ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
19 октября 1998 г.
МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
21 октября 1998 г.
ПРИКАЗ
N 574/579
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОРОДСКОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
В соответствии с
Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании" от 02.07.92 г., на основании инструктивного
письма Министерства просвещения СССР от 21.11.74 г. N 102-М, постановления
Правительства РФ от 12.03.97 г. N 288 "Об утверждении типового положения о
специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучения
воспитанников с отклонениями в развитии", с учетом Федерального Закона
"Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", принятого
Государственной Думой 18 июля 1996 года и в целях определения адекватных
специальных образовательных условий для обучения детей с психическими и
интеллектуальными отклонениями в развитии, приказываем:
1. Создать городскую
медико-психолого-педагогическую комиссию (далее комиссию) по комплектованию
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей.
Срок до 01.01.99 г.
2. Утвердить Временное Положение о
городской медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых
детей (Приложение 1).
3. Утвердить Перечень показаний и
противопоказаний по приему детей в специальные (коррекционные) школы-интернаты
(школы) для умственно отсталых детей (Приложение 2).
4. Утвердить заключение городской
медико-психолого-педагогической комиссии (Приложение 3) и форму журнала учета
детей, прошедших обследование на комиссии по комплектованию специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей (Приложение
4).
5. Главному врачу ДПБ N 6 Кожевниковой
В.Ю.:
5.1. Организовать работу Городской
медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей на базе
диспансерного отделения детской психиатрической больницы N 6 по адресу: Москва,
5-й Донской проезд, дом 21-а в соответствии утвержденного временного положения.
5.2. Представить проект штатного
расписания. Срок до 01.11.98 г.
6. Заместителю председателя Комитета здравоохранения
Лукашеву А.М. внести изменения в объем плановых ассигнований детской
психиатрической больницы N 6 в соответствии с п. 5 настоящего приказа.
7. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов, начальникам окружных управлений образования и главным
врачам психоневрологических диспансеров:
7.1. Обеспечить контроль
за направлением детей на Городскую медико-психолого-педагогическую
комиссию в соответствии с утвержденным положением.
7.2. Создать окружные
медико-психолого-педагогические комиссии по комплектованию специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Копии
приказов представить в отдел медицинской помощи детям и матерям Комитета
здравоохранения. Срок до 01.12.98 г.
8. Начальникам окружных управлений
образования обеспечить контроль за комплектованием
специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основании заключения
городских и окружных (районных) медико-психолого-педагогических комиссий.
9. Считать утратившим силу приказ
Комитета здравоохранения Москвы от 14.07.90 г. N 435 "Об организации
штатной медико-педагогической комиссии по отбору детей с недостатками
умственного развития"
10. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя
Московского Комитета образования Селявину Л.К. и первого заместителя
руководителя Комитета здравоохранения г. Москвы Лешкевича И.А.
Председатель Комитета
здравоохранения Москвы
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
Председатель Московского
Комитета образования
Л.П.КЕЗИНА
Приложение N 1
к приказу
Комитета здравоохранения
и Московского комитета образования
от 19.10.1998, 21.10.1998 г. N 574/579
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМИССИИ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует
порядок определения адекватных специальных образовательных условий для обучения
детей с психическими и интеллектуальными отклонениями в развитии.
1.2. Положение
разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от
02.07.92 г., на основании инструктивного письма Министерства просвещения СССР
от 21.11.74 г. N 102-М, постановления Правительства РФ от 12.03.97 г. N 288
"Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучения воспитанников с отклонениями в
развитии", с учетом Федерального Закона "Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", принятого
Государственной Думой 18 июля 1996 года.
1.3. Городская
медико-психолого-педагогическая комиссия (в дальнейшем - комиссия), в своей
деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации и Правительства города Москвы, международными актами в
области защиты прав ребенка, решениями Московского комитета образования и
Комитета здравоохранения.
1.4. Комиссия организуется совместным
приказом Московского комитета образования и Комитета здравоохранения г. Москвы.
1.5. Работа комиссии строится на
принципах объективности, качественного анализа, системности и комплексного
подхода в решении проблем несовершеннолетних с отклонениями в развитии.
1.6. Деятельность комиссии обеспечивается
детской городской психиатрической больницей N 6 Комитета здравоохранения г.
Москвы.
1.7. Контроль за
деятельностью комиссии осуществляется Московским комитетом образования и
Комитетом здравоохранения г. Москвы.
II. Цели и задачи
Комиссия осуществляет дифференцированный
отбор детей с недостатками умственного развития в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения для умственно отсталых детей:
- уточняет диагностику психических
недостатков в развитии детей;
- устанавливает их права на образование в
условиях общеобразовательных или специальных (коррекционных) образовательных
учреждений;
- разрешает конфликты между родителями
(законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными
(районными) медико-психолого-педагогическими комиссиями;
- оказывает консультативную,
организационную и методическую помощь в работе окружных (районных)
медико-психолого-педагогических комиссий;
- участвует в разработке предложений по
улучшению процесса обучения, воспитания и медицинской помощи детям с нарушением
умственного развития.
III. Основные
функции
3.1. Комиссия проводит работу по:
- выявлению особенностей развития детей;
- определению адекватных специальных
образовательных условий обучения;
- составлению соответствующих
рекомендаций, способствующих реабилитации детей с отклонениями в развитии;
- выводу из специальных (коррекционных)
образовательных учреждений или переводу из одного типа учреждения в другое;
- направлению в учреждения Комитета
социальной защиты детей, не подлежащих общению в специальных образовательных
учреждениях по состоянию здоровья и интеллекта;
3.2. Обеспечивает консультативную помощь:
- родителям (законным представителям),
дети которых имеют психические недостатки;
- педагогическим и медицинским работникам
по вопросам связанным со специальными образовательными условиями для детей;
- окружным
медико-психолого-педагогическим комиссиям.
IV. Состав комиссии
4.1. Председатель комиссии -
представитель Московского комитета образования,
заместитель председателя комиссии -
врач-психиатр специализированного лечебного учреждения Комитета
здравоохранения,
члены комиссии: врач-психиатр,
дефектолог, логопед, психолог, медицинская сестра.
4.2. В состав комиссии могут назначаться
только лица, имеющие высшее психологическое, педагогическое (дефектолог,
логопед), медицинское (врач-психиатр), и среднее медицинское образование
(медицинская сестра), а также опыт работы по специальности не менее 5-ти лет.
4.3. Персональный состав членов комиссии
утверждается приказом главного врача ДПБ N 6.
V. Порядок работы
5.1. Комиссия работает по определенному
графику в течение года с учетом ежедневной нагрузки не более 6 человек (1
больной в час).
5.2. График работы комиссии составляется
на календарный год и утверждается Московским комитетом образования и Комитетом
здравоохранения г. Москвы.
5.3. Заседания проводятся при полном
составе комиссии.
5.4. На комиссию направляются дети с
отклонениями в развитии от 5 лет и старше (дети с положительными отметками из
общеобразовательных учреждений на комиссию не направляются).
5.5. Направление детей на комиссию
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
5.6. Обследование детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, может проводиться комиссией в учреждении,
где они воспитываются, только по письменной заявке директора образовательного
учреждения.
5.7. При обследовании ребенка на комиссии
присутствие родителей (законных представителей) обязательно.
5.8. Комиссия в своих рекомендациях
руководствуется показаниями и противопоказаниями по приему детей в
специализированные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно
отсталых детей.
5.9. Результаты обследования ребенка
отражаются в заключении комиссии, которое является
основанием для направления ребенка при обязательном согласии его родителей
(законных представителей) в специальное (коррекционное) образовательное
учреждение.
5.10. Комиссия ведет журнал учета детей,
прошедших обследование.
5.11. На основании обследования ребенка
делается запись в амбулаторной карте (ф. 025/у) и оформляется медицинское
заключение. Родителям (законным представителям) ребенка даются рекомендации о
формах его коррекционного обучения, социальной реабилитации и адаптации
ребенка. Медицинское заключение с решением и рекомендациями комиссии выдается
родителям (законным представителям) ребенка на руки, без диагноза. Выписка из
медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного (ф. 027/У) с
развернутым диагнозом отклонения в развитии, рекомендациями по обучению,
лечению, а также типа учреждения (системы органов образования, здравоохранения
или социальной защиты населения) Комиссия в установленном порядке направляет
врачу-психиатру по месту жительства ребенка.
5.12. Заключение о направлении ребенка в
специальное (коррекционное) образовательное учреждение принимается при
единогласном решении членов комиссии.
5.13. В тех случаях, когда окончательный
диагноз о степени умственной отсталости может быть установлен лишь в процессе
учебно-воспитательной работы (пограничных состояниях между дебильностью и
задержкой психического развития, между дебильностью и имбецильностью), ребенок
направляется в специальное (коррекционное) образовательное учреждение с целью
уточнения диагноза сроком не более одного года. В случае необходимости, по
истечении этого срока, он повторно направляется на комиссию для определения
типа учреждения, в котором ребенок должен обучаться. Для решения сложных
вопросов психического состояния ребенка и уточнения диагноза комиссия
направляет детей в специализированные стационары.
5.14. Комиссия проводит анализ своей
деятельности с предоставлением ежегодного отчета с выводами и предложениями в
Московский комитет образования и Комитет здравоохранения в июне месяце.
VI. Порядок приема
детей на комиссию
6.1. Запись на комиссию производится
секретарем комиссии по телефону или при личной явке родителей (законных
представителей) ребенка. Им сообщается дата, время и место прохождения
комиссии.
6.2. Запись на комиссию осуществляется по
направлению:
- окружных (районных)
медико-психолого-педагогических комиссий;
- врачей-психиатров диспансерного
и стационарных отделений ДПБ N 6;
- врачей-психиатров по месту жительства
ребенка;
- муниципальных органов опеки и
попечительства при наличии заключения психиатра поликлиники по месту жительства
ребенка;
- заявления руководителя специального
(коррекционного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
6.3. При записи на комиссию предоставляются следующие документы:
- подробная выписка из истории развития
ребенка, составленная детским психиатром с обоснованным диагнозом, данными
проведенного лечения и характеристикой умственного развития ребенка;
- заключение педиатра, окулиста,
отоларинголога с развернутым диагнозом, данными аудиограммы (при показаниях);
- педагогическая характеристика ребенка
из образовательного учреждения, отражающая данные о продолжительности обучения,
подробный анализ успеваемости и поведения, мероприятия, проведенные в целях
повышения успеваемости (индивидуальная и другие формы помощи);
- заключение логопеда - для детей,
занимающихся с логопедом;
- письменные работы по русскому языку и
математике (для детей школьного возраста).
Приложение N 2
к приказу
Комитета здравоохранения
и Московского комитета образования
от 19.10.1998, 21.10.1998 г. N 574/579
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ
(КОРРЕКЦИОННЫЕ)
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ) ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ
Приему в специализированные
(коррекционные) школы-интернаты (школы) подлежат умственно отсталые дети в
возрасте 7-10 лет (старше в порядке исключения) как обучавшиеся в
общеобразовательной школе, так и не обучавшиеся.
Медицинскими показателями по приему детей
в специализированные (коррекционные) школы-интернаты (школы) являются:
- олигофрения в степени дебильности
различного генеза;
- органическая деменция до степени
дебильности, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных,
травматических и других постнатальных поражений головного мозга;
- эпилептическая деменция до степени
дебильности (при отсутствии дневных или частных ночных судорожных припадков);
- шизофреническая деменция до степени
дебильности (при отсутствии психотических расстройств);
- олигофрения в степени не резко
выраженной имбецильности с достаточно развитой речью, при наличии способности к
приобретению простых трудовых навыков и элементарных школьных знаний.
Медицинскими противопоказаниями к приему
в специализированные (коррекционные) школы-интернаты (школы) являются:
- тяжелые формы слабоумия;
- олигофрения в степени выраженной
имбецильности;
- идиотия различной этиологии, в том
числе и при болезни Дауна;
- органическая деменция с выраженной дезадаптацией - (отсутствие навыков самообслуживания).
Примечание: дети, страдающие названными
формами слабоумия, направляются в соответствующие учреждения Комитета
социальной защиты населения.
Приложение N 3
к приказу
Комитета здравоохранения
и Московского комитета образования
от 19.10.1998, 21.10.1998 г. N 574/579
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГОРОДСКОЙ
МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМИССИИ Г. МОСКВЫ
Фамилия _________________________ имя
________________________
отчество ______________________
год и месяц рождения _____________
Кем направлен на комиссию
________________________________________
__________________________________________________________________
Анамнестические
сведения: ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Данные
медико-педагогического обследования: ______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Данные
медицинского обследования: ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Данные
психолого-педагогического обследования: ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
сведения ребенка
об окружающем ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
восприятие
времени и пространства ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
особенности
внимания _____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
особенности
памяти _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
данные
логопедического обследования ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Состояние счета,
чтения, письма: _________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера
и поведение ребенка,
целенаправленность
его деятельности ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности
мышления - процесс
анализа, синтеза, отвлечение,
обобщение,
понимание причинно-следственных связей ________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение
комиссии
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации
комиссии ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Председатель комиссии
______________________ /______________ /
Зам. председателя
__________________________ /______________ /
Врач-психоневролог
_________________________ /______________ /
Дефектолог
_________________________________ /______________ /
Логопед
____________________________________ /______________ /
Секретарь комиссии
_________________________ /______________ /