МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
18 декабря 2003 г.
N 314
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА
В целях совершенствования помощи
детям-инвалидам и инвалидам с детства
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Концепцию
"Совершенствование медико-социальной и
психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Московской
области" (приложение N 1).
2. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Правительства
здравоохранения Московской области Г.В.Тамазян.
Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства здравоохранения
Московской области
от 18.12.2003 г. N 314
КОНЦЕПЦИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Обоснование
Концепции
Ежегодные статистические данные
показывают, что количество инвалидов детского возраста из года в год остается
на довольно высоких цифрах. Несмотря на совершенствование диагностической и
методической лечебной базы, число детей-инвалидов и инвалидов с детства
принципиально не снижается. Данный феномен, требует тщательного изучения не
только причин наступления инвалидности у детей, но и анализа оказываемой им
реабилитационной помощи на всех этапах лечения.
В настоящее время реабилитационная служба
Московской области представлена несколькими отделениями восстановительного
лечения, расположенными в трех больницах областного подчинения и на базе
муниципальных ЛПУ. Мощность функционирующих отделений позволяет охватить
реабилитационной помощью лишь третью часть детей-инвалидов и инвалидов с
детства. Оставшаяся часть инвалидов получает восстановительное лечение в ЛПУ
общей сети.
Оснащение отделений восстановительного
лечения и поликлиник, проводящих реабилитационное лечение инвалидов, в основном
направлено на использование лечебной физкультуры, массажа и
физиотерапевтических процедур. Ортоптическую службу имеют только 19 районов,
методику БОС, мануальную терапию и иглорефлексотерапию используют только в 5
территориях, даже такие кабинеты как ЛФК и массаж функционируют не во всех
муниципальных образованиях. Арсенал реабилитационных технологий требует
принципиального обновления.
Расположение отделений восстановительного
лечения на базе центральных районных и городских поликлиник, а также
осуществление реабилитационного лечения в амбулаторном режиме, делает
проблематичным оказание реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в
сельской местности.
Подразделения, целенаправленно
занимающиеся реабилитацией детей с перинатальной патологией, представлены в
области единственным отделением. В связи с необходимостью акцентировать
внимание на раннем выявлении и коррекции инвалидизирующих нарушений необходимо
распространять опыт работы отделения в области.
Требует совершенствования система
подготовки кадров в области реабилитации и благоприятным фактором в этом
вопросе является сотрудничество с Российским реабилитационным центром
"Детство", являющимся ведущим учреждением по проблемам комплексной
реабилитации детей-инвалидов. Расположение центра на территории Московской
области может во многом способствовать решению проблем обучения врачей детской
реабилитологии, передачи опыта организации и работы реабилитологических центров
и отделений.
Специалистами областных учреждений,
имеющих в своем составе отделения восстановительного лечения, используются
многие современные методики реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.
Однако быстрое развитие реабилитационных технологий, предложение на рынке
новых, более эффективных методов и подходов требует постоянного обновления
аппаратуры и оснащения кабинетов реабилитации. Поэтому вопросы финансирования
учреждений остаются актуальной проблемой для обеспечения адекватного
реабилитационного процесса.
Несмотря на функционирование в области 27-ми
муниципальных центров реабилитации, принадлежащих системе социальной защиты
населения, ежегодный охват ими детей-инвалидов и инвалидов с детства составляет
около 40%. Режим работы большей части центров способствует ежедневному
перемещению родителей с детьми-инвалидами и инвалидов по транспортным потокам
города и/или сельской местности. Поэтому развитие системы комплексной
реабилитации неотделимо от решения проблемы доставки инвалидов к месту
реабилитации.
Достаточно низкий показатель полной
реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства - в среднем 3%, требует
серьезного изучения причин ухудшения здоровья на фоне развития сети медико-социальных реабилитационных подразделений и
учреждений.
Несмотря на введение в области
профилактических мер - мониторинга врожденных пороков развития,
периконцепционной профилактики, скрининга на ФКУ и гипотиреоз, процент
детей-инвалидов с присвоенной категорией "ребенок-инвалид" сроком до
достижения 18-летнего возраста достаточно высок - 12%.
Слабым местом в реабилитации инвалидов
остается обеспечение каждого инвалида индивидуальной программой реабилитации
(ИПР). Анализ итогов прошедшего года показал, что только 34% инвалидов имеют
ИПР. Между тем, реабилитационный процесс, как любое действие, направленное на
возвращение здоровья, должен быть индивидуален. Поэтому необходимо повысить
информированность, прежде всего населения, о необходимости составления и
выполнения ИПР.
В области не налажен процесс
преемственности между учреждениями, занимающимися реабилитацией детей-инвалидов
и инвалидов с детства. Каждое ведомство ведет свой учет оказания
реабилитационной помощи инвалидам. Обмен информацией между ведомствами носит
стихийный характер. Нет единого центра, собирающего информацию об объемах
оказанной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства. В
связи с этим необходимо провести комплекс мероприятий по созданию единого
информационно-методического центра. Создание такого центра позволило бы
проводить аналитическую работу, необходимую для планирования реабилитационной
помощи.
С 2000 года при Правительстве Московской
области создан Координационный совет по делам инвалидов.
Важное место в профилактике инвалидности
занимает реабилитация детей в системе образования. В муниципальных ДДУ
Московской области функционируют 370 групп для детей с различными нарушениями,
охватывающими реабилитационной помощью около 8 тыс. детей дошкольного возраста.
Однако потребность в таких специализированных группах гораздо выше, кроме того,
не все административные образования Московской области используют такую форму
работы. Из 73-х территорий только в 29 созданы группы, специализирующиеся на
реабилитации детей с определенной патологией.
Высокий процент патологии, выявленный при
проведении Всероссийской диспансеризации у детей школьного возраста, заставляет
задуматься о введении реабилитационных мероприятий в школах. В настоящее время
ни в одной из школ не практикуется данный вид работы. Наряду с этим, занятия
ЛФК с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательной системы, непосредственно
в школе может быть хорошей альтернативой урокам физкультуры, от которых они
освобождены. Учитывая все возрастающую нагрузку школьников, в школах можно
разместить кабинеты психологической разгрузки для детей, страдающих неврозами,
эмоциональной и поведенческой лабильностью. Для детей младших классов возможна
организация сенсорных комнат и их использование для снижения стресса при
адаптации ребенка-инвалида к школе.
1. Введение
Стратегия в области реабилитации
детей-инвалидов и инвалидов с детства предусматривает реализацию права
гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь (Конституция РФ, статья 41),
системное развитие реабилитационных учреждений различного ведомственного
подчинения, развитие сотрудничества между всеми государственными структурами,
занимающимися решением проблем реабилитации.
Организация реабилитационной службы
должна учитывать удельный вес различных нарушений в отклонении здоровья и
предусматривать возможность использования всего арсенала методов
восстановительной терапии - от самых простых до новейших технологий лечения
заболеваний.
Реабилитация детей-инвалидов и инвалидов
с детства должна проводиться непрерывно - в реабилитационном учреждении, в
детском коллективе, дома. Полноценная реабилитация ребенка-инвалида и инвалида
с детства может быть осуществлена только в условиях скоординированного
взаимодействия всех служб, занимающихся оказанием помощи данным категориям
больных, и при непременном участии в процессе реабилитации семьи.
Организация реабилитационной помощи
должна базироваться на соблюдении основных принципов реабилитации непрерывности
процесса, комплексности подхода к лечению и преемственности между учреждениями,
имеющими разную ведомственную подчиненность.
2. Цель и задачи
Концепции
Целью Концепции по реабилитации
детей-инвалидов и инвалидов с детства является создание единой системы
медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических
мероприятий, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений
здоровья.
Ключевой задачей реабилитационной службы
является создание условий для полноценной интеграции ребенка-инвалида и
инвалида с детства в коллектив сверстников, поддержание его оптимальной
способности к физическому и психическому развитию и труду.
Основными задачами Концепции являются:
- создание условий для ранней и
своевременной диагностики заболевания или нарушения жизнедеятельности;
- своевременное обеспечение инвалида и
его семьи необходимыми видами медицинской, психологической, социальной и
педагогической помощи;
- обеспечение равного доступа к
реабилитационным мероприятиям инвалидов, имеющих разный социальный статус;
- использование современных методов контроля за динамикой показателей функционирования органов и
систем;
- формирование единых подходов к реабилитации
детей-инвалидов и инвалидов с детства на всей территории области;
- формирование единой научно-методической
основы службы реабилитации;
- создание условий для полноценного
психического развития ребенка-инвалида и инвалида с детства;
- создание системы профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение развития инвалидизации у детей;
- организация рационального обучения и
реабилитационной помощи детям-инвалидам в системе образования;
- создание условий для получения
начального и среднего образования в соответствии с интеллектуальными
возможностями ребенка;
- обеспечение обучения кадров для работы
в системе реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства;
- постоянное повышение уровня
квалификации специалистов в области реабилитации;
- создание доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной
реабилитации;
- обеспечение гарантии государственного
финансирования службы реабилитации;
- создание электронной базы учета
детей-инвалидов и инвалидов с детства;
- активное привлечение к процессу
реабилитации членов семьи ребенка-инвалида и инвалида с детства;
- обеспечение раннего
психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка-инвалида и инвалида с
детства.
3. Основные
принципы, механизмы и этапы реализации
Концепции
Основополагающее значение для реализации
Концепции имеют следующие принципы:
- единый государственный подход к
реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в соответствии с Федеральным
законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- единообразие учета детей-инвалидов и
инвалидов с детства с использованием достижений компьютерных технологий;
- планомерное развитие сети
реабилитационных учреждений с учетом потребностей Московской области;
- содействие эффективности работы
реабилитационных учреждений;
- обеспечение подготовки кадров в области
реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства;
- развитие системы мероприятий по
профилактике инвалидности у детей.
Механизмы
реализации Концепции
Приоритетными направлениями реализации
Концепции являются:
- расширение сети реабилитационных
отделений и учреждений различной ведомственной подчиненности;
- создание сети отделений по реабилитации
детей с перинатальной патологией;
- обеспечение детей-инвалидов и инвалидов
с детства лекарственными средствами, необходимыми для компенсации нарушений или
тормозящими прогрессирование болезни;
- обеспечение детей-инвалидов и инвалидов
с детства техническими средствами реабилитации, необходимыми для компенсации
физического или физиологического дефекта;
- обеспечение государственного
финансирования службы реабилитации;
- расширение использования
реабилитационных методик в реабилитационных центрах и отделениях, детских
дошкольных учреждениях;
- введение реабилитационных методов в
работу начальных и средних школ;
- создание системы подготовки и
переподготовки кадров в области реабилитации;
- разработка единых научно-методических
основ службы реабилитации;
- обеспечение введения современных
реабилитационных технологий в практику реабилитационной службы;
- взаимодействие с общественными
организациями;
- повышение информированности населения
по вопросам реабилитации инвалидов.
Этапы реализации
Концепции
Для обеспечения последовательности в
достижении цели и задач Концепции работа может выполняться в три этапа.
1 этап: 2003-2004
годы
- создание компьютерной программы по
учету детей-инвалидов и инвалидов с детства;
- внедрение программы в практику
муниципального и областного здравоохранения;
- формирование единой межведомственной
электронной базы учета детей-инвалидов и инвалидов с детства;
- создание единого научно-практического
центра по проблеме комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с
детства, профилактике детской инвалидности;
2 этап: 2004-2005
годы
- проведение мониторинга оказания
реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства учреждениями
Московской области (областного и муниципального подчинения);
- прогнозирование структуры и величины
детской-инвалидности и инвалидности с детства на основе изучения рождаемости
детей с врожденной и наследственной патологией, а также заболеваемости,
обусловленной развитием болезней с наследственной предрасположенностью;
- прогнозирование величины
детской-инвалидности и инвалидности с детства, обусловленной приобретенной
патологией;
- определение необходимого количества
реабилитационных учреждений различной ведомственной подчиненности, их
профилированности и обеспеченности кадрами;
- расчет необходимых затрат на
обеспечение детей-инвалидов и инвалидов с детства лекарственными средствами и
техническими изделиями реабилитации на основе индивидуальных потребностей;
- проведение работы по повышению
образовательного уровня специалистов и населения по проблемам реабилитации;
3 этап: 2005-2006
годы
- разработка областных и муниципальных
программ по реализации основных положений Концепции реабилитации;
- внедрение эффективной системы
мероприятий службы реабилитации на основе прогнозов и расчета потребностей;
- пересмотр нормативных актов, положений
и стандартов по оказанию реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с
детства;
- обучение кадров в области реабилитации
детей-инвалидов и инвалидов с детства;
- создание системы мероприятий
непрерывного процесса реабилитации;
- создание системы мероприятий по
профилактике инвалидности у детей;
- формирование научно обоснованного
единого подхода к реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.