ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 августа 2007 г.
N 63
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЛИКВИДАЦИИ КОРИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко,
проанализировав эпидемическую обстановку по кори и эффективность проводимой работы
по профилактике этой инфекции, установил следующее.
В Российской Федерации проводится
комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на реализацию
Программы ликвидации кори к 2010 году.
Активно осуществляется деятельность
Национального научно-методического центра и региональных центров по надзору за
корью.
Повысилась эффективность
эпидемиологического надзора за коревой инфекцией, возрос объем серологических и
вирусологических исследований материала от больных.
Охват детей вакцинацией против кори в
установленные национальным календарем профилактических прививок сроки достиг
99,7%, ревакцинацией -96,7%.
Приняты меры по организации и проведению
дополнительной иммунизации лиц в возрасте до 35 лет, не привитых ранее живой
коревой вакциной или с неизвестным прививочным анамнезом.
Оценка динамики заболеваемости корью в
стране за последнее десятилетие свидетельствует о четко выраженной тенденции к
ее снижению. Почти в половине регионов страны случаи кори не регистрируются.
Вместе с тем, при реализации указанной
Программы имеют место определенные недостатки и нерешенные вопросы.
В 2006 году в стране произошел рост
заболеваемости корью в 2,5 раза. Показатель заболеваемости на 100 тыс.
населения составил 0,8 против 0,32 в 2005 году.
Наиболее высокая заболеваемость
отмечалась в Курской области (показатель составил 13,1 на 100 тыс. населения),
Республике Бурятия (6,3 на 100 тыс.). Рост заболеваемости корью в значительной
степени был обусловлен активизацией эпидемического процесса кори в приграничных
государствах, прежде всего на Украине, где в 2006 году зарегистрировано более
44,5 тыс. больных корью.
В Курской,
Белгородской, Смоленской, Орловской областях, г. Москве, а также в воинских
коллективах имели место вспышки кори, которые нередко формировалась за счет
завозных случаев.
В воинских коллективах значительное
увеличение заболеваемости корью отмечалось, в основном, за счет лиц с
неизвестным прививочным анамнезом.
В 2006 году рост заболеваемости корью
произошел во всех возрастных группах населения. Вместе с тем, заболеваемость
корью определялась, в основном, взрослым населением, удельный вес которого в
общей структуре заболевших составил 82,4%, причем, на возрастную группу 20-29
лет приходится 38,2% от числа заболевших взрослых.
Из числа заболевших корью взрослых (882
чел.) на долю профессиональных групп риска приходится 42% (350 чел.). Из них
военнослужащие составляют 15,1%, медицинские работники - 8,8%, студенты - 9%,
педагоги - 2,3%, работники торговли - 6,8%.
При этом медицинские работники нередко
являлись источником инфекции для пациентов и формировали в учреждениях очаги
кори разной степени интенсивности.
Наличие среди заболевших вакцинированных
и ревакцинированных лиц, в том числе получивших прививку 1-2 года назад, может
быть связано с нарушением условий транспортирования и хранения вакцины,
неудовлетворительной организацией работы прививочных кабинетов, ослаблением контроля за их деятельностью, а также за ведением
прививочной документации.
В настоящее время более половины
заболевших корью составили лица, не имеющие сведений о прививках против кори
или о заболевании корью в анамнезе. Практически четверть всех заболевших корью
приходится на не привитых против кори. Среди
заболевших корью детей 62,9% не получили прививки в декретированные сроки.
При общем высоком по стране охвате детей
ревакцинацией, в Белгородской, Московской, Калужской, Нижегородской областях,
Ямало-Ненецком, Эвенкийском автономных округах до настоящего времени
не достигнут рекомендуемый 95% уровень, а в Чеченской Республике он составляет
лишь 83,3%.
Недостаточными темпами осуществляется
иммунизация лиц в возрастной группе 18-35 лет. В целом по стране вакцинировано
против кори 22,1%, ревакцинировано 60% от численности данной возрастной группы.
Около 5 млн. человек все еще остаются не привитыми.
Неудовлетворительно эта работа проводится
в республиках Тыва, Северная Осетия, Карелия, Ставропольском
и Приморском краях, Псковской (40,27%), Волгоградской (39,9%), Нижегородской
(41,3%), Новгородской (65,48%), Пензенской (52,26%) областях, где доля лиц
18-35 лет, не имеющих ни одной прививки против кори и не болевших ранее,
составляет 32-65%, а в Московской области - 26%.
Во многих субъектах Российской Федерации
не принимаются действенные меры по выявлению и проведению дополнительной
иммунизации групп высокого риска - студентов высших и средних учебных
заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, военнослужащих,
работников торговли, мигрантов и др.
В гг. Москве и Санкт-Петербурге,
Приморском крае, Республике Башкортостан и др. в последнее время возросло число
отказов населения от проведения прививок, что свидетельствует об ослаблении
просветительной работы по информированию населения о негативных последствиях
отказа от иммунизации.
В результате
проведения в Российской Федерации трехлетнего пилотного проекта (на 11-ти
территориях со спорадическим уровнем заболеваемости) по активному поиску
возможных случаев кори среди больных с другими экзантемными
заболеваниями, были выявлены больные корью даже на территориях, где случаи
заболевания этой инфекцией не регистрировались в течение последних нескольких
лет, что свидетельствует о наличии восприимчивого населения и пропущенных
случаях кори в связи с недостаточным
вниманием медицинских работников к этой инфекции.
Итоги данного проекта позволили
установить, что необходимо обследовать лиц с экзантемными
заболеваниями исходя из расчета 2 больных на 100 тыс. населения в каждом
субъекте Российской Федерации.
Данный метод активного
эпиднадзора будет служить критерием оценки субъектов
Российской Федерации при их сертификации как территорий, свободных от кори.
Сохраняющиеся условия накопления
восприимчивых к кори контингентов населения, поздняя диагностика случаев и
несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий способствуют
формированию крупных очагов кори при заносе инфекции.
В минувшем году зарегистрировано 700
очагов кори, из них 18,5% - очаги с различной степенью распространения
инфекции.
В целях усиления
мероприятий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 году в Российской
Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации
от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 5 апреля
1999 г., ст. 1650), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ
"Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.
4736) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть на заседании
межведомственных противоэпидемических комиссий вопрос о ходе реализации
Программы ликвидации кори к 2010 году, внести необходимые изменения и
дополнения в планы мероприятий по реализации данной программы.
1.2. Оказывать содействие органам
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации и
проведении иммунизации против кори подлежащих контингентов.
1.3. Рассмотреть вопрос о введении
обязательного наличия сертификатов профилактических прививок с приоритетным
обеспечением ими всех детей в возрасте до 18 лет, учащихся средних учебных
заведений и студентов высших учебных заведений.
2. Министерству обороны Российской
Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о закупке вакцины против кори для
проведения иммунизации военнослужащих в возрасте до 35 лет, не привитых, не
болевших корью, не имеющих сведений о прививках, с обеспечением охвата не менее
95%.
3. Министерству образования Российской
Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о внесении в перечень документов,
необходимых для поступления в среднее или высшее учебное заведение, документов
о профилактических прививках.
4. Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию рекомендовать обеспечить своевременные
поставки живой коревой вакцины в субъекты Российской Федерации с соблюдением
условий транспортирования, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими
правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения
медицинских иммунобиологических препаратов" (зарегистрированы
Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003 г., регистрационный N 4410).
5. Руководителям средств массовой
информации рекомендовать регулярное освещение вопросов профилактики кори и реализации Программы ликвидации кори в Российской
Федерации.
6. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
6.1. Провести анализ привитости
детей в декретированных возрастах и лиц в возрасте до 35 лет, в том числе групп
риска (студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских
работников, педагогов, работников торговли и др.).
6.2. Завершить в
2007-2008 гг. вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших, не
имеющих сведений о прививках с первоочередной вакцинацией студентов высших и
средних учебных заведений, призывников, мигрантов, других труднодоступных групп
населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также
лиц из групп риска - медицинских работников, педагогов, работников торговли и
др. с охватом не менее 95% от числа подлежащих.
6.3. Обеспечить повсеместное поддержание
высокого уровня (не менее 95%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против
кори в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и
региона в целом строго в сроки, установленные национальным календарем
профилактических прививок.
6.4. Систематически осуществлять активное
выявление случаев кори среди больных другими экзантемными
заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях
активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2-х
лабораторно обследованных больных на 100 тыс. населения (ежегодно).
6.5. Повысить эффективность
противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, прежде всего за
счет максимального расширения их границ и своевременного выявления источников
инфекции. Прививки против кори по эпидпоказаниям
проводить (не зависимо от возраста) всем не привитым, не болевшим корью ранее,
а также не имеющим сведений о прививках.
6.6. Активизировать работу по широкому
информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и
негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
6.7. Обеспечить систематический
оперативный обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о
возникновении случаев заболевания корью и проводимых профилактических и
противоэпидемических мероприятиях.
7. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
7.1. Организовать и проводить
серологическое обследование больных экзантемными
заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях
активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2
обследованных на 100 тыс. населения (ежегодно).
7.2. Принять необходимые меры по
обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах
транспортирования и хранения коревой вакцины в каждом районе, на каждом
педиатрическом участке.
8. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации:
8.1. Обеспечить действенный надзор за
состоянием и достоверностью привитости против кори
детей в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе персонала
детских домов и домов ребенка, учащихся средних и высших учебных заведений,
работников лечебно-профилактических учреждений, приезжих специалистов (в том
числе строителей) и работников торговли.
8.2. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения
коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи, прежде
всего, в участковых больницах и пунктах.
8.3. Доложить о выполнении настоящего
постановления к 1 июля 2008 г.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО