Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 апреля 2007 г. N 9267
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 марта 2007 г.
N 8
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав материалы
государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве
и обороте биологически активных добавок к пище (БАД), установленных
нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю:
В настоящее время на территории
Российской Федерации в обороте находится более 6000 БАД, являющихся источником
пищевых и биологически активных компонентов, витаминов и микронутриентов.
Только в 2006 году Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
зарегистрировано 1825 биологически активных добавок к пище. Из них - 1135
отечественного производства и 690 - зарубежного. Среди зарубежных добавок - 108
производства Китайской Народной Республики.
В целях повышения эффективности и
недопущения негативного воздействия БАД на здоровье населения разработана, с
учетом мирового опыта и практики использования этой продукции в Российской
Федерации, необходимая нормативная и методическая база.
В Российской Федерации
действуют Санитарные правила и нормы, регулирующие оборот БАД на рынке страны -
СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства
и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" (зарегистрированы
Минюстом России 15.05.2003, регистрационный N 4536), СанПиН 2.3.2.1078-01
"Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов" (зарегистрированы Минюстом России 22.03.2002, регистрационный N
3326).
В целях реализации Федеральных законов от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека осуществляется государственная регистрация
БАД.
Разработаны документы, определяющие
рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ и
методы контроля качества и безопасности БАД к пище. Введен в действие список
запрещенных при производстве БАД компонентов, в том числе лекарственных
растений - СанПиН 2.3.2.1153-02 - Дополнение N 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01
"Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов" (зарегистрированы Минюстом России 05.09.2002, регистрационный N
3775).
Роспотребнадзором осуществляется
пострегистрационный мониторинг качества и безопасности
находящихся на потребительском рынке БАД, внедрена в практику отчетность о
результатах государственного надзора за этой продукцией.
Вместе с тем при проведении
государственного надзора выявляются серьезные нарушения при производстве и,
особенно, в сфере реализации БАД.
Наибольшее количество нарушений
пропускается хозяйствующими субъектами в части несоответствия наносимой на
этикетку информации требованиям, установленным законодательными актами и
свидетельством о государственной регистрации БАД. При этом на этикетках
зачастую не приводится в полном объеме ингредиентный состав, сведения об
основных потребительских свойствах, противопоказаниях, отсутствуют указания о
том, что БАД не является лекарством.
По-прежнему отмечаются многочисленные
факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов,
используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную
информацию о потребительских свойствах БАД, рекомендуют их применение в
качестве лечебных препаратов или указывают область применения, не
соответствующую свидетельству о государственной регистрации. Такие случаи имели
место в 2006 г. в г. Москве, Приморском и Пермском краях, Ростовской, Свердловской,
Тульской, Челябинской и других областях.
До сих пор допускается реализация БАД
посредством дистанционных продаж и продаж через дистрибьютеров. Все это
вызывает обоснованные жалобы населения.
Использование производителями
недоброкачественного сырья, несоблюдение правил хранения приводит к реализации
БАД, не отвечающих гигиеническим требованиям. В 2006 г. 3,3% исследованных
образцов БАД не соответствовали нормативам по санитарно-химическим и 4,9% - по
санитарно-микробиологическим показателям.
Наряду с этим в структуре исследований
БАД ведущее место по-прежнему отводится исследованию по микробиологическим
показателям, а не исследованиям на содержание биологически активных
компонентов. Причиной такого положения является отсутствие в ряде центров
гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора соответствующего оборудования,
непринятие должных мер по обучению специалистов методам определения указанных
компонентов, недостаточность информации о новых методах контроля качества БАД.
По результатам
анализа реестра санитарно-эпидемиологических заключений, а также
государственного реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию,
выявлены случаи оформления территориальными органами Роспотребнадзора
документов, подтверждающих соответствие БАД государственным санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормативам (Ульяновская область - 3 свидетельства о государственной
регистрации, Ставропольский край - 1 санитарно-эпидемиологическое заключение,
Кабардино-Балкарская Республика - 1 санитарно-эпидемиологическое заключение), в
то время как территориальные органы Роспотребнадзора не обладают правом выдачи
таких документов.
Кроме того, недостаточно и не на должном
уровне ведутся работы по санитарно-эпидемиологической экспертизе БАД ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", ФГУЗ "Центр гигиены
и эпидемиологии в г. Москве", которым поручено проведение
санитарно-эпидемиологических экспертиз для целей государственной регистрации
БАД.
В настоящее время увеличивается
количество БАД, предлагаемых для детей, с включением в их состав лекарственных
растений.
Низкой остается требовательность к
организациям, осуществляющим деятельность в области производства и оборота БАД,
по неукоснительному соблюдению ими требований законодательства и нормативных
документов.
Не менее актуальной является проблема,
связанная с незаконной реализацией БАД, содержащих в своем составе
сильнодействующие вещества, а в некоторых случаях наркотические средства или
психотропные вещества. По информации Федеральной службы по контролю
за оборотом наркотиков и ее территориальных органов, в подавляющем
большинстве случаев БАД, содержащие в своем составе сильнодействующие вещества,
распространяются незаконно.
В связи с
увеличением ассортимента производимых и реализуемых БАД, расширением
контингентов их потребителей и с учетом накопленного опыта в настоящее время
возникла необходимость внесения изменений в методические документы по
рекомендуемым уровням потребления биологически активных веществ, список
запрещенных при производстве БАД компонентов, внедрения в практику новых
методов их определения, ужесточение требований к сырью, повышения эффективности
государственного надзора за указанной продукцией.
Учитывая изложенное
и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I),
ст. 2, ст. 167; N 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1
(ч. I), ст. 21, 29) и Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003,
N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст.
1752, N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10, N 14, ст. 1458) постановляю:
1. Организациям, осуществляющим ввоз,
производство и оборот БАД, принять меры по:
1.1. Обеспечить качество и безопасность
БАД в соответствии с действующей нормативной и технической документацией.
1.2. При производстве БАД использовать
только зарегистрированное в установленном порядке и стандартизированное, в том
числе и по содержанию активно действующих компонентов, сырье.
1.3. Представлять при регистрации БАД
сведения об отсутствии в них наркотических средств, психотропных,
сильнодействующих, в том числе допинговых и ядовитых веществ.
1.4. Вносить соответствующие изменения в
техническую документацию на БАД и в свидетельство о государственной регистрации
при изменении производителем используемого сырья и ингредиентного состава БАД.
1.5. Не допускать в названиях БАД
терминов, а на упаковке рисунков, вводящих потребителя в заблуждение и
указывающих на предполагаемую эффективность БАД.
1.6. Неукоснительно соблюдать требования
по вынесению на этикетку только той информации, которая согласована при
государственной регистрации БАД.
1.7. Реализацию БАД осуществлять в
организациях торговли, имеющих специализированные отделы и отделы продаж
диетического и лечебно-профилактического питания.
1.8. Обеспечить соблюдение
законодательства при подготовке рекламных материалов БАД.
2. ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию):
2.1. Внести в установленном порядке
изменения в документы, определяющие рекомендуемые уровни потребления пищевых и
биологически активных веществ до 01.07.2007, а также до 01.09.2007 новые методы
определения БАД в методы контроля качества и безопасности биологически активных
добавок к пище.
2.2. Уточнить список биологически
активных веществ, компонентов пищи и продуктов, являющихся их источниками,
которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека при
использовании, для изготовления БАД.
3. Управлению организации службы,
государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора не допускать
регистрацию БАД для детей до 14 лет, за исключением: специализированных
витаминно-минеральных комплексов; БАД, содержащих про-
и пребиотики; БАД для приготовления традиционных травяных чаев из пищевых,
пряных и лекарственных растений, допущенных для использования в питании детей
СанПиН 2.3.3.1940-05 "Организация детского питания" (зарегистрированы
Минюстом России 03.02.2005, регистрационный N 6295).
4. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
4.1. Повысить действенность
государственного надзора за БАД.
4.2. При осуществлении контроля
за производством БАД обращать особое внимание на наличие разрешающих
документов на используемое сырье, соответствие содержания этикеточной надписи
продукта требованиям, изложенным в свидетельстве о государственной регистрации,
в том числе ингредиентный состав, показания и противопоказания к применению
БАД.
4.3. Обеспечить выполнение необходимых
лабораторных исследований БАД на наличие в них биологически активных
компонентов, указанных на этикеточной надписи, а также оснащение испытательных
лабораторий современным оборудованием и подготовку специалистов по методам
контроля компонентов.
4.4. Информировать о случаях выявления
БАД, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим,
санитарно-микробиологическим показателям и не соответствующих заявленным
уровням содержания активных компонентов, управления Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации для принятия соответствующих мер.
4.5. Осуществлять в средствах массовой информации
и среди населения разъяснительную работу о принципах здорового питания, в том
числе по вопросам, связанным с применением БАД.
4.6. Обеспечить надлежащее взаимодействие
с органами внутренних дел, а также органами исполнительной власти, осуществляющими
надзор в установленной сфере деятельности.
4.7. Доложить о проведенной работе до
01.07.2007 и в последующем до 01.01.2008.
5. ФГУЗ "Федеральному
центр гигиены и эпидемиологии":
5.1. Включить в план работы лабораторного
совета рассмотрение и апробацию новых методов контроля и идентификации БАД на
этапах их производства и оборота.
5.2. До 01.01.2008 обеспечить совместно с
ГУ НИИ питания РАМН подготовку специалистов Роспотребнадзора по методам
исследований БАД.
5.3. Осуществлять ежеквартально анализ и
подготовку аналитического материала о результатах государственного
санитарно-эпидемиологического надзора за производством и оборотом БАД.
5.4. До 01.05.2007 представить в
Роспотребнадзор данные по оснащенности испытательных лабораторий Центров
гигиены и эпидемиологии оборудованием и подготовке специалистов по методам
лабораторных исследований БАД.
6. Контроль за
выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО