рамках
программы "Здоровье XXI" была поставлена глобальная задача элиминации
кори в каждой стране.
Возможность элиминации кори базируется на
следующих научных предпосылках:
- во всем мире циркулирует единый
антигенный вариант вируса кори;
- после заболевания корью остается
стойкий, практически пожизненный иммунитет;
- вирус кори не имеет других
экологических и биологических хозяев, кроме человека;
- отсутствует носительство возбудителя
кори;
- вирус кори характеризуется определенной
"пластичностью", что позволяет создать высоко иммуногенную аттенуированную
вакцину.
Специфическая профилактика кори в России,
в том числе и в г. Москве, осуществляемая более 30 лет, а также проведение
эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению
заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом),
практически полной ликвидации смертности и летальности.
Важнейшими условиями для решения
поставленной задачи является достижение не менее 95% охвата профилактическими
прививками детей и подростков, а также строгий учет заболеваемости, контроль за качеством диагностики и иммунизацией населения.
В Москве в течение последних 6 лет
отмечается четкая тенденция снижения заболеваемости. В 2002 году был
зарегистрирован самый низкий показатель заболеваемости корью за весь период
массовой иммунизации. Вместе с тем до настоящего времени не проводится
лабораторное подтверждение каждого случая заболеваемости.
В 1999 г. в Москве впервые достигнут и превышен рекомендуемый показатель охвата детей
профилактическими прививками, который составил 96,6% (на 01.01.2003 этот
показатель составил 96,9%). Однако в отдельных лечебно-профилактических
учреждениях охват прививками против кори детей и подростков остается ниже
контрольного уровня - 95%.
Учитывая актуальность проблемы и
требования ВОЗ, необходимо создание концепции ликвидации кори в г. Москве.
Мероприятия, предусмотренные концепцией
"Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году", планируется осуществить в
три этапа:
- первый этап (2002-2004 годы) -
достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на
спорадическом уровне;
- второй этап (2005-2007 годы) - создание
условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения
коревой инфекции в г. Москве;
- третий этап (2008-2010 годы) -
сертификация г. Москвы как территории, свободной от кори.
I. Основная цель и
задачи реализации концепции
1.1. Основной целью концепции является
ликвидация кори в г. Москве.
1.2. Для достижения поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
1.2.1. Достижение высокого (не менее 95%)
уровня охвата профилактическими прививками против кори детей во всех
лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы.
1.2.2. Осуществление ревакцинации
однократно привитых и не болевших корью школьников 9-10 классов, учащихся ПТУ,
колледжей, техникумов, студентов 1-2 курсов вузов.
1.2.3. Обеспечение лабораторного
обследования всех больных с диагнозом "корь" и с подозрением на эту
инфекцию в целях подтверждения диагноза.
1.2.4. Совершенствования системы
эпидемиологического надзора за корью.
1.2.5. Обеспечение условий
транспортировки и хранения живой коревой вакцины и диагностических препаратов в
режиме "холодовой цепи".
1.2.6. Повышение квалификации и
информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники,
диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.
1.2.7. Развитие
информационно-пропагандистской системы для населения по вопросам профилактики
кори.
Решение поставленных задач и достижение
указанной цели - ликвидации кори требуют консолидации усилий всех
заинтересованных ведомств и организаций.
II. Достижение
высокого (не менее 95%) уровня охвата
детей и подростков профилактическими прививками против
кори во всех лечебно-профилактических
учреждениях г. Москвы
2.1. Ликвидация заболеваемости корью
может быть достигнута только при условии создания надежного коллективного
иммунитета у населения против этой инфекции.
2.2. Для выполнения этой задачи
необходимо:
2.2.1. Проведение плановой (рутинной)
иммунизации детей и подростков против кори в рамках национального и
регионального календаря профилактических прививок.
2.2.2. Совмещение прививок против кори с
другими прививками календаря прививок.
2.2.3. Внедрение в практику
здравоохранения прививочного сертификата.
2.2.4. Проведение прививок в очагах кори
детям, подросткам и взрослым в возрасте до 35 лет, не болевшим корью, не
привитым или имеющим только одну прививку.
2.2.5. Проведение ревакцинирующих
прививок учащимся 9-10 классов школ, ПТУ, техникумов, колледжей и студентам 1-2
курсов вузов, не болевшим корью и не получившим ранее второй дозы коревой
вакцины.
2.2.6. Сокращение необоснованных
медицинских отводов от прививок против кори, подготовка и иммунизация детей из
"групп риска" в Городском консультативно-диагностическом центре по
специфической иммунопрофилактике и его филиалах.
2.2.7. Проведение ежегодного расчета
потребности лечебно-профилактических учреждений города в живой коревой вакцине.
2.2.8. Обеспечение
лечебно-профилактических учреждений г. Москвы живой коревой вакциной,
приобретенной за счет средств федерального и местного бюджетов.
2.2.9. Совершенствование системы учета и
отчетности о профилактических прививках населения города.
III. Обеспечение
лабораторного обследования всех больных
с диагнозом "корь" и подозрением на эту
инфекцию в целях
подтверждения диагноза
Одной из важнейших задач программы
ликвидации кори является лабораторное подтверждение диагноза. В большинстве
случаев корь сохраняет классическую картину заболевания. Однако в связи с увеличением
в общей структуре заболевших доли подростков и взрослых, у которых нередко корь
протекает атипично, возрастает значение дифференциальной диагностики кори и
других заболеваний.
Для выполнения этой задачи необходимо:
3.1. Внедрение в практику здравоохранения
определения "стандартного случая заболевания корью".
3.2. Обеспечение лабораторного
обследования всех случаев кори и подозрительных на это заболеваний.
3.3. Проведение серологических
исследований для подтверждения каждого случая кори.
3.4. Определение перечня лабораторий,
занимающихся проведением подтверждающих тестов.
3.5. Определение потребности в
диагностических препаратах для проведения серологических исследований на корь.
IV.
Совершенствование системы эпидемиологического
надзора за корью
Для достижения поставленной цели
необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, на основании которого
разрабатываются и принимаются решения о проведении мероприятий по
предупреждению распространения инфекции и ее
элиминации.
Программой предусматривается:
4.1. Проведение многофакторного
эпидемиологического анализа заболеваемости корью в разрезе административных
округов, возрастных групп с учетом периодичности и сезонности, характерных для
этой инфекции.
4.2. Анализ клинических проявлений кори
(учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частота возникновения
осложнений).
4.3. Оценка эффективности
профилактических и противоэпидемических мероприятий.
4.4. Анализ очаговости кори и
пораженности этой инфекцией организованных коллективов с прогнозированием
развития эпидемиологической ситуации.
4.5. Проведение выборочных серологических
обследований в целях оценки коллективного иммунитета к кори и принятия
оперативных решений по его коррекции.
4.6. Планирование целенаправленных
дополнительных профилактических мероприятий.
V. Обеспечение
условий транспортировки и хранения живой
коревой вакцины и диагностических препаратов в
режиме
"холодовой цепи"
Создание необходимых температурных
условий при транспортировке и хранении живой коревой вакцины является одним из
основных требований, обеспечивающих эффективность иммунизации.
Для этого необходимо:
5.1. Обеспечить контроль выполнения
Санитарных правил 3.3.2.028-95 "Условия хранения и транспортировки
медицинских иммунобиологических препаратов" на всех этапах - от
предприятия - производителя вакцины до прививочных кабинетов
лечебно-профилактических учреждений.
5.2. Обеспечение лечебно-профилактических
учреждений и центров госсанэпиднадзора в административных округах г. Москвы
холодильным оборудованием в достаточном количестве.
5.3. Обеспечение кольцевого завоза живой
коревой вакцины в центры госсанэпиднадзора в административных округах.
5.4. Осуществлять обучение медицинского
персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме "холодовой
цепи" с принятием зачетов.
VI. Повышение
квалификации, информационное обеспечение
медицинских работников по вопросам клиники,
диагностики, эпидемиологии и профилактики кори
Для эффективной реализации комплекса
организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий
необходима система постоянного обучения врачей (педиатров, инфекционистов,
эпидемиологов, вирусологов, иммунологов), средних медицинских работников всех
уровней по вопросам клиники, диагностики и профилактики кори.
Приоритетными в обучении должны быть
вопросы организации и проведения эпидемиологического надзора, стратегии и
тактики вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и санитарного
просвещения населения.
Программой предусматривается:
6.1. Внедрение системы тестового контроля
знаний врачей и средних медицинских работников по вопросам клиники,
диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.
6.2. Организация и проведение совещаний
для специалистов Госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам клиники,
диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.
6.3. Участие специалистов практических
учреждений здравоохранения и Госсанэпидслужбы в республиканских и международных
конференциях, совещаниях по проблемам ликвидации кори.
6.4. Подготовка публикаций в медицинских
изданиях по вопросам эпиднадзора за корью и вакцинопрофилактики.
VII. Развитие
информационно-пропагандистской системы
для населения по вопросам профилактики кори
Необходима широкая постоянно действующая
система информирования населения об опасности заболевания корью, о возможных
смертельных исходах от осложнений, о "повзрослении" кори, об
эффективности профилактических прививок.
Программой предусматривается:
7.1. Подготовка и издание массовым
тиражом различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики
кори (плакатов, буклетов, памяток, листовок).
7.2. Подготовка и организация трансляций
по телевидению и радиовещанию тематических программ, интервью специалистов по
вопросам профилактики кори.
7.3. Публикация в средствах массовой
информации статей и интервью ведущих ученых, практических работников
здравоохранения и Госсанэпидслужбы на тему ликвидации кори в г. Москве.
7.4. Подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической
обстановки по кори, состояния вакцинопрофилактики, проводимых
противоэпидемических мероприятий.
VIII. Подготовка к
сертификации г. Москвы
как территории, свободной от кори
Прежде чем прекратить иммунизацию против
кори, необходимо доказать отсутствие циркуляции вируса кори в каждой стране
мира. С этой целью на федеральном уровне создан экспертный совет по
сертификации Российской Федерации, который будет сертифицировать субъекты
Российской Федерации как территории, свободные от кори. Москва как территория,
свободная от кори, будет сертифицирована после представления соответствующей
документации.
Концепцией предусматривается:
8.1. Подготовка стандартной документации
для сертификации ликвидации кори в г. Москве.
8.2. Представление документации в
экспертный совет по сертификации Российской Федерации, свободной от кори, для
сертификации ликвидации кори в г. Москве.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства Москвы
от 28 августа 2003 г. N 1545-РП
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
"ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В Г. МОСКВЕ К 2010 ГОДУ"
1. Межведомственный координационный совет
при Правительстве Москвы по реализации концепции "Ликвидация кори в г.
Москве к 2010 году" (далее - Совет) является постоянно действующим
коллегиальным органом.
2. В своей деятельности Совет
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указаниями и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, Программой ликвидации кори
на территории Российской Федерации к 2010 году, законами города Москвы,
распоряжениями и постановлениями органов исполнительной власти города Москвы,
настоящим Положением.
3. Основными задачами Совета являются:
3.1. Рассмотрение хода реализации концепции
"Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году".
3.2. Координация действий органов
исполнительной власти, предприятий и учреждений по обеспечению эффективного
выполнения мероприятий, направленных на ликвидацию кори на территории г.
Москвы.
4. Совет в соответствии с возложенными на
него задачами:
4.1. Получает в установленном порядке для
выполнения возложенных на него функций проекты законодательных и нормативных
актов, справочные и информационные материалы.
4.2. Осуществляет комплексный анализ,
прогнозирование тенденций и научное планирование мероприятий, направленных на
ликвидацию кори на территории г. Москвы.
4.3. Обеспечивает своевременный обмен
информацией, способствует созданию единого межведомственного информационного
пространства по проблемам ликвидации кори на территории г. Москвы.
4.4. Обеспечивает взаимодействие с
общественными организациями по вопросам ликвидации кори на территории г.
Москвы.
5. Персональный состав Совета
утверждается распоряжением Правительства Москвы. В Совет входят его председатель,
заместители, секретари и члены Совета. Члены Совета участвуют в заседаниях
Совета с правом решающего голоса, возглавляют и участвуют в образуемых Советом
рабочих группах и комиссиях. Перечень рабочих групп и комиссий и их
руководители утверждаются председателем Совета. Организационно-техническое
обеспечение деятельности Совета осуществляется Департаментом здравоохранения
города Москвы и Центром госсанэпиднадзора в г. Москве.
6. Председатель Совета:
6.1. Руководит деятельностью Совета.
6.2. Привлекает к работе специалистов из
числа ведущих ученых, органов исполнительной власти, средств массовой
информации.
Приложение N 3
к распоряжению
Правительства Москвы
от 28 августа 2003 г. N 1545-РП
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО
СОВЕТА
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ
"ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В Г. МОСКВЕ К
2010 ГОДУ"
Председатель Совета:
Швецова - первый заместитель Мэра
Москвы
Людмила Ивановна в Правительстве Москвы
Заместители председателя Совета:
Филатов - главный государственный
Николай Николаевич санитарный врач по г. Москве
Сельцовский - руководитель Департамента
Андрей Петрович здравоохранения города Москвы
Секретарь Совета:
Лыткина - заведующий отделом
организации
Ирина Николаевна надзора за инфекционными
заболеваниями Центра
госсанэпиднадзора в г. Москве
Члены Совета:
Аксенова - первый заместитель
главного
Ольга Ивановна государственного
санитарного
врача по г. Москве
Кезина - руководитель
Департамента
Любовь Петровна образования города Москвы
Поляков - первый заместитель
руководителя
Сергей Викторович Департамента здравоохранения
города Москвы
Цой - руководитель
Пресс-службы Мэра
Сергей Петрович и Правительства Москвы
Мартин - начальник Управления координации
Владимир Александрович исполнения социальной политики
Сырников - руководитель Департамента
Игорь Куприянович социальной защиты населения
города Москвы
Голышева - главный санитарный врач
Галина Васильевна Московской железной дороги
(по
согласованию)
Иголкин - заместитель префекта Южного
Михаил Иванович административного округа
Гусева - заместитель префекта
Западного
Людмила Ивановна административного округа
Бояринов - заместитель префекта
Северного
Игорь
Александрович административного
округа
Литошин - заместитель префекта
Александр Владимирович Центрального административного
округа
Заботина - заместитель префекта
Валентина Александровна Северо-Восточного
административного округа
Неверова - заместитель префекта
Восточного
Татьяна Анатольевна административного округа
Быков - заместитель префекта
Александр Владимирович Юго-Восточного административного
округа
Ларионова - первый заместитель префекта
Ольга Николаевна Юго-Западного
административного
округа
Подунова - заместитель префекта
Алла Григорьевна Северо-Западного
административного
округа
Забелина - заместитель префекта
Татьяна Николаевна Зеленоградского
административного округа