ВОПРОС: В типовом договоре на оказание
телефонных услуг связи местный узел связи предусмотрел пени за просрочку оплаты
1% в день и не соглашается снизить ее размер, ссылаясь на то, что договор их -
публичный и все условия для потребителей у них одинаковые и менять их они не
имеют права. Правомерны ли действия узла связи.
ОТВЕТ: Публичным
договором, согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный
коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров,
выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру
своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился
(розничная торговля, перевозка транспортном общего пользования, услуги связи,
энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Поэтому договор на оказание телефонных
услуг связи является публичным. Цена товаров, работ и услуг, а также иные
условия публичного договора (п. 2 ст. 426 ГК РФ) устанавливаются одинаковыми
для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми
актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Следовательно, телефонный узел связи
обязан установить одинаковые для всех потребителей условия публичного договора
на оказание им телефонных услуг связи. В случае если условия публичного
договора будут не одинаковыми для всех потребителей, то такие условия будут
ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Более того, типовой договор об оказании
услуг телефонной связи (Приложение N 2 к Правилам оказания услуг телефонной
связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N
1235) прямо предусматривает ответственность потребителя за нарушение сроков
оплаты именно в размере 1% за каждый день просрочки.
Таким образом, действия узла связи, устанавливающие
одинаковые для всех потребителей условия публичного договора в соответствии с
Правилами оказания услуг телефонной сети правомерны.
Директор юридической фирмы
ЗАО "Юнико-94"
М.И.МИЛУШИН
07.1999