КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
19 декабря 2003 г.
N 10/1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив
доклад заведующего отделом первичной медицинской помощи Павловой О.В., коллегия
Министерства здравоохранения Московской области отмечает, что современный этап
развития скорой медицинской помощи характеризуется выраженным влиянием негативных
факторов социально-экономического развития общества (снижение уровня жизни,
повышение уровня травматизма, в первую очередь дорожно-транспортного и
криминогенного, ослабление профилактической направленности здравоохранения,
ограниченная доступность медикаментов для большинства людей пожилого возраста).
Оказание скорой медицинской помощи,
уровень ее организации влияет на снижение потерь общества от острых
заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью
населения, как в условиях штатного функционирования, так и в условиях
чрезвычайных ситуаций.
Служба скорой медицинской помощи включает
в себя 25 станций и 58 отделений скорой медицинской помощи, в которых работают
1100 врачей и 3100 средних медработников.
За 5 лет количество бригад скорой
медицинской помощи увеличилось на 160 (на 7%) за счет фельдшерских бригад с 990
до 1138 (на 15%), что соответствует рекомендации приказа Минздрава России от 26.03.99. N 100 "О совершенствовании организации
скорой медицинской помощи населению".
Ежегодно фельдшерскими бригадами
обслуживается 46,9% вызовов, общеврачебными - 43%, бригадами интенсивной
терапии - 6%, другими специализированными бригадами - 2,3% и психиатрическими -
1,8%.
Каждый год выполняется около 2,1 млн.
вызовов.
Первое место в структуре занимают вызовы
к больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, на втором - вызовы к больным с
хроническими неспецифическими заболеваниями легких, затем -травмы
и несчастные случаи. Число вызовов по поводу ДТП стабильно и составляет 17,0
тыс. (на 0,8%).
Из общего количества вызовов: несчастные
случаи составляют 10,4%, 78,2% внезапные заболевания и состояния,
безрезультатных вызовов 6,3%, что указывает на высокую затратность и низкую
эффективность работы бригад скорой медицинской помощи.
За 5 лет общее количество вызовов
увеличилось на 9,3%, на 15% увеличилось число вызовов по поводу несчастных
случаев, при этом среднее число вызовов на бригаду в течение суток сохраняется
на уровне 10,5 (при нормативе 14).
Обращаемость населения за скорой
медицинской помощью в 2002 г. составила 340,8 (на 1 тыс. населения), против
309,4 в 1998 г. при плановом нормативе областной программы государственных
гарантий - 336,5. Обращаемость сельских жителей соответственно 377,7 и 332,8.
Наибольший рост отмечен в Звенигороде (749), Шаховском (610), Талдомском и
Серебряно-Прудском (602), Лотошинском (520), Солнечногорском (468) районах,
городах Рошаль, Дубна (452).
Динамика вызовов скорой медицинской
помощи связана с нерешенными проблемами освобождения высокозатратной службы
скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций, подменой обязанности
амбулаторно-поликлинической службы по помощи на дому. Половина всех вызовов
приходится на часы работы поликлиник, при этом каждый второй вызов - к
хроническим больным.
Сохраняется высоким
процент непрофильных перевозок (транспортировка хронических больных в
стационары и санатории) -14%. Так, непрофильные перевозки составляют в
Серебряно-Прудском (35%), Шатурском, Талдомском районах и городе Электрогорске
по 26%.
Финансовые затраты на ежегодное
содержание станций и отделений скорой медицинской помощи растут. Удельный вес
этих затрат в 2003 г. составил 10,9%, против 7,2% в 2000 г.
За последние годы наметились существенные
сдвиги в укреплении материально-технической базы станций скорой медицинской
помощи, построены новые здания станций СМП в Пушкинском, Раменском, Щелковском,
Химкинском районах, городах: Бронницы, Дубна, Клин и Подольске.
На 50% обновился парк машин скорой помощи. Бригады СМП полностью обеспечены
медицинскими укладками, электрокардиографами, дыхательной аппаратурой.
Принимаются меры по созданию автоматизированной системы учета и контроля
материально-технических и кадровых ресурсов станций (отделений) скорой
медицинской помощи, модернизации средств связи. Вместе
с тем, 70% станций скорой медицинской помощи находятся в приспособленных
зданиях, часть из них не имеет теплых гаражей. Существуют проблемы с
обеспечением бригад СМП наркозной аппаратурой, дефибриляторами и глюкометрами.
Имеющиеся недостатки в обеспечении СМП
лекарственными препаратами в большей степени связаны с отсутствием надлежащего
учета за их рациональным расходованием.
Укомплектованность
подразделений скорой медицинской помощи врачами составляет 93%, средним
медицинским персоналом 98%, физическими лицами соответственно 46% и 72%.
Несмотря на то, что количество врачей скорой медицинской помощи, имеющих
квалификационную категорию, увеличилось с 20% до 35,6%, а сертификат
специалиста имеют 67% врачей не решены проблемы по обучению медицинского
персонала скорой медицинской помощи мануальным навыкам интенсивной терапии
из-за отсутствия тренажеров и манекенов.
Не разработаны протоколы (стандарты)
оказания скорой медицинской помощи, учитывающие этапы ее оказания и отражающие
преемственность в их деятельности, объемы и виды помощи.
В целях совершенствования скорой
медицинской помощи Московской области необходим комплексный подход в решении
организационно-методических, управленческих и материально-технических проблем
функционирования скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Системное решение задач по развитию
скорой медицинской помощи возможно на основе программно-целевого планирования -
разработки и принятия отраслевой целевой программы "Скорая медицинская
помощь"
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Заместителям министра здравоохранения
Московской области Берташ С.А., Тамазян Г.В., декану ФУВ МОНИКИ Агафонову Б.В.:
1.1. Разработать отраслевую областную
программу "Скорая медицинская помощь". Срок исполнения - 2 квартал
2004 г.
1.2. Подготовить предложения по
проведению эксперимента организации отделений неотложной медицинской помощи на
базе амбулаторно-поликлинических учреждений и муниципальных стационаров. Срок
исполнения - 1 квартал 2004 г.
1.3. Разработать протоколы (стандарты) по
оказанию скорой медицинской помощи населению Московской области. Срок
исполнения - 4 квартал 2004 г.
2. Заместителю министра здравоохранения
Московской области Шаркову Н.А., заместителю министра здравоохранения
Кузнецовой Т.Ф. и декану ФУВ МОНИКИ Агафонову Б.В.:
2.1. Организовать подготовку медицинского
персонала скорой медицинской помощи по вопросам оказания медицинской помощи в
условиях чрезвычайных ситуаций. Срок исполнения
2004 и 2005 гг.
3. Заместителю министра здравоохранения
Московской области Кузнецовой Т.Ф. и декану ФУВ МОНИКИ Агафонову Б.В.:
3.1. Организовать подготовку и аттестацию
спасателей из числа медицинского персонала станций (отделений) скорой
медицинской помощи. Срок исполнения - 3 квартал 2004 г.
3.2. Обсудить на постоянно действующем
семинаре для руководителей МОУЗ вопрос готовности СМП к работе в условиях
чрезвычайных ситуаций. Срок исполнения - 2004 г.
3.3. Обеспечить кафедру скорой
медицинской помощи ФУВ МОНИКИ тренажерами и муляжами в рамках программы
"Совершенствование службы медицины катастроф". Срок исполнения - 2004
г.
4. Заместителю министра здравоохранения
Московской области Кузнецовой Т.Ф., директору ТЦМК Министерства Московской
области Пахоменко Л.А.:
4.1. Подготовить предложения по
использованию выделенного в 2003 году санитарного транспорта для обеспечения
ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом предложений муниципальных органов
управления здравоохранением. Срок исполнения - 2 квартал 2004 г.
5. Руководителям
органов управления здравоохранением: главному врачу ЦГБ г. Звенигорода
С.П.Зинченко, главному врачу Лотошинской ЦРБ В.А.Вдовиной, главному врачу
Серебряно-Прудской ЦРБ В.В.Растегаеву, главному врачу Солнечногорской ЦРБ
Н.Е.Проваторову, председателю комитета по здравоохранению г. Рошаль
Н.М.Мартыновой, главному врачу Талдомской ЦРБ Е.В.Кондракову и главному врачу
Шаховской ЦРБ М.Г.Коробко:
5.1. Указать на низкую организацию работы
первичной медико-санитарной помощи, приведшей к высокой обращаемости за скорой
медицинской помощью.
6. Руководителям муниципальных органов
управления здравоохранением:
6.1. Заслушать отчеты главных врачей
станций скорой медицинской помощи на медицинских советах. Срок исполнения -
2004 г.
6.2. Обеспечить контроль
за деятельностью станций (отделений) скорой медицинской помощи. Срок
исполнения постоянно.
6.3. Принять меры к созданию в структуре
амбулаторно-поликлинической службы отделений (кабинетов) неотложной медицинской
помощи. Срок исполнения - 2004 г.
6.4. Продолжить внедрение
автоматизированных систем управления скорой медицинской помощью. Срок
исполнения - 2004-2005 гг.
7. Контроль за исполнением решения Коллегии Министерства здравоохранения Московской области
возложить на заместителей министра здравоохранения Правительства Московской
области-начальника управления организации медицинской помощи взрослому
населению Берташ С.А., начальника управления организации медицинской помощи
матерям и детям Тамазян Г.В. и начальника второго отдела Кузнецову Т.Ф.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
Секретарь Коллегии
О.Ю.СИТНИКОВА