КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
18 января 2000 г.
N 1
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО
ВОЗРАСТА,
ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Деятельность
органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений по
обеспечению медико-социальной помощи детям раннего возраста, оставшимся без
попечения родителей, осуществляется в соответствии со стратегическими
направлениями, предусматривающими проведение комплекса мероприятий,
содействующих обретению ребенком семьи на основе решения проблем, связанных с
его здоровьем, развитие реабилитационной помощи в домах ребенка и защиту прав
детей раннего возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Во исполнение этих направлений внесены дополнения и изменения в законодательство Российской
Федерации в части снятия медицинских противопоказаний для усыновления детей,
сокращения срока установления социально-правового статуса ребенка для передачи
его на усыновление. Разработан с учетом изменившегося законодательства и
находится на согласовании проект постановления Правительства Российской
Федерации о положении о доме ребенка. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах
по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" были утверждены нормы питания и табель оснащения домов ребенка.
Совместно с Минобразованием России
разработана и введена в действие постановлением Правительства Российской
Федерации от 09.09.93 N 909 Федеральная целевая программа
"Дети-сироты", которая в последующем включена в состав Президентской
программы "Дети России" и в настоящее время утверждена до 2000 года
включительно.
Минздравом России изданы приказы от
28.09.93 N 227 "О совершенствовании системы организации медицинской помощи
воспитанникам домов ребенка" и от 02.12.99 N 426 "О штатных
нормативах домов ребенка". В соответствии с Семейным
кодексом Российской Федерации разработаны порядок медицинского
освидетельствования детей, подлежащих усыновлению, и граждан, желающих
усыновить детей (приказы Минздрава и Минобразования России от 31.08.94 N
342/184 и от 05.03.96 N 369/641; приказ Минздрава России от 10.09.96 N 332) и
медицинские формы на детей, передаваемых на усыновление (приказ Минздрава
России от 03.07.95 N 195).
С 1999 года разработана и введена
статистическая отчетность, позволяющая анализировать заболеваемость и
инвалидизацию воспитанников домов ребенка.
Республиканскому объединению по
реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов приданы
координирующие функции по организационно-методическому обеспечению деятельности
домов ребенка. На базе кафедры поликлинической педиатрии с курсом
реабилитологии РМАПО Минздрава России организованы постоянно действующие циклы
повышения квалификации для врачей и педагогов, работающих в домах ребенка.
Проводится целенаправленная работа по
развитию реабилитации в домах ребенка. Отработана модель реабилитационной
службы на базе дома ребенка г. Апатиты Мурманской области - эта система
позволила сократить инвалидизацию детей по отдельным нозологическим формам в
2-3 раза, добиться коррекции нарушений по ведущим линиям развития (речевая,
сенсорная, двигательная). В 21 территории организованы
учреждения подобного типа (Архангельская, Владимирская, Орловская, Пермская,
Московская области, Республики Коми, Карелия, Татарстан, Удмуртская и др.).
В комплексной реабилитации детей применяются методы восстановительной терапии,
а также современные технологии педагогической коррекции и социализации. В ряде
домов ребенка внедрены индивидуальные программы реабилитации.
С целью управления
работой домов ребенка по обеспечению воспитанников своевременной адекватной
медицинской помощью в 1998 г. разработана и сертифицирована компьютерная
программа "Состояние здоровья детей, находящихся в домах ребенка
Российской Федерации", на основе которой в Минздраве России создается банк
данных о здоровье детей, позволяющий анализировать состояние их здоровья и
вносить необходимые коррективы в деятельность органов управления
здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений в регионах. В настоящее время за счет средств
Федеральной целевой программы "Дети России" 80 домов ребенка, имеющих
компьютеры, оснащены модемами, инструкциями пользователя и обучены работе с
программой.
На основании Закона Российской Федерации
"О государственных пенсиях в РСФСР" дети
домов ребенка обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца и социальной
пенсией по инвалидности (инструктивное письмо Минздрава России от 25.02.98 N
2510/1676-98-32).
Совместная работа Минздрава России и
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации позволила
при ухудшающемся состоянии здоровья родителей и детей в семьях, из которых дети
поступают в дома ребенка, добиться улучшения состояния здоровья воспитанников.
Вследствие этого по сравнению с 80-ми годами в 1,8 раза увеличилось число
детей, переданных в семью, и в 2,7 раза сократилось число передаваемых в
интернатные учреждения.
Вместе с тем, данные проверок, публикации
в средствах массовой информации, а также представления Генеральной прокуратуры
Российской Федерации свидетельствуют о том, что, несмотря на проводимую работу,
органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения не
обеспечивают в должном объеме медицинскую помощь и правовую защиту интересов
детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.
Данные анкетирования домов ребенка,
полученные из 75 территорий, свидетельствуют о том, что до настоящего времени
15% домов ребенка размещены в неудовлетворительных условиях, в ряде случаев
подлежат закрытию (г. Калач-на-Дону и г. Михайловка Волгоградской области, г.
Маркс Саратовской обл., пос. Иноземцево Ставропольского края и др.). Начала
формироваться тенденция передачи этих учреждений в муниципальную собственность,
вследствие чего заметно ухудшается питание детей, обеспечение медикаментами,
необоснованно сокращаются штаты сотрудников. Очень медленно осуществляется
компьютеризация домов ребенка, что затрудняет создание базы данных о здоровье
воспитанников, а следовательно ограничивает
возможности органов управления здравоохранением в контроле и управлении
обеспечения детям своевременной медицинской помощи.
При удовлетворительном укомплектовании
кадрами 81% педагогов и 78% врачей имеют низкую теоретическую подготовку по
особенностям профилактического наблюдения, донозологической диагностики и
течения соматических заболеваний у детей с нервно-психическими расстройствами.
В большинстве домов ребенка
регистрируется высокий уровень заболеваемости респираторными вирусными и
острыми кишечными инфекциями, а также носительства вируса гепатита В.
По данным проверок домов ребенка в 15-и
территориях 94% воспитанников имеют медотводы от профилактических прививок.
Низок процент осмотра детей врачами-специалистами (стоматолог - 0,2%, хирург -
22%, офтальмолог - 13,7%, отоларинголог - 8,5%). Недостаточно используются
инструментальные методы обследования (от 2 до 19%), вследствие чего диагностика
проводится на основании клинических данных. Во многих случаях не
устанавливается диагноз сопутствующей соматической и др. патологии
(эндокринной, сердечно-сосудистой системы, органа
зрения, хирургических, в т.ч. ортопедических заболеваний, внутриутробной
инфекции). В большинстве домов ребенка основным направлением медицинской помощи
являются уход и симптоматическое лечение. По мнению экспертов
реабилитационная работа развита недостаточно, мало используются методы
активного общения, вследствие чего у 90% воспитанников страдает речевое и
сенсорное развитие. Дефекты психолого-педагогической работы усугубляют
социальную и материнскую депривацию, не компенсируют дефекты развития детей,
вызванные отсутствием семьи.
До 30% детей поступают из
лечебно-профилактических учреждений в дома ребенка недостаточно обследованными, с неустановленным диагнозом заболевания
(ДЦП, гипотиреоз, дисплазия тазобедренных суставов, грыжи и т.д.). От 30 до 40%
детей поступают с диагнозом перинатальная энцефалопатия, за которым скрываются
как серьезные неврологические нарушения, так и незначительные функциональные
отклонения. Выявлены случаи неправильной диагностики заболеваний у детей и
несвоевременной коррекции пороков развития (г.г. Тверь, Ярославль, Тюмень, Шуя
Ивановской области и др.).
По данным единовременной диспансеризации
практически в каждом доме ребенка от 15 до 30% воспитанников имеют
хирургические (в основном грыжи различной локализации), ортопедические
(дисплазия суставов, кривошея, сколиоз и др.) и офтальмологические заболевания,
которые не были диагностированы и по ним не проводилось
лечение. В среднем каждый второй ребенок страдает анемией, гипотрофией или
рахитом, выявленными в период диспансеризации. Имеют
место случаи отсутствия своевременного лечения и коррекции заболеваний (пороки
развития верхней челюсти, гидроцефалия, спинномозговая грыжа), а также
несоответствия диагноза заболевания возрасту ребенка.
На основании анализа медицинских
документов умерших воспитанников домов ребенка (176 детей из 11 территорий)
установлено, что около 50% детей, нуждавшихся в стационарном лечении, были
госпитализированы несвоевременно. В 19,8% случаев смерть наступила в доме
ребенка, т.к., несмотря на наличие медицинских показаний, вопрос о
госпитализации не ставился. Все эти дети в течение длительного времени (до 3-х
месяцев) получали лечение в доме ребенка, которое не было адекватным диагнозу
заболевания и его тяжести. Имелись случаи отказов в госпитализации. Как в домах
ребенка, так и в стационарах причиной смерти, как правило, считается основное
заболевание ребенка (болезнь Дауна, "волчья пасть" и др.), а не те
острые состояния, которые привели к летальному исходу. По мнению экспертов в
81,3% случаев смерть наступила от заболеваний и состояний, присоединившихся к
основному заболеванию.
Проверками выявлены серьезные просчеты в
защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практикуется длительная задержка детей в стационарах по социальным, а не
медицинским показаниям (Республика Татарстан, Рязанская, Нижегородская,
Московская и др. области). Нарушаются порядок и сроки передачи сведений из
лечебно-профилактических учреждений и домов ребенка на детей, подлежащих
усыновлению, в органы опеки и попечительства; порядок хранения, оформления и
выдачи в родильных домах медицинских свидетельств о рождении. Имеются факты
выдачи медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников домов ребенка,
передаваемых на усыновление, не экспертными комиссиями органов управления
здравоохранением, а непосредственно учреждениями, где находятся дети, и т.д.
Кроме того, руководители домов ребенка
принимают необоснованные решения о противопоказаниях к усыновлению, если
ребенок является инвалидом (Чувашская республика, Тульская, Нижегородская
области). В лечебно-профилактических учреждениях практикуются рекомендации
родителям об отказе от ребенка в случае тяжелых нарушений состояния здоровья
детей.
В целях совершенствования медико-социальной помощи детям раннего возраста, оставшимся
без попечения родителей, коллегия решает:
1. Обратить внимание руководителей
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации на снижение
личной ответственности за обеспечение медико-социальной
помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, защиту их
прав и интересов, деятельность домов ребенка.
2. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Принять немедленные меры по
обеспечению медицинской помощи и соблюдению законности в части охраны прав
детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей; разбирать каждый
случай смерти в указанной группе детей с соответствующими организационными
выводами.
2.2. Обеспечить внедрение регистра
состояния здоровья детей в домах ребенка; ежегодную диспансеризацию
воспитанников силами специалистов медицинских ВУЗов, НИИ,
лечебно-профилактических учреждений областного уровня; шире использовать
возможности федеральных медицинских учреждений для оказания
высокоспециализированной медицинской помощи детям-сиротам.
2.3. Осуществлять перевод детей в
интернатные учреждения, вновь поступающих и после перенесенного заболевания,
комиссионно с комплексной оценкой состояния здоровья и развернутыми рекомендациями
по тактике наблюдения, дальнейшему лечению и реабилитации.
2.4. В течение месяца после изменения
диагноза заболевания передавать дополнительные сведения о состоянии здоровья
детей, подлежащих устройству в семью, в органы опеки и попечительства.
2.5. Запретить подготовку и передачу
медицинских документов на усыновляемых детей в органы опеки и попечительства,
минуя медицинские комиссии при органах управления здравоохранением.
2.6. Принять необходимые меры по
увеличению охвата детей в домах ребенка профилактическими прививками,
использовать выделяемую за счет средств федерального бюджета вакцину против
гепатита В в первую очередь для иммунизации указанного
контингента детей.
2.7. Внести на рассмотрение администрации
субъектов Российской Федерации вопрос о приведении материально-технической базы
домов ребенка в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями: о
создании условий для лечебно-диагностической и реабилитационной помощи: о форме
собственности (государственная, муниципальная) каждого дома ребенка с учетом
охраны прав воспитанников.
2.8. Обеспечить повышение квалификации
специалистов домов ребенка по вопросам диагностики, лечения и реабилитации
детей с врожденными и наследственными заболеваниями центральной нервной системы
в сочетании с соматической патологией.
2.9. Информацию о проделанной работе
представить в Минздрав России в июне 2000 г.
3. Главным врачам центров
госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации повысить действенность
государственного надзора за соблюдением санитарно-гигиенических требований по
организации питания и питьевого режима детей в домах ребенка.
4. Управлению охраны здоровья матери и
ребенка (Зелинская Д.И.):
4.1. Осуществить контроль
за деятельностью органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических
учреждений по обеспечению прав детей раннего возраста, оставшихся без попечения
родителей.
4.2. Продолжить работу по внедрению регистра состояния здоровья воспитанников домов ребенка.
Срок - декабрь 2000 года
4.3. Подготовить инструктивные материалы
по унификации основных направлений деятельности домов ребенка.
Срок - февраль 2000 года
4.4. Направить в органы управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации служебные письма по результатам
анализа медицинских документов умерших воспитанников домов ребенка; экспертизы
единовременной диспансеризации воспитанников; по охране прав детей в
учреждениях системы здравоохранения; о работе попечительских советов домов
ребенка.
Срок - май 2000 года
4.5. Разработать методические документы
по приведению в соответствие с МКБ 10-го пересмотра диагностики перинатальных
поражений центральной нервной системы.
Срок - апрель 2000 года
4.6. Совместно с Министерством
образования Российской Федерации подготовить приказ о порядке взаимодействия
органов опеки и попечительства с лечебно-профилактическими учреждениями.
Срок - март 2000 года
5. Департаменту госсанэпиднадзора
(Монисов А.А.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.),
Научному центру здоровья детей РАМН (Баранову А.А.) (по согласованию)
пересмотреть САНПИН по домам ребенка.
Срок - ноябрь 2000 года
6. Управлению охраны здоровья матери и
ребенка (Зелинская Д.И.), Правовому управлению (Мельникова Л.С.):
6.1. Подготовить предложения по внесению
изменений в законодательство Российской Федерации: по перечислению разницы
между назначенной и полагающейся к выплате пенсии детям в период их нахождения
в домах ребенка на полном государственном обеспечении на счета этих учреждений;
о продлении срока реабилитации детей в домах ребенка после 4-х лет.
Срок - март 2001 года
6.2. Обеспечить подготовку сборника
нормативных правовых актов по охране прав детей-сирот и оставшихся без
попечения родителей.
Срок - декабрь 2000 года
7. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.) разработать учебную
программу и обеспечить повышение квалификации врачей домов ребенка по вопросам
специфики течения соматических заболеваний у детей с поражением центральной
нервной системы, умственной отсталостью и двигательными нарушениями.
Срок - сентябрь 2000 года
8. Управлению делами (Белых С.В.)
направить настоящее решение коллегии в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации для информации.
Срок - февраль 2000 года
9. Контроль за
выполнением решения коллегии возложить на Заместителя Министра здравоохранения
Российской Федерации Т.И.Стуколову.
Председательствующий на коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Л.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА