ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2007 г.
N КАС07-226
Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В.,
Хомчика В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению А. о признании недействующими
(в части) пунктов 1.3. и 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных
на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004
года N 256 по кассационной жалобе А. на решение Верховного Суда РФ от 23 марта
2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда
Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Министерства
здравоохранения и социального развития РФ Кузнецовой Е.А., возразившей против
кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей
кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в
редакции от 9 января 2007 г. N 3, утвержден Порядок медицинского отбора и
направления больных на санаторно-курортное лечение.
Абзацем вторым пункта 1.2. Порядка
предусмотрено, что медицинский отбор и направление на санаторно-курортное
лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия
(далее - ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.
Согласно пункту 1.3. Порядка лечащий врач
определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие
противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения
природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния
больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного),
данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
В сложных и конфликтных ситуациях по
представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности
санаторно-курортного лечения выдает ВК лечебно-профилактического учреждения.
ВК лечебно-профилактического учреждения
по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о
показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам,
имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг.
Пунктом 1.5. Порядка
предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии
противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки
справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для
получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного
лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает
соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.
Гражданам, имеющим право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для
получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического
учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно-курортного
лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Срок действия справки для получения
путевки 6 месяцев.
А., являющаяся
инвалидом, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании недействующим абзаца первого пункта 1.3. в части слов "и
отсутствие противопоказаний для его осуществления" и абзаца первого пункта
1.5. Порядка в части слов "и отсутствии противопоказаний".
В обоснование заявленного требования А.
сослалась на то, что оспоренные положения Порядка не соответствуют требованиям
п. 1 ч. I ст. 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи"
и приводят к нарушению социальных прав заявителя.
Верховный Суд РФ постановил приведенное
выше решение.
В кассационной жалобе А. ставит вопрос об
отмене судебного решения, считая, что суд дал неправильное толкование
оспоренных положений нормативного правового акта и п. 1 ч. I ст. 6.2.
Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене
решения Верховного Суда РФ.
Согласно п. 1 ч. I ст. 6.2. Федерального
закона "О государственной социальной помощи" граждане, указанные в
статье 6.1. настоящего Федерального закона (в том числе инвалиды), имеют право,
в частности, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное
лечение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3.
Закона порядок представления гражданам социальных услуг устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку
государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере
здравоохранения и социального развития.
В силу пункта 1
Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июня 2004 г. N 321, указанное Министерство является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,
социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Частью шестой статьи 37.1. Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля
1993 г. N 5487-1 также предусмотрено, что порядок оказания медицинской помощи
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
С учетом изложенных норм федерального
закона Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том,
что оспоренный заявителем нормативный правовой акт принят Министерством
здравоохранения и социального развития РФ в пределах предоставленных ему
полномочий.
Правильным является и вывод суда первой
инстанции об отсутствии каких-либо противоречий по существу между оспоренными
положениями Порядка и приведенным выше пунктом 1 части I статьи 6.2.
Федерального закона "О государственной социальной помощи", поскольку,
действительно, используемый в Федеральном законе термин "медицинские
показания", как более широкое понятие, чем изложенное в оспоренном акте понятие:
"отсутствие противопоказаний для его (санаторно-курортного лечения)
осуществления", вместе с тем, по своему смыслу, несомненно, включает в
себя и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению.
В связи с изложенным Кассационная
коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о неправильном
толковании, придаваемом Верховным Судом РФ оспоренным
положениям акта и нормам Федерального закона.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что
оспоренные положения Порядка на практике могут приводить к необоснованным
ограничениям социальных прав инвалидов, не может служить основанием для
признания решения Верховного Суда РФ незаконным.
С точки зрения судебного нормоконтроля
оспоренные положения акта (как это указано выше) не противоречат нормам
Федерального закона.
В случае нарушения медицинскими
учреждениями социальных прав заявителя в результате неправомерного применения
Порядка А. не лишена возможности оспорить такие
действия и соответствующие заключения медицинских учреждений в судебном порядке.
По изложенным мотивам кассационная жалоба
удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ,
Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской
Федерации от 23 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии:
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК