ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
25 мая 2007 г.
N 01-06/19610
О МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ЗДРАВПУНКТОМ ТАМОЖНИ
ФТС России в связи с изданием Приказа ФТС
России от 19 апреля 2007 г. N 491 "Об утверждении типового положения о
здравпункте таможни" (далее - Приказ) доводит требования к медицинской
специальности заведующего здравпунктом таможни.
Приказом определены общие условия
деятельности здравпункта таможни.
Здравпункт таможни в системе
здравоохранения ФТС России является звеном первичной медико-санитарной помощи.
Главная цель создания здравпункта в таможне - это повышение доступности и
качества медицинской помощи для должностных лиц таможни.
При осуществлении здравпунктом таможни
медицинской деятельности в соответствии с указанным Приказом предполагается,
что врач-специалист, исполняющий обязанность заведующего здравпунктом таможни,
наряду с обязанностями руководителя подразделения выполняет трудовую
деятельность по имеющейся у него медицинской специальности врача-специалиста.
Функция врачебной должности определяется
объемом работы, который должен быть выполнен в пределах годового баланса
рабочего времени по должности, с учетом специфики организации деятельности
здравпункта.
Накопленный практический опыт (письмо
Минздравсоцразвития России от 30 мая 2006 г. N 15/393-16-3 "Об обеспечении
медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений") подтверждает,
что внедрение общей врачебной практики (ВОП) с одновременной реорганизацией
амбулаторно-поликлинического сектора здравоохранения повышает доступность
догоспитального этапа медицинской помощи, увеличивается ее объем, охват
населения иммунопрофилактикой, медицинскими осмотрами и диспансеризацией. При
этом уменьшается количество вызовов скорой помощи, повышается качество и
обеспечивается непрерывность оказания медицинской помощи, оптимизируется
использование наличных ресурсов. Почти на 40% сокращается число больных, направляемых
на специализированные консультативные амбулаторные приемы (за счет уменьшения
числа непрофильных пациентов). Это улучшает условия оказания специализированной
амбулаторной помощи. ВОП могут взять на себя до 50% объемов работы кардиолога и
ревматолога, 30% - гастроэнтеролога, 20% - эндокринолога, 45% - хирурга, 29% -
уролога, 30% - травматолога, 35% - оториноларинголога, 29% - офтальмолога, 46%
- невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30% - акушера-гинеколога. Роль
специалистов смещается в сторону консультативной помощи общепрактикующим врачам
и фельдшерам.
В связи с этим полагаем необходимым
руководителям таможен предоставлять преимущество при приеме на работу на
должность заведующего здравпунктом лицам, имеющим профессиональную
переподготовку по специальности "Общая врачебная практика (семейная
медицина)" и сертификат специалиста по этой специальности.
При отсутствии
кандидата на должность заведующего здравпунктом, имеющего указанную медицинскую
специальность, следует предусматривать в трудовом договоре с работником таможни
обязанность врача, занимающего должность заведующего здравпунктом и не имеющего
профессиональной переподготовки по специальности "Общая врачебная практика
(семейная медицина)", в течение первых 12 месяцев работы в должности пройти
профессиональную переподготовку по специальности "Общая врачебная практика
(семейная медицина)" и получить сертификат специалиста по этой специальности.
О порядке аттестации медицинских и
фармацевтических специалистов здравпункта.
Аттестация является одним из механизмов
государственного контроля за качеством подготовки
специалистов и уровнем оказания медицинской помощи должностным лицам таможенных
органов. Ее цель - стимулировать рост квалификации специалистов, улучшать
подбор, расстановку и использование кадров, повышать персональную
ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей. По
результатам аттестации специалистам здравпункта, кроме заведующего здравпунктом
таможни, присваивается квалификационная категория в порядке, установленном для
получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе
здравоохранения Российской Федерации (Приказ Минздрава России от 9 августа 2001
г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий").
В соответствии со
ст. 63 Федерального закона от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и в
целях ведомственного контроля за качеством подготовки специалистов и уровнем
оказания медицинской помощи должностным лицам таможенных органов,
совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами,
работающими в системе здравоохранения ФТС России, аттестация заведующих
здравпунктом врачей-специалистов на присвоение квалификационной категории проводится в системе Федеральной таможенной службы
Центральной аттестационной комиссией по присвоению квалификационных категорий
медицинским и фармацевтическим специалистам в установленном Приказом ФТС России
от 12 ноября 2004 г. N 277 "Об аттестации медицинских и фармацевтических
специалистов ФТС России" порядке.
К аттестации не допускаются специалисты,
не получившие сертификат специалиста, не прошедшие курсы повышения квалификации
по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в
течение последних пяти лет.
Информацию прошу довести до таможен,
имеющих здравпункты.
Первый заместитель Руководителя,
генерал-майор таможенной службы
В.М.МАЛИНИН